ТЕМА

Достучаться до небес. Часть 1

20 апреля 2010 | 11:12 , Goofy, для ТЕМЫ

фото Сергея Гутиева

Никогда не пробовал достучаться до небес? Здесь это просто. Knock-knock-knock in the Heavens door. Кто там? Будда, Алла, может Шива? А оно тебе надо знать, кто там, за дверями? Здесь это кажется таким несущественным. Здесь все прежние проблемы превращаются в маленькие точки, неразличимые в дымке ущелий далеко внизу. Даже не понять, что там копошится то ли тяготы и невзгоды твои пыхтят, семеня ножками, пытаются угнаться за тобою ввысь. То ли это просто череда меланхоличных яков задумчиво бредет бесконечными горными тропами. Здесь не то чтобы нет сил, просто лениво думать об этой суете Здесь это Гималаи. Непал. У подножия вершины мира.


Ниже - описание фото-тура в формате трека продолжительностью 14 дней: комбинации классических Gokyo Trek и Everest Base Camp Trek, закольцованных через перевал Cho La Pass:

Лукла (2840) – Пакдинг (2610) – Монджо (2835) – Джорсале (2740) – Намче Базар (3440) – Съянгбоче (3720) – Кумджунг (3780) – Кьянгджума (3550) – Монг (3950) – Портце Танга (3680) – Доле (4110) – Луза (4360) – Мачерма (4470) – Пангга (4480) – Гокьйо (4790) – ледник Нгозумба – Драгнаг (4700) – перевал Чо Ла Пасс (5368) – Дзонгла (4830) – Лобуче (4910) – перевал Лобуче Пасс (5110) – ледник Шангри Нуп – ледник Шангри Шар – Горак Шеп (5140) – ледник Шангри Шар – ледник Шангри Нуп – перевал Лобуче Пасс (5110) – Лобуче (4910) – перевал Дугла Пасс (4830) – Дугла (4620) – Периче (4240) – перевал Периче Пасс (4270) – Оршо (4190) – Шомарэ (4010) – Пангбоче (3930) – Дэбоче (3820) – Тэнгбоче (3860) – Пунги Танга (3250) – Кьянгджума (3550) – Намче Базар (3440) – Джорсале (2740) – Монджо (2835) – Пакдинг (2610) – Лукла (2840).
 
 
Восхождения и прочие подвиги: восхождение на Гокьйо Ри (5357), переход через перевал Чо Ла Пасс (5368), восхождение на Кала Паттар (5555).
 
Чистого ходового времени около 57 часов без учета времени восхождений, пройдено около 135 км, перепад высот по треку составил 2975 метров.
 
Чтобы пройти 135 км пешком, пришлось преодолеть 13500 км по воздуху. Перелет Киев – Шарджи – Катманду – Шарджи – Киев осуществлен авиакомпанией AirArabia. Перелет Катманду – Лукла – Катманду блестяще выполнен авиакомпанией Yeti Airlines (незабываемые ощущения, рекомендую всем!). Общее время в воздухе составило 19 часов. Ожидание в аэропортах «съело» в общей сложности более 24 часов.
 
В треке было выпито всего лишь 2,75 литра того, что называется Russian Diamox или Russian Oxygen, т.е. водки (исключительно в целях профилактики горной болезни), съедено около 2,5 кг сала с чесноком и несчитанное количество палок ск колбасы, упаковок паштета, плиток шоколада и орешков.
 
Непальскую землю трекали:
 
 
Сергей Гутиев (широко известный в узких кругах профессиональных фотографов и альпинистов как Гуталин) – руководитель и гид, вдохновитель гималайских фото-туров, место жительства то ли Киев, то ли Катманду;
 
Настя и Юля – очаровательные киевские девчонки, к тому же еще и отличные фотографы;
 
Юра – состоявшийся человек, бизнесмен и фотограф, Киев;
 
Серега, он же Йогурт – не самый легкий на подъем человек, но если уж поднимается, то на 5000 его уже не остановить. Фотограф (заразная болезнь, между прочим). Киев.
 
Игорь aka Father, за глаза погоняла Ялтинский – самый легкий на подъем человек из всех мне знакомых. Кроме фотографии болеет маниакальной привязанностью к своему нетбуку – не расстается с ним даже в горах. Ялта.
 
Мир Каджи, Тэмба Шерпа, Дурга Таман, Саила Рай и Лакпа Нуру – бригада шерпов-портеров, сопровождала нас на протяжении всего трека.
 
Ну и я, безлошадный доскер с мыльницей в кармане.
 
Из прочих интересностей трека.
 
Повесили украинский флаг в самой высокогорной лодже в Горак Шепе (5140). Футболки с автографами оставили в Дэбоче и в Лукле. Оставили автографы на стене в ресторане в Катманду, недалеко от автографов Хиллари и Мэсснера.
 
Посетили древние буддистские монастыри в Пангбоче и в Тэнгбоче. Вдоволь накрутились барабанов и обошли (по часовой стрелке) несметное количество ступ и мани-стоунов.
 
Слушали, как кричит голосом Йети озеро Тауджунг Чо.
 
Желающие чистили чакры, т.е. пытались искупаться в высокогорном озере Дуд Покхари, более известном как озеро Гокьйо, на высоте 4750 метров над уровнем моря.
 
 
Кушали ужин, приготовленный шестикратным покорителем Эвереста.
 
На вершине Гокьйо Ри, на высоте 5357 на меня напала маленькая, но злобная шиншилла, покусала мне пальцы, а все потому, что ей, видите ли, колбаса больше нравится, чем орешки.
 
Гонял череду яков и быков от Пунги Танга до Кумджунга.
 
Играли на местной балалайке.
 
Пил в Лукле с шерпаками ракши. Ничего так, под свеженький дал бат.
 
Горячий душ! После 14 дней трека! Это круче даже, чем… даже не знаю с чем сравнить. Это даже не просто очень круто! Это удивительно! Волшебно!
 
Гуляли по туристической резервации Тамелю и за его пределами.
 
Пили местное вино с медом, цветами, травами и кореньями.
 
Пинали ногами ленивых коров, отбивались от назойливых торговцев сувенирами и гашишем, с опаской поглядывали на притаившихся на крышах и стенах обезьян.
 
Втыкали, как священная река Багмати уносит пепел сожженных индусами тел умерших.
 
В те же воды отправился и мой фотоаппарат.
 
Видели Будднат, Сваямбунат, Пашупатинат и прочие достойные внимания места в Кадмандинске.
 
Кушали момо и запивали их ласси.
 
В общем, есть о чем рассказать.
 
 
День -1. Предистория
 
Все начиналось в один из тех томных сентябрьских дней, когда на дворе лето все еще плавит асфальт, а осень едва-едва проступает, да и то лишь на календаре, да на лицах людей. Ни с того, ни с сего Серега (он же Йогурт) спрашивает меня по «асе», не хочу ли я съездить в Гималаи. Вопрос как минимум странный. Уж кому-кому, а ему должны быть хорошо известны мои пляжно-матрасные убеждения в отношении отдыха. От неожиданности я даже повторяю вопрос вслух: «А не хочу ли я съездить в Гималаи?». Вопрос легко выпархивает на середину комнаты, с одобрением смотрит на фотографию Башкаринского озера на стене, на прикорнувших в углу Ваню и Фёклу (Rossi Series One & Völkl), на выстроенные под синтезатором трековые ботинки, ролики и сноуборд-боты. «А не хочу!», - и вопрос, недоуменно пожав плечами, тихо тает в душном оболонском воздухе. По моим твердым убеждениям в декабре следует дайвить в районе Красноморска, а не шляться по горам. Но семя в почву обронено…
 
Серега умеет быть убедительным. Как опытный рекламист, он знает, что никому ничего не нужно навязывать – достаточно небрежно обронить как бы бесхозную идею, и человек сам ее подберет (авось в хозяйстве пригодится). А затем если время от времени ее подпитывать… Во время пивных посиделок между ностальгическими воспоминаниями о Приюте и Кайавгане Йогурт дозировано рассказывает о предстоящей вылазке. Идея проста: собирается группа фотографов и отправляется в Гималаи в фото-тур. Это вроде бы трек, с тем отличием, что участники смотрят на окружающие красоты не только своими ясными очами, но и через объективы всевозможных Никонов, Кодаков, Леек, Лингофов и прочих трехногих друзей (эти парни и девчонки склонны устанавливать фотокамеры на штативы). Идея была выложена на одном из фото-сайтов небезызвестным Гуталином и там же подобрана Йогуртом.
 
Я говорю небезызвестным, потому что заочно с Сергеем Гутиевым был знаком и раньше. В прошлом году мы с Йогуртом готовили корпоративный календарь на тему 14-ти восьмитысячников планеты и среди прочих использовали фотографии Гуталина. Например, предзакатный Эверест – умопомрачительная картинка!
 
Словом, понемногу я свыкся с мыслью, что Гималаи – это что-то близкое и почти неизбежное. Год этот был для меня очень и очень насыщенным – в январе катал в Италии, в феврале – спонтанный марш-бросок в Иран, жирные карпатские покатушки в марте-апреле, в мае наслаждался любимым Тиролем, уволился с работы в июле, в августе очередная попытка покорения Эльбруса, в октябре поступил на программу MBA, в ноябре выпускал ежедневную газету в Турции. Для полноты картины осталось отчебучить в декабре что-нибудь эдакое.
 
Йогурт, видя мои колебания, сообщает, что предстоящий трек полностью вписывается в мою концепцию отдыха – будет тепло, матрасно и, возможно, даже пляжно. Забегая вперед, скажу, что он почти не обманул. Действительно, в Гималаях в декабре тепло – но только днем на солнце, если ветра нет, и по пару часов вечерами в лоджах, возле печек-буржуек. Ночью – ужасный дубарь. Зато ночью очень матрасно – в том смысле, что мы спали на матрацах. А пляж был организован на озере в Гокье. Отсутствие песка компенсировалось тонким хрустящим ледком.
 
К началу ноября я уже практически полностью готов к приключениям. Последние сомнения улетучиваются, когда узнаю, что к фото-туру присоединяется Игорь, известный участникам августовской вылазки на Эльбрус, как Ялтинский. Верная примета – там, где Ялтинский, скучать не придется.
 
Решено – треба ехать. Чтобы выкроить в своем графике время для вылазки, форсирую сдачу зачетов в Московской бизнес-школе, где имею удовольствие обучаться. Вопрос с денежными знаками тоже решается благополучно – благодаря настойчивости Йогурта родной (увы, уже в прошлом) концерн «вспоминает» о невыплаченной полгода назад премии. Жизнь налаживается.
 
Учредительное собрание участников фото-пробега созывается в «Баварском дворике» на Осокорках. Собираются все, кроме Ялтинского. Знакомимся. В Непал отправляемся группой в семь человек. Сергей Гутиев – руководитель, гид и самый-самый главный фотограф, Настя и Юра – фотографы с пленочными камерами, Юля и Йогурт – с зеркальными «цифровиками», Ялтинский – пилигрим с «цифрой» и нетбуком, я – доскер с «мыльницей», но без доски. Такое вот табель о рангах.
 
Гуталин подробно расписывает, чего брать из одежды и снаряги, рассказывает о предстоящих телодвижениях. Словом, обычный инструктаж. Кстати, очень многое из необходимых вещей совсем не обязательно тащить из Киева, а можно приобрести в Катманду по вполне разумным ценам.
 
Остановлюсь на снаряге подробнее. Принцип горного туризма – брать поменьше и полегче – в Гималаях соблюдается не так строго, потому как есть шерпы, которые всегда помогут с транспортировкой неподъемного груза. Небезвозмездно, конечно. День работы портера обходится в 600 непальских рупий, т.е. около $8,5. Один портер тащит на себе порядка 30-40 килограмм. Можно посчитать: когда Роман Абрамович карабкался на Килиманджаро и его сопровождали 150 портеров, то, получается порядка пяти тонн багажа. Вот ведь, наверное, с бедняги за перевес авиалинии слупили!
 
Итак, снаряга. Я брал рюкзак на 45 литров – вполне хватило. Все лишнее нес на внешнем подвесе в крепах под сноуборд. Штурмовой рюкзак есть смысл брать, если основной отдаешь нести портеру. А так он и не нужен. Я свой штурмовичок при выезде в Луклу оставил в гостинице в Катманду, вместе с ненужными в треке вещами. Спальник на -9°С (комфорт) – слишком теплый, тяжелый и много места занимает. Можно брать летние спальники – все равно в лоджах выдают одеяла, а если изловчиться, так парочка одеял заменит спальник полностью. Ялтинский, например, свой спальник за трек ни разу не распаковал, я свой всего пару раз использовал. Из КЛМН нужен только Н, резать сало и колбасу, без К можно легко обойтись, ЛМ вообще не нужны. Налобный фонарик, солнцезащитные очки – нужны! В отличие от Эльбруса, горнолыжную маску брать категорически не стоит. Трековые ботинки. Лучше не пожлобиться и взять хорошие, потому как три недели прыганья по камням быстро убьют любую, даже самую красивую на вид имитацию. На смену (для передвижения по лоджам) нужны легкие кроссовки или тапочки. Термобелье. А также обычное х/б белье: две-три пары футболок, носки и трусы. Я брал носки из расчета пара на два дня трека, плюс по паре на прилет и отлет. Трусов можно не так много. Стирать какие-либо вещи в горах возможности нет. Флиска, виндстоппер, две пары перчаток – тонкие флисовые и теплые, можно г\лыжные. Можно верхонки взять. Штаны. Я обходился шортами. Когда стало холодновато, поддевал под шорты термобелье. Когда пошла жесть – одевал бордюковские штаны от Rossi, правда приходилось шнурками подвязывать клеши, чтобы не подметать тропинки. Как вариант, можно взять флисовые штаны, а к ним поверх - самосбросы, на случай непогоды.
 
Гуталин очень рекомендовал обзавестись пуховиком. Кстати, пуховик – национальная одежда непальцев, во всяком случае, так оно выглядит на месте. Но я, как ярый приверженец теории «трех слоев» взял свою убитую-преубитую г\лыжную курточку и ничего – не умер. Для подстраховки брал тончайшую яхтенную штормовку. На голову бандану, шапку или шляпу – кому что нравится, главное, чтобы от солнца прикрыться – оно в Гималаях беспощадное. Платок на шею – не для красоты, а тоже от солнца. На холод и ветер сойдет флисовая шапка (плюс капюшон). Балаклава.
 
Трековые палки. Гуталин обходился без них, но, вообще-то, здорово упрощают жизнь. Мыльно-рыльные – много брать не стоит – все равно возможностей помыться будет немного. Брусок мыла и пузырек шампуня. Бритву можно брать, можно и не брать – я, например, брился через день, а народ обрастал – кому как нравится. Крем от солнца от 30 и выше, помада-бальзам для губ, пластырь и какой-нибудь крем или гель для ног.
 
Аптечка – индивидуально. Мне, например, достаточно было две баночки пива, чтобы почувствовать себя лучше. В Катманду по совету Гуталина купили какой-то чудо-препарат для сердца. Но я не воспользовался – подгоню парням на покатушках в Иране. Зато брал с собой витаминки и гематоген. Не знаю, какой от них эффект, но девчонки охотно угощались.
 
Алкоголь. Тема спорная, каждый решает ее сам. Мы применяли в терапевтических дозах по 25-30 грамм где-то. Исключительно, чтобы сбить оскому после ходового дня. Лучше всего взять в Duty Free Гданскую водку. Она в удобных алюминиевых бутылках, разных вкусов. Пиво в горах – зло. Не потому что вредно, наоборот даже, но очень дорого. Фляжки для воды брать не обязательно. Можно использовать обыкновенную пластиковую бутылку от минералки. Термос стоит взять. Из еды правильно взять сырокопченую колбасу, сало и чеснок. Шоколадки и орешки – купить на месте. Всяким сникерсам отказать – на холоде они твердеют и представляют серьезную опасность для зубов. Чай в пакетиках – тоже на месте купить (потом расскажу зачем).
 
Вообще-то в Катманду перед треком можно купить все или почти все. Цены от очень демократичных до не очень, качество от едва терпимого до вполне приемлемого. Судите сами: балаклава $3, шапка флисовая $3, очки $4, самосбросы $8, палки трековые $10 за пару, перчатки $10, флиска $10, пуховка $20, ботинки от $50 и т.д.
 
Что еще взять? Обязательно комплект чистой одежды для перемещений по Катманду и на перелет. Джинсы, футболку, реглан, кроссовки. При выезде на трек все это можно оставить в камере хранения в гостинице в Катманду.
 
Туалетная бумага. Очень важный в походе дивайс! По рулону на человека. Спички, зажигалки, сигареты для курящих – в горах сии предметы роскоши неоправданно дороги. Презервативы можно не брать. Лоджии по звукоизоляции очень напоминают славное общежитие имени монаха Бертольда Шварца и любая попытка будет прекрасно слышна и живо обсуждаться или осуждаться (смотря по времени суток) всеми обитателями лоджии. Да и холодно очень. Хотя история знает прецеденты.
 
Часы. Желательно, чтобы были хоть у кого-нибудь в группе. Потому как заряжать телефоны в горах – удовольствие дорогое и бестолковое, поскольку связи на основной части маршрута все равно нет, а там где она есть – звонить слишком накладно, проще отправить мыло из сайбер-кафе. Я свой телефон на время трека оставлял в Катманду.
 
МП3 плейеры, нетбуки и прочие гаджеты. Как по мне – они в треке не нужны. Но Ялтинский, например, несколько иного мнения. Фотоаппараты. Да! Грех не запечатлеть такую красоту. Не забывать про батарейки. На холоде они сдыхают очень быстро. Батарейки рекомендую покупать на родине в хорошем фотомагазине. Того говна, что я купил в Катманду, хватало только на то, чтобы высветить на экранчике «Недостаточный заряд батарей» и тут же скончаться. Не экономить на картах памяти. Я, например, привез больше тысячи снимков – и это при том, что фотографировал неоправданно мало.
 
Вроде ничего не забыл. Ах да! Не забыть взять на группу пару маркеров и упаковку канцелярских кнопок. Зачем? Всему свой черед – скоро узнаете. Можно взять картишки или шахматишки, дабы коротать вечера. Но можно и не брать – нам, например, за две недели было не особо скучно – просто болтали о всякой фигне и как-то не особо надоело. Еще Гуталин попросил всех взять с собой фотографии для визы, оформить страховки и на этом инструктаж закончился.
 
На мои скромные попытки выяснить, брать ли с собой сноуборд, Йогурт и Гуталин в один голос, никак не аргументируя, ответили категорическим отказом. И они правы – теперь я знаю, что каталки в Непале нет и вряд ли когда будет. Спуск по этим склонам по силам только Йети и сноуборд-панкам, вроде француза Марко Зиффреди и австрийца Стефана Гатта, или г\лыжным крейзи, таким, как Даво Карничар из Словении. Кто не в курсе, Даво спустился на лыжах с Эвереста осенью 2000 года. В мае 2001 первый спуск с Эвереста на доске записали за Марко – он скатился с вершины до Advanced Base Camp. Но прикол в том, что доска Марко нарезала дугу по следу сноуборда Стефана, который вышел на вершину на день раньше. Просто до лагеря Стефан не дотянул каких-то 100 метров и спускался пешком, поэтому его попытку почему-то не засчитали. И Марко и Стефан до этого успешно спускались с Чо-Ойю – еще одного восьмитысячника в Непале. Кстати, любопытный факт: на носу своего сноуборда (Elan) Марко приклеил старый ярлык от K2 Telemark, гласящий: «Если бы это было просто…это бы называлось катанием на сноуборде». Через полтора года Марко вытащил свою досочку вновь на Эверест, пристегнулся и ушел в свой последний спуск. Его более никто не видел, бытует мнение, что он живет где-то в Тибете, развлекается, швыряя камушки в яков, а время от времени берет свою доску и идет обкатывать новые склоны…
 
Незадолго до гималайской вылазки я еще успел сгонять на недельку в Турцию на фестиваль туристических агентств «ТурДом-4». Сложно объяснить каким боком я туда попал, да и дело не в этом. В Турции познакомился с Виталиком Запорожцем. По приезду опять встретил его, на Катиной выставке в «Экспоплазе», где он от имени турагентства «5 шагов» проводил семинары как раз по гималайским трекам. Мир тесен. Оказывается, он отлично знает и Гуталина и Йогурта, более того, с Йогуртом они даже в трек вместе ходили в позапрошлом году. Развелось фотографов…

 

Продолжение следует



комментарии [2]

26.04.2010 16:06     ЧУК Ну что за "кушали" - ненормативное употребление в современном рус. языке, норма в выражении: "кушать подано" и в отношении детей в возрасте до 3 лет. Грамотеи! Тошнит от вас. И кому нужна эта примитивная преамбула?
26.04.2010 14:35     Вarva Замечательно!!! Жду продолжения!
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: АР

Австралийский пожарный Дэвид Три из городка Mirboo North делится водой с испуганным и раненым коалой в зоне, где тушат загоревшийся лес. Пожары на юге Австралии привели к гибели 181 человека, пишет New York Times со ссылкой на данные австралийской полиции.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: