Почему вы, режиссер по образованию, не снимаете кино?
Я сам задаю себе этот же вопрос. И не только себе, но и продюсерам, инвесторам... Мне отвечают, что существуют проблемы, связанные с маркетингом и мировым кризисом. Всегда находятся какие-то причины. Наверное, у меня недостаточно смешные сценарии... Да, и сам я страдаю не очень доходчивым чувством юмора. Поэтому не пускают меня разговаривать с миром, считая, что потраченные таким способом деньги попросту вылетят в трубу.
Но эксплуатируют вас в основном как актера...
Я так понимаю, что если у человека есть сексуальное обаяние, то его надо всячески использовать, чтобы общество любовалось таким созданием природы как я. Я ж ничего особого не делаю... То в сортире замочу кого-то, то в асфальт закатаю, то на деньги разведу... Странно, но за это еще и платят. Если моя биомасса нравится людям, значит надо потворствовать этому желанию.
Хм... Интересно, кем бы вы могли стать, если бы не свернули в сторону творчества?
О-о-о... Я мог бы управлять Золотой ордой. Мог быть хозяином гарема... Такие административные должности мне по душе.
Кстати, вам известно, что фильм Киры Муратовой «Два в одном», в котором вы сыграли небольшую роль, многие кинокритики сочли, чуть ли не порнографическим?
Значит, его надо демонстрировать с определенной пометкой в определенное время суток. Хотя для восприятия каких-то вещей нужно сначала получить определенное образование. Ведь если человек не умеет читать, зачем же ему тогда подсовывать книгу?.. Разве что только для рассмотрения картинок.
Правда, что за участие в фильме «Груз 200» вы вытребовали у продюсера гонорар в 3000 долларов за съемочный день?
Правда. Мне надо было и больше заплатить - в десятки раз! Потому что в этом фильме меня несколько раз дубасили. Также я насиловал главную героиню и лежал в голом виде, облепленный мухами. Очень сложная роль попалась... Мучительная!
Это Алексей Балабанов (режиссер фильма «Груз 200») так отплатил - в прямом и переносном смысле - за то, что благодаря своим связям вы «отмазали» его в свое время от наезда питерских бандитов?
А кто ж его знает... Нет у меня никаких связей с бандитами. Так, знал кое-кого и все. Зато у меня очень много знакомств среди официантов, музыкантов... Хотелось бы иметь больше интимных связей. Но здесь, увы, возможности человека ограничены.
Перед тем как встретится с вами, я много прочитал о вас... И обнаружил, что вы постоянно влезаете в какие-то передряги - то вас лошадь копытом по лицу ударит, то в доме горящем доме окажитесь, то рельсой вас кто-то сзади бацнет...
...А недавно мне три ребра сломали в Москве.
Так вы специально подыскиваете приключения на свою голову?
Да нет... Просто мир негармоничен. В нем масса различных шероховатостей, углов... Мне трудно их все обходить. Но я пытаюсь собственным телом шлифовать это все неорганичное пространство, способствуя созданию красоты. И я не ищу особых приключений. Даже больше - не вижу их в своей скучной творческой жизни. Она достаточно рутинная... Зато я постоянно испытываю приступы вдохновения, наслаждаюсь природой, общением с интересными людьми, любовью с великолепными женщинами. Иногда, конечно, это все надоедает и я... (Баширов задумывается) даю интервью, чтобы разнообразить этот, достаточно унылый, пейзаж.
Давайте попробуем все же поговорить серьезно. Полученный в жизни опыт способствует вашей актерской работе?
Не всегда. (Лицо Баширова приобретает серьезный вид) Какие-то вещи приходится додумывать, воображать, входить в предполагаемые обстоятельства. В общем, существует определенное напряжение. Но каких-то особых усилий с моей стороны не прилагается. Даже в сексуальных сценах. Они в кино, как известно, происходят понарошку. Душил недавно в Талине одного актера... Тоже не по-настоящему. Я делаю в кадре ужасно свирепый вид, но руки-то не смыкаются... Хотя, признаюсь, очень хотелось их сомкнуть.
И что же делать в таких случаях?
Тут как раз проблема оболочки... То есть - формы. Остатки воспитания, культуры дают о себе знать. Ведь я воспитывался в советском обществе... Моральный кодекс, осколки коммунизма - все это осталось в подкорке мозга. Нравственный закон - весьма сложная штука. Поэтому на съемочной площадке приходится соответствовать технике безопасности и санитарной гигиене.
В одном из ваших интервью вы сказали, что разочаровались в силе искусства и стали циничнее... Это случилось после того, как ваш документальный фильм о жизни и войне в Югославии «Белград, Белград» не получил отклика у телевизионной аудитории...
...Просто война в Югославии закончилась, и история стала неактуальной. Жители города Белграда стали неинтересны миру в качестве проигравшей стороны. Тем более после обвинений в геноциде албанского населения.
А я вам хотел сказать, что сейчас множество явлений не получают отклика по причине того, что мы живем в слишком информационное время, где одни события быстро размываются в памяти другими.
Я думаю, что состояние определенного конформизма в обществе связанно не только с адаптацией человека, потерей культурных ориентиров и жаждой цивилизоваться. Просто общественные потребности сейчас формулируются, а не определяются запросами самого общества.
Кто же их формулирует?
Производители различных продуктов, вследствие чего они становятся потребностью. А общество тем временем заплывает салом.
Украинским?
Увы, нет. Тогда Украина была бы богатой страной. Кстати, хорошая идея - покрыть весь мир вашим салом. Но мы отвлеклись... Проблема даже не в самом обществе, а в тех буйных - нонконформистах, - которые должны формулировать свое критическое отношение к реальности. Они должны иметь в себе человеческую смелость творить.
Как вы? Ведь вы же, если не ошибаюсь, уже много лет проводите в Питере фестиваль «Дебошир-фильм», сотрясая таким способом заплывшее салом общество?
Двенадцать лет назад, организовывая этот фестиваль, я сам не знал, что он будет так долго жить. Помню, думал: ну покажем разок фильмы, которые не нужны другим фестивалям по каким-то коммерческим, эстетическим и нравственным причинам. Время тогда было такое - синефильское, что ли... Было ощущение прихода в кино нового поколения, которое начнет разрабатывать новые творческие теми и языки их повествования. Помните, фильм «Брат» как раз тогда появился? Через него очень явственно проходили токи времени.
А сейчас через кого они проходят?
Через бренды и торговые марки постоянно проходят какие-то токи... в основном финансовые.
Вы знаете, что в интернете полно роликов с вашими интервью в пьяном виде... Я так понимаю, любите вы это дело...
(Баширов улыбается) Как человек беззащитный, искренний и доброжелательный я просто часто попадаюсь на глаза в таком виде. Но культа в пьянстве не вижу. Могу пить, могу не пить... Это же не противозаконно?
Пока нет. Вы, кстати, не боитесь произвести в нетрезвом состоянии плохое впечатление на людей?
Боюсь... И иногда произвожу. Ну, а что поделаешь - это жизнь! У каждого из нас есть недостатки. Я с ними... не то чтобы борюсь - я больше забавляюсь. И как часть этого общества постепенно оттачиваю свои грани, чтобы когда-нибудь достигнуть совершенства алмаза.
Как вы относитесь к новой антиалкогольной кампании, которая развернулась недавно в России?
Я выступаю за здоровое общество и согласен с тем, что пить каждый день - плохо. Это надо как-то останавливать. Нужно иметь какие-то границы... Ну, три дня попил - и хватит! (Баширов начинает гоготать) Кроме того, нужно же качественное что-то пить... Коньяк, например. И, желательно, за чужой сет. Тогда не так обидно утром, когда болит голова - не за свои ведь деньги она раскалывается.
Но если говорить серьезно, то человек несет ответственность сам за свою жизнь. Если он не в состоянии креативить, иными словами - творить, если не понимает, что он для этого и рожден - для созидания, - тогда его пьянство превращается в растянутый акт самоубийства.
Вам нравится время, в котором вы живете?
По-разному. Хотелось бы, конечно, быть бесконечным, сведущим, вездесущим... и бессмертным. А также молодым, богатым и здоровым. Но - что есть, то есть.