Россия расширила полномочия спецслужбы04 августа 2010 | 02:47 В апреле 2010 года Правительство России внесло в Государственную Думу законопроект, в котором вводится административная ответственность за неповиновение требованиям сотрудникам ФСБ и воспрепятствование их работе. Законопроект вносит поправки в закон «Об ФСБ» и Кодекс об административных правонарушениях. Повод - борьба с экстремизмом. 11 июня Госдума одобрила законопроект в первом чтении, 9 июля - во втором, 16-го - в третьем. Совет Федерации одобрил проект 19 июля и 29 июля он был подписан президентом Медведевым. О чем проект Проектом закона органам ФСБ предоставляется право выносить официальные предостережения лицам о недопустимости их действий, создающих условия для совершения преступлений. Конкретные меры наказания в пояснительной записке не уточнялись. Аналогичная статья 19.3 КоАП («Неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции») наказывается административным арестом на срок до 15 суток. По словам источника газеты Ведомости в ФСБ, несколько лет назад в практику работы органов федеральной службы госбезопасности была введена такая профилактическая мера, как предупреждение. Она применялась в ситуациях, когда подследственное ФСБ преступление не совершено, но граждане и должностные лица создают к нему предпосылки (небрежно хранят секретные документы, не принимают мер для предотвращения предпосылок к совершению теракта, создают предпосылки к публичным призывам к экстремистской деятельности и т.д.). Но эта мера не была действенной, поскольку не предусматривала санкции, поэтому и возникла необходимость ввести административное наказание для таких нарушений. В основном речь шла о профилактике утечки секретных сведений и халатного отношения к правилам безопасности, направленным на предотвращение терактов. Однако законопроект затрагивает другую область деятельности ФСБ. Судя по тексту пояснительной записки (ниже), в ФСБ столкнулись с некоторыми сложностями в борьбе с экстремизмом. Ведь действующий закон "О противодействии экстремистской деятельности" (ст. 2) отдает приоритеты в этой борьбе "мерам, направленным на предупреждение экстремистской деятельности", то есть профилактике, эффективность которой может усилиться, если чекистам позволят выносить официальные предупреждения. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 1 Внести в Федеральный закон от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 15, ст. 1269; 2000, № 1, ст. 9; 2003, № 2, ст. 156; № 27, ст. 2700; 2006, № 17, ст. 1779; № 31, ст. 3452; 2007, № 31, ст. 4008; № 50, ст. 6241; 2008, № 52, ст. 6235) следующие изменения: 1) дополнить статью 13 пунктом "г2" следующего содержания: "г2) объявлять физическому лицу официальное предостережение о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности;"; 2) дополнить статьей 131 следующего содержания: "Статья 131. Применение органами федеральной службы безопасности мер специальной профилактики К мерам специальной профилактики, применяемым органами федеральной службы безопасности, относятся внесение представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, и объявление официального предостережения о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности. Порядок внесения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, порядок объявления официального предостережения о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, форму официального предостережения, а также перечни категорий руководителей органов федеральной службы безопасности и их заместителей, уполномоченных вносить представление и объявлять официальное предостережение, устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности. При наличии достаточных данных, выявленных в процессе оперативно-служебной деятельности органов федеральной службы безопасности и указывающих на наличие причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, органами федеральной службы безопасности вносятся в соответствующие государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, тексты которых могут быть опубликованы органами федеральной службы безопасности в средствах массовой информации без согласия государственных органов, администраций предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, которым внесено представление. Представление является обязательным для исполнения. Невыполнение содержащихся в представлении требований влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В целях предупреждения совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о действиях физического лица, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения указанных преступлений, и при отсутствии оснований для его привлечения к уголовной ответственности органы федеральной службы безопасности, предварительно уведомив об этом уполномоченного прокурора, могут объявлять этому лицу официальное предостережение о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения таких преступлений. Руководитель органа федеральной службы безопасности или его заместитель, уполномоченные объявлять официальное предостережение о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, в течение десяти дней после получения сведений о совершении физическим лицом указанных действий по результатам проверки этих сведений объявляют официальное предостережение, в котором указываются основания для его объявления, а в необходимых случаях - срок его исполнения. Не позднее чем через пять дней со дня объявления физическому лицу официального предостережения указанное лицо письменно уведомляется об этом. Для объявления официального предостережения указанное лицо может быть вызвано в органы федеральной службы безопасности. Текст официального предостережения может быть опубликован органами федеральной службы безопасности в средствах массовой информации без согласия физического лица, которому оно объявлено. Официальное предостережение является обязательным для исполнения. В случае невыполнения содержащихся в официальном предостережении требований физическое лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.". Статья 2 Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 45; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст. 3104, 3131; № 50, ст. 5247; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2251; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26 ст. 3120, 3122; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6412) следующие изменения: 1) в статье 19.3: а) наименование после слов "психотропных веществ," дополнить словами "сотрудника органов федеральной службы безопасности,"; б) дополнить частью 4 следующего содержания: "4. Неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц - от одной тысячи до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей."; 2) в части 1 статьи 23.1 слова "частями 1 и 3 статьи 19.3" заменить словами "частями 1, 3 и 4 статьи 19.3"; 3) пункт 56 части 2 статьи 28.3 после слов "статьи 14.20," дополнить словами "частью 4 статьи 19.3,". Президент Российской Федерации Текст пояснительной записки О проекте федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Проект федерального закона разработан и внесен ФСБ России. Законопроект направлен на законодательное закрепление института мер специальной профилактики, применяемых органами федеральной службы безопасности, и наделение указанных органов правом объявления официального предостережения о недопустимости действий лица, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности. Статья 2 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве одного из основных принципов противодействия экстремистской деятельности называет приоритет мер, направленных на ее предупреждение. К числу таких профилактических мер может быть отнесено и предоставленное органам федеральной службы безопасности пунктом «л» статьи 13 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» право вносить в государственные органы, администрации предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также в общественные объединения, обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, совершению преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности. Однако данное право не дает возможности органам федеральной службы безопасности применять профилактические меры в отношении физических лиц. В связи с этим законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» положениями, предоставляющими органам федеральной службы безопасности право объявления официального предостережения о недопустимости действий лица, вызывающих возникновение причин и создающих условий для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности. Кроме того, законопроектом предусматривается введение административной ответственности за неповиновение законному распоряжению и требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, для чего предлагается внести соответствующие изменения в статьи 19.3, 23.1 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Реализация законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета. Предлагаемые решения не окажут влияние на деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органов местного самоуправления, а также не потребуют выделения дополнительных ассигнований из соответствующих бюджетов или сокращения их доходной части. По решению Совета Государственной Думы от 4 мая 2010 г. (протокол № 197, пункт 35) ЗАКЛЮЧЕНИЕ по проекту федерального закона № 364427-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части закрепления института мер специальной профилактики, применяемой органами федеральной службы безопасности для противодействия терроризму и экстремистской деятельности") (вносит Правительство Российской Федерации) (I чтение) По проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" сообщаем следующее. 1. Требует дополнительного обсуждения необходимость установления срока на опротестование представлений об устранении причин и условий, способствующих реализации угроз безопасности Российской Федерации, предостережений о недопустимости действий, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений или реагирования на них до опубликования их в средствах массовой информации. 2. Новую часть 4 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (подпункт "б" пункта 1 статьи 2 проекта) следует согласовать с частью. 1 этой же статьи во избежание коллизии двух частей, поскольку в число сотрудников органов федеральной службы безопасности (часть 4) входят и военнослужащие (часть 1). 3. Замечания юридико-технического характера переданы в рабочем порядке. Начальник управления М.Н.Ласточкина О проекте федерального закона № 364427-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части закрепления института мер специальной профилактики, применяемой органами федеральной службы безопасности для противодействия терроризму и экстремистской деятельности) подготовлен к внесению Правительством Российской Федерации Рассмотрев указанный проект федерального закона Комитет Государственной Думы по безопасности решил: 1. Рекомендовать Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона № 364427 5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". 2. Утвердить заключение на указанный законопроект (прилагается). 3. Предложить Совету Государственной Думы включить указанный законопроект в проект порядка работы Государственной Думы 11 июня 2010 года для рассмотрения в первом чтении. 4. Предложить Совету Государственной Думы определить докладчиком по указанному законопроекту статс-секретаря - заместителя директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации Горбунова Юрия Сергеевича, а содокладчиком от ответственного комитета депутата Государственной Думы Колесникова Владимира Ильича. 5. Направить настоящее Решение, текст законопроекта и материалы к нему в Совет Государственной Думы. Председатель Комитета В.А.Васильев Исполнители: Т.Ю. Андреева, А.А.Дубровский, Н.В.Ильина по проекту федерального закона № 364427 5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части закрепления института мер специальной профилактики, применяемой органами федеральной службы безопасности для противодействия терроризму и экстремистской деятельности) В Комитете Государственной Думы по безопасности, рассмотрен проект федерального закона № 364427 5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Правительством Российской Федерации. Как отмечают авторы законопроекта, в соответствии пунктами 38 и 39 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, одним из главных направлений государственной политики в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу должно стать совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с терроризмом и экстремизмом. Статья 2 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" в качестве одного из основных принципов противодействия экстремистской деятельности называет приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности. Несмотря на предпринятые в последние годы организационные и правовые меры, направленные на противодействие терроризму и экстремистской деятельности, количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается. Предлагаемый проект федерального закона направлен на законодательное закрепление института мер специальной профилактики, применяемых органами федеральной службы безопасности, и наделение указанных органов правом объявления официального предостережения о недопустимости действий лица, вызывающих возникновение причин и создающих условия для совершения преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесено законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности. Также проектом федерального закона предложено ввести административную ответственность за неповиновение законному распоряжению и требованию сотрудника органов федеральной службы безопасности в связи с исполнением им служебных обязанностей, а равно воспрепятствование исполнению им служебных обязанностей, дополнив Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях частью 4 статьи 19.3. На законопроект поступили 33 положительных отзыва из субъектов РФ, проект закона одобрен Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, являющимся соисполнителем. Вместе с тем, Комитет отмечает, что более детальной доработки требуют вопросы в отношении применения термина "специальная профилактика", необходимости раскрытия служебной и оперативно-разыскной информации при рассмотрении в суде дела об административном правонарушении, определения формы и способа вызова лица для объявления официального предостережения органами федеральной службы безопасности, порядка размещения в средствах массовой информации текстов представлений и официальных предостережений, а в случаях устранения оснований повлекших их вынесение, установления порядка размещения соответствующей информации в СМИ для сохранения чести, достоинства и деловой репутации лиц, к которым были адресованы предупреждения и предостережения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет к законопроекту замечаний концептуального характера. На основании изложенного Комитет Государственной Думы по безопасности поддерживает концепцию проекта федерального закона № 364427 5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. Председатель Комитета В.А.Васильев также читайте[15.11.2024] [15.11.2024] |
по темеЮщенко спас в суде свое право на добычу газа с партнером из списка СНБО22. 11. 2024 | 12:18 Замнач полиции Киева лишится 8,7 млн.грн19. 11. 2024 | 10:09 Українців почали масово позбавляти прав через неявку водіїв за повісткою в ТЦК15. 11. 2024 | 12:20 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |