Автопробегом - по Гуцульщине: из Буковины в Закарпатье. Часть 108 сентября 2011 | 23:53 , Олег Ельцов, ТЕМА, фото автора За пять дней мы проехали 1800 км, едва вскарабкались на машине на хребет Томнатик и буквально въехали в некогда суперсекретный объект советской армии. Мы убедились, что украинская граница на замке, но контрабандисты пересекают ее не ползком, а на машинах, груженных свиньями. А еще мы ловили форель, которую через пять минут нам подавали в готовом виде и узнали, что в Косове европейские дороги и всего два алкоголика. В заключение перед нами маршем прошли представители всего Раховского района Закарпатья, а на память о Карпатах мы увезли ломоть вкуснейшей овечьей брынзы. В Карпатах стремительно развивается не только зимний, но и летний туризм. Еще немного, и число отдохнувших там за лето превысит сонмы крымских туристов. Горцев этот факт не может не радовать. Им уже необязательно рубить лес и лето напролет пасти овец на полоныне. Туристы приносят больше денег: это видно невооруженным взглядом. Даже в глухих местах с отвратительными дорогами и отсутствием рек как грибы растут очень даже солидные коттеджи. Но мне от этого становится грустно. Много лет езжу в Карпаты не за сервисом и асфальтом, а за дикостью, горами, и не испорченным деньгами общением. Скоро отыскать такие места в Карпатах будет совсем не просто.
Впрочем, есть оазис, до которого вряд ли в ближайшие годы дотянется холеная лапа капитализма. Это – Черновицкая область, Буковина, а именно – её самый отдаленный Путильский район. Промежуточная точка нашего автомаршрута – бывший город Селятин, где расположилась погранзастава, а конечная - село Шепит. Далее – вдоль «колючки» КСП (контрольно-следовая полоса) – на полоныну и хребет Томнатик. Местные жители давно переименовали это место в Памир. Почему? Читайте дальше. Кампанию мне составил коллега – выходец из этих мест. На Томнатике ему уже приходилось бывать, однако туда он заезжал со съемочной группой на УАЗике. В здешних краях это самый популярный вид транспорта. Мой «паркетник» NissanX-Trailни в какое сравнение не идет с непревзойденным советским вездеходом. Поэтому, прежде чем отправиться на машине в гору, мы упорно пытали аборигенов: доедем ли? Те осматривали чудо японской техники, цокали языками и уверяли, что заехать можно, при этом добавляя, что многое зависит от «прокладки» между рулем и водительским сиденьем. Пока я сомневался, селяне окончательно убедили: «Та наші хлопці туди на «Жигулях» по гриби їздять!» От села до нашей цели – около 18 км, из них с пяток километров – круто вверх по практически отсутствующей порою очень узкой горной дороге. Мы ехали вдоль КСП по лесу в ожидании начала подъема и тут… колесо прокололось буквально на ровном месте: острый камень пропорол покрышку сбоку – самый неприятный порез, который можно устранить, да и то не всегда, лишь на хорошем шиномонтаже. Мы понимали, что это чистая случайность, но все же боевой дух подрастеряли. Теперь наша судьба зависела от воли случая. Еще один прокол – и мы можем просидеть на горной дороге сутки: машины здесь – большая редкость. Установили запаску и отправились в путь. Вскоре начались речушки, которые следовало форсировать бродом, мостики из двух скользких бревен, которые можно преодолеть только четко попав колесом на середину бревна, причем въезжать следует на скорости, иначе даже на полном приводе машина забуксует, или попросто соскользнет с бревна в речушку. Половину пути мой попутчик бежал впереди машины и проводил машину по колее, которую не могу назвать дорогой, с точностью в миллиметры.
Пять километров мы проехали за три часа. Когда выехали на хребет, уже начинало смеркаться и нам открылся грандиозный вид (впрочем, вид с любого хребта в любых горах всегда грандиозен). На Восток от нас простирались лесистые хребты буковинских гор, на Запад – часть Прикарпатья, а на Юге - величественная панорама румынских Карпат с острым пиком Инеул (2280 м.). Отсюда до него по прямой каких-то 15 километров.
Через несколько минут мы подъехали к колыбе, возле которой расположилась отара овец. Здесь на все лето поселились пастухи-сыровары. Рядом на фоне закатного солнца паслись кони, а над всей этой красотой высилась плоская вершина с гигантскими мячиками для гольфа, словно разбросанными неведомым великаном. Откроем читателю страшную военную тайну: это не мячики, а сферы – остатки былого могущества – советской РЛС. Внутри куполов когда-то размещались локаторы-радары, которые отслеживали, дабы враги вроде пресловутого Матиаса Руста не вторглись в воздушное пространство СССР. Объект обслуживала отдельная воинская часть, позывным которой было слово «Памир» - отсюда и второе название этого места.
Мы поужинали супом из подстреленного в горах кабана, свежим овечьим сыром и ивано-франковской горилкой. Спали на отведенных кроватях под повизгивания щенка, грызущего наши свеженькие кроссовки. Утром полил дождик и мы загрустили: такая погода могла продлиться несколько дней. Еще вчера мы вынашивали дерзкую мысль проехать на нашем проверенном в деле «паркетнике» много дальше –в самую удаленную точку украинских Карпат, нашу «Чукотку» - район пограничной заставы «Перкалаб», чтобы оббегать по границе окрестные горы. Но аборигены категорически нас отговорили: в отличие от каменистой дороги из Шепита на Томнатик, дорога на «Перкалабу» после дождя местами усугубляется чавкающей жижей. А в Карпатах вдвойне верен закон: «Чем круче джип, тем дальше бежать за трактором». Впрочем, мы еще какое-то время колебались. Но тут увидели, как по этой дороге поехала «Нива» и вдруг намертво встала. Вскоре в колыбу заявился и ее хозяин: машина увязла в грязи. На счастье водителя вскоре появился селянин на повозке, запряженной лошадьми. Две конские силы вытянули «Ниву», которая немедленно отправилась восвояси.
Так мы задержались на полоныне еще на день. Чтобы как-то разнообразить свое пребывание, мы въехали на самую вершину, и я вкатил Nissan прямо под сферу РЛС. Согласитесь: такая фотография дорогого стоит.
Как это часто случается в горах, дождь внезапно прекратился, небо очистилось от туч, солнышко подсушило лужи. Мы решили не испытывать удачу и возвратиться в Шепит. Следующим утром попрощались с гостеприимными сыроварами и проделали обратный путь почти вдвое быстрее, чем в первый раз. Однако, я и сегодня немного сомневаюсь в том, что по этой дороге можно заехать на «Жигулях». Причем, как рассказали нам обитателя полоныны, в машине находилось семеро пассажиров. Для себя нахожу один ответ: эти семеро просто переносили авто на руках. Но самое удивительное то, что во время нашего двухдневного пребывания на Томнатике там были замечены грибники, забравшиеся на гору на … «Запорожце». Видел это собственными глазами, но научного объяснения этому феномену у меня нет! По дороге в Шепит обнаруживаем калитку в КСП, на которой висит символический замочек. Граница на замке, товарищи? Это вряд ли.
Местные жители, отрезанные от цивилизации отсутствием нормальной дороги, а значит – и денег от туризма, выживают, как могут. Здешние края богаты лесами, но и они представляют слабый интерес для лесозаготовок все по той же причине: древесину крайне проблематично вывезти. Остается лишь производство брынзы и … граница. В Румынию заповедными тропами тащат все, что у нас дешевле стоит. Но главный товар контрабандиста – сигареты. Впрочем, нам довелось стать свидетелями того, как один из аборигенов, загрузив свой УАЗик украинскими свиньями, уехал в ночь в сторону границы: в Румынии свинина в несколько раз дороже. Местные жители клянут все украинские власти с момента провозглашения независимости и утверждают: пока им не проведут нормальную дорогу, своего мнения они не изменят. Но сами признают: надежды - никакой. Похоже, в Киеве решили, что нужно просто подождать, пока старики в здешних краях вымрут, а молодежь съедет в города и райцентры. Нужно заметить, что этот процесс идет полным ходом. И нынешнюю власть, по заверениям селян, отнюдь не пугает, что она не соберет здесь голосов электората. Избран куда менее затратный путь: вместо создания инфраструктуры, «Партия регионов» охмурила церковных настоятелей в селах и через этих пропагандистов в сутане зомбирует электорат. Все церкви в здешних краях – православные, Московского патриархата. По дороге заезжаем в любопытную церковь. Она закрыта, но подворье батюшки – по соседству. Мы стучимся, выходит очень милая дочка священнослужителя. Ангельское создание с открытой улыбкой сообщает, что батюшки нет дома, но она с удовольствием покажет нам церковь. Необычная – австрийская – архитектура, а в самой церкви – два трона и люстры с имперскими коронами наверху. Что за чудеса? Оказывается, здесь планировалась встреча двух монархов – российского императора Николая Романова и австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда.Так императоры хотели отвратить надвигающуюся мировую войну. Встреча не состоялась: убийство Фердинанда стало поводом для начала войны. А ее результатом стало восстание большевиков, которые расстреляли всю семью Романовых.
Окончание следует
комментарии [2]
13.01.2012 23:28 Андрій
Автор-молодець!!! Знаю ці краї і вони чудові!
Ці місця єдині,де дійсно відчутна природа Карпат. А дана подорож, я бачу дійсно була цікавою та незабутньою. Дійти до куполів(тим, паче доїхати) справа не з легких. автору ще раз респект!!!
21.09.2011 19:29 Юлія
моє рідненьке село, люблю його!!!
также читайте[03.05.2023] [20.01.2023] [19.01.2023] |
по темеПокорение вершин, погружение в глубины и исследование мнений. Часть 218. 10. 2024 | 12:32 , Олег Ельцов. ТЕМА Покорение вершин, погружение в глубины и исследование мнений. Часть 116. 10. 2024 | 17:24 , Олег Ельцов. ТЕМА Все это заняло у четы Ельцовых чуть больше недели, принеся массу радости и удивительных открытий. Навколо Києва за три дні на двох колесах03. 06. 2024 | 15:20 , Олег Ельцов. ТЕМА Порівняльний тест найпопулярніших гравійників03. 05. 2024 | 08:52
22 ноября 2024
19 ноября 2024 17 ноября 2024 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |