Миниатюрные брелоки, авторучки и часы со встроенными микрофонами и видеокамерами, а также устройства с похожими функциями Служба безопасности Украины относит к числу СТС. Два года назад в Уголовном кодексе появилась статья №359, запрещающая приобретение, использование и продажу специальных техсредств. После этого СБУ и таможня начали возбуждать по этой статье уголовные дела. С тех пор, как следует из данных Единого государственного реестра судебных решений, украинские суды по статье №359 вынесли почти две сотни приговоров. Граждан Украины приговаривают к условным и вполне реальным тюремным срокам. И это только вершина айсберга: «Уголовных дел по этой статье в несколько раз больше», — сообщил Фокусу глава Винницкой правозащитной группы Дмитрий Гройсман. По его информации, в госреестр попадают не более 25–30% общего числа судебных решений.
Дело по расчёту
Вердикт по делу 26-летней львовянки Анны Поповой уже вынесен: в декабре 2012 года Галицкий районный суд Львова приговорил её к одному году условно. «Раньше у меня никогда не было проблем с законом, а теперь вот условный срок», — разводит руками Попова. Художница занималась продажей бижутерии: перечисляла иностранным производителям деньги, получала посылки. По её словам, в сентябре 2011 года с ней связались двое мужчин, представились предпринимателями и предложили купить для них небольшую партию часов со встроенными видеокамерами. «Такими часами я никогда не интересовалась и не заказывала», — поясняет Попова. Уже потом выяснилось, что заказчики — опер-уполномоченные местного СБУ.
«Во время суда сотрудники СБУ подтвердили, что сами составили для Поповой перечень предметов, которые она должна была под заказ купить в интернете», — рассказал Фокусу адвокат Поповой Богдан Бень. По его словам, оперативные работники дали девушке деньги, на которые она и купила указанные товары. «В момент передачи заказа показали служебные удостоверения и заявили, что теперь есть основания привлечь Попову к уголовной ответственности», — рассказывает адвокат. Поначалу прокурор требовал осудить девушку ещё и по статье «контрабанда», и всё за те же часы с функцией видеосъёмки.
Думайте сами
И всё же брелоки, ручки, часы и другие бытовые приборы со встроенными камерами и микрофонами свободно продаются на интернет-сайтах. Получить заказ можно по почте наложенным платежом. Ручка с функцией видео обойдётся покупателю в 500–800 грн., брелок — в 300-500 грн., настольные часы с камерой стоят 800–1000 грн. Там же можно приобрести и более хитроумные устройства, например, микрофон, закамуфлированный под компьютерную мышку. Она работает как обычная мышка, однако внутри находится GSM-модуль и слот для SIM-карты. Позвонив на номер карты, можно прослушивать помещения. Такая вещица стоит 1000–1500 грн.
«Как правило, на подобных сайтах нет никаких предупреждений о том, что эти устройства могут быть запрещены на территории Украины», — говорит Андрей Фенченко. А методика, на основании которой эксперты СБУ определяют, является ли устройство запрещённым, для рядовых граждан тоже недоступна. По данным пресс-центра СБУ, экспертизу проводит Украин-
ский научно-исследовательский институт специальной техники и судебных экспертиз Службы безопасности. Документ, на основании которого всё это делается, носит название «Общая методика отнесения объектов к специальным техническим средствам негласного получения информации».
Проблема в том, что на документе, который определяет, какая техника является запрещённой, стоит гриф «Для служебного пользования». По словам адвоката Богдана Беня, который защищает Анну Попову, не только рядовые граждане лишены возможности узнать, является ли какое-либо устройство легальным, — путаются и сами правоохранители. «Во время суда эксперт СБУ признал: для того чтобы решить, является ли устройство специальным техническим средством, нужно на основании специальной методики по каждому предмету провести проверку, выяснить, соответствует ли устройство определённым критериям», — сообщил адвокат.
Как разъяснили Фокусу в пресс-центре СБУ, к СТС относятся устройства, которые могут быть скрытно использованы для негласного получения информации в формах и методах, присущих оперативно-розыскной деятельности. В частности, микрофон и камера должны быть небольшого размера, чтобы их можно было быстро и незаметно разместить на наблюдаемом объекте. Другие признаки: маскировка записывающего устройства под обычный бытовой предмет, возможность быстрой и скрытой установки на наблюдаемом объекте, отсутствие индикаторов режимов работы. Ещё одна характеристика СТС — информацию с него можно снимать дистанционно. Ирония в том, что похожие характеристики имеет не только шпионская техника, но и бытовые приборы.
Взять след
Преследования покупателей СТС незаконны, считают правозащитники. «Если власти хотят запретить какие-то предметы для гражданского оборота, то, согласно Гражданскому кодексу, должен быть принят специальный закон. Но такого закона в Украине нет. Как нет правового акта, который бы давал определение, что такое СТС», — заявил Фокусу глава Винницкой правозащитной группы Дмитрий Гройсман. Таким образом, по его мнению, у государства нет законных оснований ограничивать оборот СТС, включая приобретение, продажу и хранение, а также перемещение через границу.
Правозащитник отмечает, что государство могло бы наложить запрет на использование СТС для незаконного вмешательства в частную жизнь граждан. «Это было бы логичнее, но такой запрет также нигде не прописан», — утверждает Гройсман. При этом, по его мнению, большинство граждан приобретают так называемые СТС совсем не для того, чтобы незаконно вмешиваться в частную жизнь других людей. Как правило, покупаются эти устройства, дабы обезопасить себя от противоправных действий представителей государства — чиновников и сотрудников правоохранительных органов. «Например, когда чиновник вымогает взятку или судья приходит на заседание без мантии, угрожает или оскорбляет участников суда. Это и есть та причина, по которой государство не разрешает оборот СТС», — убеждён правозащитник.
Впрочем, скандальные положения статьи Уголовного кодекса могут быть отменены. В январе 2013 года в Верховной Раде зарегистрирован законопроект, согласно которому приобретение СТС не является уголовным преступлением, а квалифицируется как административное правонарушение. Таким образом, покупателю будет грозить только штраф.
По мнению первого заместителя парламентского комитета по вопросам правовой политики Виктора Швеца, сейчас к категории СТС правоохранители относят бытовые приборы, даже мобильные телефоны и диктофоны. Депутат считает, что отсутствие чёткого определения специальных технических средств порождает коррупцию при подготовке экспертных выводов. Решить проблему должно другое положение законопроекта — список СТС будет устанавливаться Кабмином, то есть получит огласку. А вот за изготовление техники для негласного снятия информации законопроект предлагает карать даже жёстче, чем сейчас.
Гаджеты под наблюдением
За покупку этих устройств можно попасть под суд
-
Шариковая ручка со встроенной HD-видеокамерой. Позволяет незаметно для окружающих снимать видео в формате AVI, а также делать цифровые JPEG-фотографии. Цена — 500–800 грн.
-
Наручные часы со встроенной камерой. Позволяют записывать звук и снимать видео в формате AVI, поддерживают карту памяти microSD объёмом до 32 Гб. Цена — 1500–1800 грн.
-
Настольные часы со встроенной камерой и детектором движения. Записывают звук и видео в HD-качестве. Цена — 800–1000 грн.
-
Брелок с видеокамерой. Записывает звук и видео в формате AVI. Время непрерывной работы до 60 минут. Цена — 300–500 грн.
-
GSM-жучок в виде компьютерной мышки. Оборудован незаметным слотом для SIM-карты. Достаточно позвонить на номер SIM-карты, чтобы услышать всё, что происходит в радиусе до 10 метров. Цена — 1000–1500 грн.
Фокус