Для тех кто не в теме, обычные БТР и БМП при подрыве на мине становятся «братской могилой пехоты», поэтому со времен войны в Афганистане есть привычка десанта ездить на броне БТР, а не внутри. Вот такой вот парадокс: бронемашины вроде бы и есть, но солдаты, опасаются погибнуть от фугаса даже больше, чем от шальной пули из «зеленки».
AUTO-Consulting уже не раз сообщал, что в других армиях такой дилеммы уже давно не существует. Бойцы ездят в специальных бронированных автомобилях MRAP. При подрыве на мине, экипаж остается жив и способен вести бой под броней. Такие авто сохраняют жизнь бойцам даже при прямом попадании из РПГ. Более того, в тех странах, где армия использует MRAP-автомобили, боевиков вообще отучили нападать на колонны. Это почти бесполезно. Ведь солдаты остаются живы и обязательно накажут нападавших. Именно так армии США удалось сломить сопротивление в Ираке и держать ситуацию под контролем в Афганистане.
Украинские заводы готовы выпускать MRAP-технику. Свои разработки уже не раз демонстрировал КрАЗ (семейство Shrek), отчасти MRAP-броневиком можно назвать «Дозор-Б» и КрАЗ Спартан. Но вот в зону АТО они начали ехать только в августе. А первым украинским MRAP-автомобилем стал «Скорпион», созданный энтузиастамиклуба «Милитарист» на собственные средства. Он прибыл под Краматорск еще в июле.
Не смотря на смешной вид, «Скорпион» не раз тестировали, обстреливая из различного вооружения. Итог: броня крепка, а пулемет ДШК 12,7-мм уверенно крошит сепаратистов, только гильзы звенят. Не боится «Скорпион» и подрыва, именно по этой причине у него такая V-образная форма кузова и капота.
Но самое интересное, что «Скорпион» очень прост в изготовлении. Его сделали буквально за несколько дней из обычного УАЗ-469 в условиях гаража. Один из авторов проекта просто подарил старый УАЗ-469 инициативной группе. Кузов пришлось срезать, для создания бронеавтомобиля использовали только одну раму УАЗа и двигатель. Дальше, из листов металла был изготовлен V-образный капот, кузов и 2-местная кабина. Попутно, авторы проекта тестировали броню.
Первый же обстрел с 7-метров 7,62х39 армейским патроном со стальным сердечником выявил определенные недостатки. Пришлось экспериментировать со схемами бронирования. В конечном итоге выбрали вариант, при котором бронирования выполняется в 2 слоя: первый лист гасит энергию пули и снимает оболочку, уголок меняет траекторию и также гасит энергию уже сердечника, а последний второй лист принимает на себя остаток искореженного сердечника! вариант такого бронирования не самый простой и легкий но наиболее надежный. По такой схеме и выполнили бронирование не только моторного отсека, но и всего авто.
Бронестекла также выдерживают 7,62 мм и соответствуют 4 классу.
Дальше уже пошла работа сварщиков, которые трудились часами напролет. В итоге, меньше чем за неделю, автомобиль был полностью готов, испытан и наспех даже окрашен.
В таком виде он и отправился в зону АТО, где его окончательно доукомплектовали стойкой под крупнокалиберный пулемет ДШК калибром 12,7-мм. Установили и сам пулемет. Ну и, разумеется, пристреляли.
Бойцы наклеили на «Скорпион» знак «У» - это такой военный юмор, чтобы дезорентировать сепаратистов. Когда авторы проекта уже собирались уезжать, бойцы предложили испытать броню: «А давайте его расстреляем!» И расстреляли. Броня выдержала. И свое назначение «Скорпион» пока оправдывает. Пуля пробивает первый слой брони, но вязнет во втором. А это - 4 класс брони!!! – резюмирует инициатор проекта.
На этом авторы «Скорпиона» останавливаться не намерены и уже ищут «донора» для крупного MRAP-броневика. Подойдет ГАЗ-66, ЗИЛ-131 или что-то подобное. И обещают, что новый MRAP также будет простым, доступным, но очень «злым». Так что сепаратистов ждет еще один сюрприз.
Авторы специально поделились секретами создания «Скорпиона», чтобы их опыт использовали и другие. Старых УАЗов у нас еще много, металл - наш, а гаражей, где могут сварить такой MRAP-автомобиль, еще больше. Так, что пока генералы еще решают какую технику закупать, волонтеры уже вовсю ее делают. Бюджет создания такого MRAP-броневика (без стоимости шасси) в пределах 20-25 тыс. гривен. Со стоимостью старого УАЗика вполне реально вложиться в $4000-5000. Это самый доступный MRAP в мире.
Информация об украинском "Скорпионе" вызвала на российских ресурсах шквал насмешливых комментариев. Но в AUTO-Consulting отмечают, что "скорпион" выполнен по всем канонам MRAP-техники, а хорошо смеется тот, кто смеется последним. Кстати, первое MRAP-средство появилось в Южной Африке и также имело довольно непрезентабельный внешний вид (не то трактор, не то комбайн), но было настолько эффективно, что его закупали даже для армии США.
Автоконсалтинг
|