Поводом для шквала публикаций об автоматической фиксации нарушений ПДД (дальше АФН) стала растиражированная информация о том, что заместитель главы Нацполиции Константин Бушуев сообщил дату, с которой камеры АФН начнут работать на дорогах в тестовом режиме. Это – 1 июля.
Некоторые издания, используя волну читательского интереса, под шумок даже опубликовали «эксклюзивные перечни» нарушений, которые будут фиксировать камеры АФН. Как сообщил AUTO-Consulting известный правозащитник юрист Владимир Караваев, камеры, установленные сегодня в Киеве будут фиксировать ТОЛЬКО превышение скорости. Но даже не это самое главное.
На самом деле, по информации AUTO-Consulting, в тестовом режиме камеры АФН работают уже несколько лет. Во всяком случае, в Киеве. И они со своих мест никуда не делись. Все эти камеры в столице были установлены именно для тестирования. Еще, во времена ГАИ. И целью их установки был тендер по определению лучшей компании и лучших камер. По информации AUTO-Consulting, тестировалось оборудование 8 компаний-поставщиков.
Всего, еще по расчетам ГАИ (Нацполиция пока таких расчетов не публиковала), на всю Украину понадобиться около 2000 камер. По количеству аварийно опасных мест. Это – примерно 70-80 камер на область.
По информации AUTO-Consulting, чтобы из тестового перевести камеры АФН в штатный рабочий режим, необходимо выполнить перечень действий. Еще в прошлом 2015-м году их в комментарии ЛІГА.net озвучил спикер МВД Артем Шевченко. В частности, Кабинет министров должен подготовить и принять необходимые регламентные документы по внедрению средств фото и видеофиксации. Кроме того, необходимо выписать технические характеристики необходимого оборудования, и провести тендер для определение подрядчика работ. Также, в госбюджет на 2016 год должны быть заложены средства на закупку систем фото и видео фиксации нарушений ПДД.
Но и это далеко не все. Необходима абсолютная защищенность отснятой информации, невозможность вмешаться в работу систем АФН, подкорректировать или удалить оттуда данные.
,br> Напомним, закон легализовавший видео- и фотофиксацию нарушений ПДД, а также бальную систему начисления штрафов, был подписан президентом Украины Петром Порошенко шестого августа 2015 года. В мае 2015 года, замглавы ГАИ Владислав Криклий обещал только в Киеве установить от 600 камер. Предполагалось, что расходы на их установку возместит частный инвестор, который возвратит средства за счет части будущих платежей от оплаты штрафов.
Пока такого инвестора нет, а тендер по определению самых технически совершенных средств АФМ, не проведен. Именно технически совершенных - это важно. Ведь, по мнению экспертов, данные с некачественных камер можно будет легко оспорить в суде.
Кроме того, установка и начало работы камер подразумевает создание безопасной дорожной инфраструктуры. Ни для кого не секрет, что многие водители выезжают, например, на встречную полосу, чтобы объехать яму на дороге. Или нарушают, поскольку отсутствуют соответствующие дорожные знаки. По данным AUTO-Consulting только в Киеве не хватает 10 тыс. дорожных знаков. А ведь это – столица. Что делается в регионах, несложно представить.
,br> Не говоря уже о том, что нужна мощная электронная база и аппаратура для хранения данных о нарушениях (фото и видео) со всей страны. И немаленький штат сотрудников, чтобы обрабатывать всю эту информацию и рассылать «письма счастья».
Опять же непонятно, как будут использоваться средства, собранные в виде штрафов с водителей-нарушителей. Пойдут ли они в местные бюджеты, окажутся ли на счете той компании, которая закупит и установит камеры и программное обеспечение или поступят в распоряжение полиции для профилактики нарушений на дорогах. А может, чего доброго, часть штрафных средств направят на ремонт дорог. Чтобы закопать их и окончательно уничтожить следы финансовых потоков от штрафов. Ведь средства будут огромными. По информации AUTO-Consulting, например, только в Алма-Аты в Казахстане за прошлый год камерами было зафиксировано и выписано более 600 тысяч штрафов на общую сумму более $31 млн. (!).
При таких масштабах финансовых поступлений, велик соблазн устанавливать камеры АФН не для профилактики нарушений, а исключительно для сбора средств (штрафов). Последний подход, по мнению экспертов, может вызвать недоверие водителей ко всей системе автоматической фиксации. А, возможно, даже порчу технических средств.
По информации РБК МВД и Национальная полиция готовились ввести автоматическую фиксацию нарушений ПДД при помощи дорожных камер в июне этого года. Однако сопутствующие документы ведомства не успели подготовить в срок и перенесли запуск нововведения на осень. К июню ведомства планировали подать на утверждение Кабмину проект постановления "Об утверждении Порядка функционирования системы фиксации правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения". На данный момент документ дорабатывается в структурных подразделениях Нацполиции, затем его должны согласовать центральные органы исполнительной власти, после чего он будет направлен на рассмотрение Кабинетом министров.
Что касается разговоров о том, что вот сейчас в тестовом режиме наснимают нарушителей, а потом все они получат “письма счастья”, то это – вряд ли.
Сегодня украинским автомобилистам об автоматической фиксации достаточно знать, что она НЕ работает. И заработает (при самом оптимистическом развитии событий) не раньше осени. По мнению AUTO-Consulting, этих знаний вполне достаточно, чтобы морально подготовиться и к сентябрю полностью, окончательно и бесповоротно перейти на культурную и законопослушную манеру езды.
Хотя, Владимир Караваев на своей страничке в Facebook иронично спросил: «до осени? Какого интересно года?».
Автоконсалтинг
|