Директор Фонда «Развитие Украины» Анатолий Заболотный не без гордости показывает старинное здание с золочёными шпилями. Хотя дому митрополита на территории Софии Киевской более 300 лет, он выглядит как новенький. Недавно Фонд, контролируемый крупнейшим бизнесменом Украины Ринатом Ахметовым, выделил $6 млн. на реставрацию этого здания.
«В наших планах – открыть здесь клуб по обсуждению развития культуры, куда с лекциями будут приглашаться мировые культурные деятели», – говорит корреспонденту Фокуса Анатолий Заболотный. На дискуссии в клуб планируют приглашать также чиновников, депутатов и признанных международных специалистов, тем самым поднимая вопросы культуры в Украине на очень высокий уровень.
Вперёд в прошлое
Благотворительность – новое направление, которое украинские миллиардеры активно осваивают вместе с модой на прозрачность активов и выход на международные рынки капиталов. Впрочем, новым его можно назвать лишь условно. Фактически современные миллиардеры идут по стопам своих коллег по бизнесу, живших 100-150 лет назад. Несмотря на неоднократную смену правящих режимов, в Украине ещё помнят имена Николая Терещенко, Богдана Ханенко и Ивана Харитоненко, жертвовавших солидные суммы на меценатство.
И хотя с тех пор прошло больше века, благотворительные проекты сегодня не особо отличаются от проектов столетней давности. Как и тогда, богатые люди в основном выделяют средства на строительство больниц и приютов, помогают обездоленным, в круг их интересов попадает также образование и культура.
О важности меценатства для отечественных олигархов говорит хотя бы тот факт, что они специально нанимают иностранных менеджеров для управления своими благотворительными фондами. Так, Ринат Ахметов пригласил россиянина Анатолия Заболотного, а Фондом Виктора Пинчука руководит француз Томас Эймонд-Ларитаз.
Пионеры имиджа
Несмотря на то, что практически все крупные бизнесмены начинали свою благотворительную деятельность с медицинских проектов, сейчас специализация и цели у каждого миллиардера свои. Если меценатство Рината Ахметова, к примеру, ещё недавно сосредотачивалось в основном на родной Донецкой области, то теперь бизнесмен расширяет географию. Возможно, одна из целей таких действий – создание позитивного имиджа в других регионах Украины, ведь на Донбассе с ним у олигарха и так всё в порядке.
Особое внимание бизнесмен уделяет Киеву. Помимо проекта реставрации Софии Киевской, Фонд «Развитие Украины» материально поддерживает столичный музей архитектуры и быта под открытым небом «Пирогово». По словам г-на Заболотного, речь идёт не о восстановлении каких-либо отдельных объектов – деньги получает дирекция заповедника, которая и расходует их на все его нужды. Фонд уже выделил музею $3 млн. А вскоре с помощью фонда музей сможет закупить специальные экологические автобусы на электротяге, которые будут возить посетителей между хатами и мельницами.
Кроме культуры, модным веянием последнего года стали проекты в сфере госуправления. Так, Фонд Виктора Пинчука выделил $10 млн. на развитие Киевской школы экономики при Киево-Могилянской Академии.
Ковать кадры для управления страной взялся и Ринат Ахметов. Его Фонд «Эффективное управление», созданный в конце 2007 г., также ориентирован на обучение представителей исполнительной власти грамотному управлению страной. Заявленный основателями бюджет составит $50 млн. до 2012 г.
Первопроходец на ниве меценатства среди отечественных миллиардеров – Виктор Пинчук. Его благотворительность широко разрекламирована, а культурные проекты – будь то концерт Элтона Джона или выставка REFLECTION в PinchukArtCentre – вызывают ажиотаж.
«Важно понимать разницу между благотворительностью, исходящей от бизнес-структуры, и от фонда, основанного на личных средствах человека», – настаивает президент Фонда Виктора Пинчука Томас Эймонд-Ларитаз. По его словам, благотворительность можно разделить на три вида: первый – это вклад компаний в развитие региона, в котором они работают, второй – фонд, основанный отдельным человеком, который своим авторитетом привлекает деньги со стороны, и третий вид благотворительного фонда – это организация, основанная на средства своего патрона.
Но уловить эту разницу зачастую не под силу и самим благотворителям, не говоря уже о простых смертных. Например, «Развитие Украины» позиционируется не только как детище лично Рината Ахметова, но и как фонд компании System Capital Management, тогда как благотворительная деятельность Виктора Пинчука не связана с корпорацией «Интерпайп», реализующей отдельные программы в этой области.
Цель культурных проектов, поставленная Пинчуком, амбициозна: формирование имиджа Украины на мировой арене. Например, на этой неделе в рамках Всемирного экономического форума в Давосе олигарх впервые организует круглый стол по вопросам благотворительности. Само собой, наряду с имиджем страны Пинчук продвигает и собственный.
Дорогое хобби. Своё увлечение трипольской культурой совладелец ИСД Сергей Тарута оформил в выставку, которую увидела половина Европы
Без рекламы
Если о деятельности Ахметова или Пинчука наслышаны многие, то о благотворительных проектах других миллиардеров знает далеко не каждый. Впрочем, это не всегда означает, что меценатство им чуждо. Так, непубличная группа «Приват» финансирует в основном специфические проекты. Например, на покупку свитков торы для молящихся у Стены плача, было потрачено $1 млн. Но общий объём средств, выделяемых на благотворительность, совладельцы группы предпочитают не афишировать.
Впрочем, большинство богатых украинцев поддерживает проекты еврейских общин, а Ринат Ахметов построил в Донецке мечеть.
Отметился на благотворительном фронте и Индустриальный союз Донбасса, в прошлом году компания потратила на благие дела $30 млн. При этом социальные и прочие проекты финансирует корпорация ИСД в целом, а не кто-либо из её собственников. Наиболее известным проектом стало создание коллекции «ПлаТар», в которой собраны раритеты, относящиеся к трипольской культуре, скифскому, сарматскому и киммерийскому периоду.
«Коллекция «ПлаТар» соответствующим образом зарегистрирована, а все экспонаты прошли необходимую экспертизу. Мы всё делаем для того, чтобы появился музей, где это можно было бы представить в экспозиции, а музей стал бы гордостью столицы», – сказал Фокусу председатель совета директоров ИСД Сергей Тарута.
Выбранное бизнесменом направление весьма специфично и вряд ли привлечёт к себе массовый интерес. Но осведомлённые люди, близкие к Сергею Таруте, объясняют это просто: трипольская культура – хобби бизнесмена, и ему нравится этим заниматься.
Меньше других замечен в меценатстве совладелец Ferrexpo Константин Жеваго. В Ferrexpo Фокусу не предоставили информации о благотворительных проектах бизнесмена. Известно только, что они пока ограничиваются родным регионом – Полтавщиной – и его горно-обогатительным комбинатом.
Иностранный интерес. Директор фонда Виктора Пинчука Томас Эймонд-Ларитаз говорит, что Украине необходим закон о благотворительности
Работа на имидж
Отечественные олигархи утверждают, что их пожертвования абсолютно бескорыстны. «Вот в США существует закон о благотворительности: любой, сделавший вклад в социальный или культурный проект, получает налоговые льготы», – говорит Томас Эймонд-Ларитаз, сожалея, что в Украине такого закона до сих пор нет.
Но несмотря на декларируемую бескорыстность, бизнесмены всё же рассчитывают на некую окупаемость своих благотворительных акций. «Большинство культурных проектов, реализуемых нашими бизнесменами, – это выполнение обязательств перед Президентом и политические реверансы перед правительством», – сказал Фокусу политолог Андрей Ермолаев. Ответом на эти реверансы, на его взгляд, могут служить политические уступки или гарантии относительно бизнеса.
Впрочем, активный материальный вклад в благое дело и в XIX веке мог принести неплохие дивиденды. Например, можно было получить орден или государственный чин. Ну а те, кто особенно много вкладывал в благотворительность, могли рассчитывать даже на дворянское звание. Например, Ивану Харитоненко царь пожаловал чин действительного статского советника с правом на потомственное дворянство, что по тем временам значило очень многое.
Правда, благосклонность нынешней власти обходится современным миллиардерам гораздо дешевле, чем обходилось внимание государя сахарозаводчикам ХIX в. Ведь строительство храма с нуля, да ещё и по проекту известного архитектора стоит значительно дороже его реставрации. К примеру, после Николая Терещенко в Киеве осталось множество зданий, специально построенных или завещанных благотворителем городу.
Тем не менее Томас Эймонд-Ларитаз считает, что позитивная тенденция налицо. По его словам, ещё три года назад общий фонд частных благотворительных проектов в Украине составлял всего $4 млн., причём 95% этих денег шли из США и Канады. Сегодня такая статистика не ведётся из-за большого количества проектов и мероприятий. Но достаточно сказать, что бюджет на 2008 г. одного только Фонда «Развитие Украины» составляет $27 млн., а бюджет Фонда Виктора Пинчука в прошлом году был $15 млн.
Самый большой в стране благотворительный проект стоимостью $120 млн. реализует фонд «Украина 3000», возглавляемый первой леди Украины Катериной Ющенко и занимающийся созданием «Детской больницы будущего», на которую активно «скидываются» все отечественные благотворители и фонды.
Анатолий Заболотный уверен, что со временем масштабы благотворительности в Украине будут только расти. Особенно если государство примет соответствующий закон и даст благотворителям налоговые преимущества.
Меценаты прошлого
Если в современной Украине капиталы сколачивают на металлургии, то в XIX в. самыми богатыми промышленниками были сахарозаводчики. Именно их «сладкие» деньги во многом способствовали развитию отечественного искусства
Коллекционирование предметов искусства было делом всей жизни статского советника, занимавшего также высокие посты в финансовой сфере и промышленности. Основная заслуга Богдана Ханенко и его супруги Варвары – открытие в Киеве Музея русского искусства, в основу фондов которого легла их коллекция.
От своего отца Василий Тарновский унаследовал не только капиталы, но и любовь к меценатству. На свои деньги он издал альбом гравюр Тараса Шевченко. А в 1897 г. меценат подарил коллекцию картин Музею Черниговского земства (сейчас – Черниговский исторический музей).
Один из богатейших людей Российской империи и главный меценат дореволюционной Украины. Содержал больницы и школы для бедных, строил церкви, в частности храм Трёх Анастасий в Глухове. Подарил Музею русского искусства в Киеве свою коллекцию картин русских художников.
Внёс большой вклад в развитие сахарной промышленности, но не скупился и на благотворительность. Финансировал строительство детского приюта в Сумах и общежития Харьковского университета. На центральной улице Сум стоит великолепный Троицкий собор, возведённый на средства промышленника.
Фамилию этого промышленника сейчас знают по одноимённому сорту яблок. Между тем именно ему обязано своим выходом в свет первое издание «Кобзаря» Тараса Шевченко. Выкупив большую часть изданных книг, меценат раздал их рабочим сахарных заводов и крестьянам Киевской губернии.
Источник: "Фокус"