ТЕМА

По факту смерти Юрия Щекочихина возбуждено уголовное дело

08 апреля 2008 | 10:39

Следственный комитет при Генпрокуратуре возбудил уголовное дело по факту смерти депутата Госдумы и зам главного редактора «Новой» Юрия Щекочихина. И хотя с момента этой загадочной и скоропостижной смерти прошло четыре года, уголовное расследование дает шансы для установления истины, разумеется, при условии, что расследование будет полноценным.


Прогресс, хоть и медленный, но очевидный. В 2003-ем и 2006-ом годах проводились только прокурорские проверки. По их результатам представители Генпрокуратуры сообщали, что в возбуждении уголовного дела по факту смерти Юрия Щекочихина отказано «за отсутствием события преступления». Очередная, третья по счету проверка в следственном отделе Западного административного округа Москвы в этом году тоже завершилась ничем. Но Следственный комитет при Генпрокуратуре отменил отказное решение и настоял на уголовном разбирательстве, которое позволяет намного лучше изучить обстоятельства смерти.

Напомним, Юрий Щекочихин скоропостижно скончался летом 2003 года за несколько дней до запланированной поездки в США. Он собирался обсудить с представителями американских правоохранительных органов скандально известное дело «Трех китов» и не менее громкое дело бывшего главы Минатома РФ Евгения Адамова. В тот период эти дела в России явно «буксовали»: несмотря на неоднократные требования Комиссии Госдумы по борьбе с коррупцией, зампредом которой был Щекочихин, Генпрокуратура РФ решительно отказывалась возбуждать уголовное дело в отношение Адамова. А в контрабандном деле «Трех китов», где прослеживались интересы высокопоставленных сотрудников ФСБ, Генпрокуратуры, таможни и МВД, не было ни одного обвиняемого.

В США Юрий Щекочихин собирался обсудить несколько вопросов, в частности: куда шли деньги с банковских счетов, подконтрольных Адамову и его американскому партнеру. И какую роль в деле «Трех китов» играли миллионы долларов, которые по сообщению криминальной полиции Германии шли через фирмы главного героя отмывания денег через «Бэнк оф Нью-Йорк» Питера Берлина.

Юрий Щекочихин наиболее активно и последовательно настаивал на серьезном расследовании дела «Трех китов», был одним из тех, кто инициировал парламентское обращение к президенту (после того, как дело пытались прекратить в Генпрокуратуре), направлял депутатские запросы, требуя проведения служебных проверок в отношении сотрудников ФСБ и связанных с ними бизнесменов, а также правовой оценки деятельности тогдашнего прокурорского руководства.

За несколько месяцев перед смертью он получал угрозы. Обычно он был невосприимчив к анонимным сообщениям, но в последнее время говорил о серьезной опасности, которую подтверждали «друзья из спецслужб».

17 июня 2003 года во время командировки в Рязань Юрий Щекочихин почувствовал себя плохо: сильный жар, головная боль, ломота в суставах и ощущение обожженной кожи. В Москве вызванный к Щекочихину профессор поставил предварительный диагноз «отравление». За четыре дня состояние резко ухудшилось: выпадали волосы, отслаивалась кожа. 21 июня Юрия Щекочихина госпитализировали в Центральную клиническую больницу, где несмотря на все усилия врачей он вскоре скончался.

Официальный диагноз – острая токсико-аллергическая реакция – эпидермальный некроз, синдром Лайелла. На нем настаивали представители Генпрокуратуры, мотивируя отказ в возбуждении уголовного дела.

«Синдром Лайелла - причина которого медицине неизвестна», - писали зам генпрокурора Савченко (в 2003 году) и помощник генпрокурора Яковлев (в 2006-ом). Они сообщали также, что этот редкий синдром, по мнению комиссионной судебно-медицинской экспертизы, развился у Щекочихина на фоне вирусной инфекции, самостоятельного приема лекарств и пищевых добавок.

Мы предоставили список лекарств и добавок, которые принимал Юрий Щекочихин, британским экспертам. Нас консультировали профессора: Джон Генри, Роберт Форрест и Камерон Маклауд, доктора Дэвид Слейтер и Ян Хилл. Нам сообщили, что данные препараты и добавки не могли вызвать болезни.

К сожалению, в России родственникам Щекочихина отказались предоставить материалы и документы для независимой экспертизы.

Мы искренне надеемся, что возбужденное уголовное дело по факту смерти депутата Госдумы и зам главного редактора «Новой» Юрия Щекочихина действительно позволит понять, что произошло, а не станет всего лишь одним из орудий  в борьбе между группировками силовиков.

«Новая газета»

Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

Закодированное сообщение

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: