ТЕМА

Сенная лихорадка

17 октября 2005 | 14:18

Столица задыхается от многокилометровых транспортных "пробок". Но вместо авторазвязок - подземные "метрограды", и дневной ремонт путпроводов. Хаотичное строительство жилья путем "уплотнение жилых массивов", провоцирует в прямом смысле кровавые конфликты между застройщиками (но ведь это им "рекомендовали" строить в этих местах!) и жителями.


Однако по разным причинам городской менеджмент подчеркнуто игнорирует конфликтные ситуации, оставляя противоборствующие стороны наедине и без надежды на компромисс. Это (нежелание управлять кризисами, объективно возникающими в повседневной жизни) происходит либо по причине растерянности (читай - профессиональной некомпетентности), либо в связи с намерением умышленно спровоцировать противостояние на той или иной стройплощадке, в надежде заработать "скромное вознаграждение" на урегулировании. Правда, как правило, у представителей Киевской городской государственной администрации не получается оперативно, эффективно и без скандала разрешать проблемы. К управленческой и антикризисной несостоятельности чиновников стоит добавить запущенность городской инфраструктуры, в частности водо- и теплоснабжения, канализацию, уборку мусора (городские дворы буквально завалены мусором, а зловоние уже давно стало визиткой столицы), коммунальный пассажирский автотранспорт etc. Особая пикантность нынешнего момента заключается в уже ставшей притчей во языцех практике выделения земельных участков под застройку в пределах города. Сегодня практически нет людей, сомневающихся в том, что подобное "выделение" сопряжено с такими известными человеческими "добродетелями", как взятка и "совершение преступления в составе хорошо организованной преступной группировки, включающей должностных лиц, наделенных правом распределять". Однако и это еще не все. Помимо многочисленных коррупционных скандалов и низкого уровня личной компетенции в КГГА, в столице существует еще и так называемая "полновесная властная бесконтрольность". Основные действующие лица-распорядители КГГА (заместители мэра, руководители ключевых департаментов) занимают параллельно ключевые места (и, соответственно, должности) в Киевраде. Зачем? Все просто. Как известно, базовая функция Киеврады состоит в том, чтобы контролировать эффективность работы исполнительной ветви власти и адекватно распределять бюджетные деньги. Среди прочего именно в Киевраде происходят обсуждение и юридическое закрепление разрешений на выделение тех или иных земельных участков под застройку. Очевидно, что чиновник, сидящий на двух стульях одновременно (распределительном и контролирующем), не может обеспечить эффективный надзор за собственной деятельностью (нельзя же всерьез говорить о том, что правая рука сможет уличить левую руку в воровстве). Вернее, чиновник все-таки обеспечивает своеобразный "контроль" над самим собой и периодически докладывает растерянной общественности о том, что более "эффективной команды в городе никогда не будет". Между тем, часть этих чиновников-депутатов, помимо прочего, самостоятельно курирует целые городские отрасли. Если не прямо (в качестве президента или генерального директора самого монопольного акционерного общества), то через своих доверенных лиц (или родственников). В итоге получается несокрушимая система: один и тот же человек устанавливает правила игры (через Киевраду), контролирует исполнение правил через выдачу лицензий или разрешений (КГГА) и участвует в игре (в качестве руководителя игрока-монополиста). На худой конец, исполнитель-распорядитель может контролировать чужую игру, не выдавая разрешений или выдавая оные за определенное теневое "вознаграждение". Можно говорить о недостатках системы, но изменить ничего нельзя. Тот, кто управляет процессом - наблюдает же за качеством своей работы - управляет денежными потоками - организовывает коммуникации с жителями и инвесторами - ставит инвесторов в тупиковые ситуации - регулярно пополняет семейный бюджет побочными доходами.

Уличный беспредел

События годичной давности (масштабная Помаранчевая революция) объективно спровоцировали рост протестных настроений в городе Киеве. Жителей столицы больше не устраивал тот уровень управленческих услуг, который им предлагал нынешний состав городских органов власти. А потому жители массово и ожесточенно протестуют против неправильной застройки городских территорий, неудачных архитектурных решений, смешения стилей и форм на городских улицах, постоянных строительных работ, ведущихся в непосредственной близости от их жилья, коррумпированности отдельных чиновников. Но в этом протесте с каждым днем чувствуется все больше обреченности и фатальности. Радикальная перестройка органов власти, затеянная новым президентом по всей стране, совершенно не коснулась столичной бюрократии. Поначалу испугавшись грандиозных чисток по причине личной некомпетентности и наличия "криминальных хвостов", городская власть быстро пришла в себя и вернулась к привычному стилю жизни: "работаем для себя и совсем не обращаем внимания на острую городскую проблематику". Можно реагировать только на те проблемы, решение которых не требует больших временных затрат и гарантирует немедленный PR-дивиденд в средствах массовой информации. Остальное - напрочь игнорируется. Поразительно также и то, что нынешняя столичная власть не только не реагирует своевременно и адекватно на протестные настроения своих же работодателей (т.е. жителей столицы), но часто намеренно провоцирует дальнейшую эскалацию конфликтов. Чем же объясняется подобный феномен? Банальной профессиональной незрелостью, простой человеческой глупостью или навязчивой номенклатурной корыстностью? Впрочем, часто бывает, что врожденную глупость отдельных чиновников и приобретенное неумение управлять в сложных кризисных ситуациях естественным образом дополняет неуемное желание заработать небольшую "денежную добавку". Три в одном, не иначе.

Рынок, которого нет

Среди целого ряда вопиющих примеров неэффективного управления городским хозяйством особняком стоит история "незавершенной реконструкции Сенного рынка". Впрочем, мы погорячились. Кроме собственного громкого имени "объекта" - Сенной (Центральный) рынок - ничего особенного в этой истории нет. Классический киевский сюжет с ловушкой для инвестора, невысказанным вымогательством со стороны ряда чиновников, растерянностью жителей и попытками политизировать процесс естественного обновления аварийных торговых площадей. Триллера с кровавыми разборками пока нет. Но провокативные заявления и действия высокопоставленных бюрократов вполне могут привести к непоправимым последствиям. А начиналось все банально: инвестор (ООО "Сенной рынок" и фирма "Ферро") купил аварийный объект, разработал детальный архитектурно-конструктивный план реконструкции, гарантирующий сохранение за территорией торговой функции и предполагающий в том числе и обязательное воссоздание облика Сенного рынка, приступил к первому этапу демонтажа. Чиновник (абстрактный) в течение всего этого времени молча взирал за подготовительными работами, которые неспешно проходили на улице Воровского, 17, нехотя соглашаясь с тем, что ветхость и аварийность старого здания не позволяют его эксплуатировать с гарантированием надлежащей безопасности. Тот же абстрактный чиновник нервничал: дорогостоящая реконструкция рынка проходила без его непосредственного участия. Проще говоря, чиновник (по не понятной для него причине) ничего не получал за свое возможное "активное покровительство". И это вынуждало его соответствующим образом действовать. Очевидно, что без силового номенклатурного вмешательства рынок был бы реконструирован в кратчайшие сроки, а значит, простой человек получил бы привычную торговую площадку в центре города. Но кое-кто решил взять инициативу в свои руки и таким образом заготовил для себя очень даже выгодную номенклатурную позицию для будущей "теневой торговли". Уже после того, как основные несущие конструкции рынка были полностью снесены (на сегодня Сенной рынок демонтирован на 80%), а текущие работы сводились к тому, чтобы вывезти мусор за пределы территории застройки, инвестор неожиданно получил целый ряд официальных предписаний с требованием "немедленно приостановить любые виды строительных работ". Предписания, датированные 27, 28 и 29 сентября, были подготовлены Управлением государственного архитектурно-строительного контроля г.Киева (при КГГА) и ГКП "Специальный отдел по контролю за состоянием благоустройства района" Шевченковской районной в г.Киеве государственной администрации. Как говорится, бурное начало болезни на предшествующем фоне "полного здоровья". Инвестор шокирован (уже вложены серьезные деньги в капитальный проект), строительство (реконструкция) заморожены на неопределенный срок (при том, что снесено уже 80% аварийного строения), жители окрестных домов отныне с большим "удовольствием" созерцают под своими окнами тонны мусора и камня. Оставим пока в стороне социальную составляющую столь странного решения городских властей и по достоинству оценим его кулуарную составляющую. Почему жесткое предписание контролирующих инстанций появилось в тот момент, когда старое, аварийное здание рынка было уже снесено? И какими формальными мотивами руководствовались чиновники, принимавшие решение о приостановке строительных работ? Пытаясь ответить на первый вопрос, мы опять-таки попадаем на специфическое оценочное поле. Сегодняшний городской чиновник (безотносительно к его фамилии) крайне не заинтересован в наличии прозрачных отношений с инвестором. Для создания подобной непрозрачности у него (бюрократа) имеется под рукой весь полезный инструментарий: незрелые решения Киеврады, разрешения на работы, лицензирование, субъективное отношение к инвесторам (мой - не мой). А потому своими непоследовательными рекомендациями он (чиновник) вынуждает инвестора медленно, но верно втягиваться в своеобразную криминальную игру, когда каждое последующее (обязательное) решение городских властей обкладывается немалой коррупционной данью. Возьмем, к примеру, инвесторов, решившихся на реконструкцию Сенного рынка. Старое здание уже разрушено, но разрешения на проведение дальнейших обязательных работ соответствующий чиновник не дает. Это может означать только одно: инвестора таки втянули в большую "откатную игру" - выйти из нее он уже не может (так как вложил серьезные инвестиции в нулевой и первый этапы реконструкции, в составление подробного проекта), но дальнейшее движение напрямую зависит только от удовлетворения аппетитов соответствующих бюрократов. Более того, чтобы инвестор в этой неравной игре и вовсе чувствовал себя последним негодяем, чиновник профессионально и грамотно поднимает информационную шумиху вокруг "объекта застройки", надеясь в итоге спровоцировать массовые общественные выступления. А последние выступления в свою очередь резко поднимают стоимость последующего "номенклатурного разрешения проблемы". Сколько же можно заработать на подобной разрешительной афере? Безотносительно к истории Сенного рынка, заметим, что стоимость быстрого и эффектного разрешения всех спорных моментов может составлять от 30 до 180 тысяч теневых долларов, которые, несомненно и немедленно, идут в карманы трех-четырех ключевых чинов (с небольшими ответвлениями для исполнителей поменьше). Цена вопроса, как мы уже говорили, напрямую зависит от нескольких составляющих. Первое: известность объекта. Понятно, что общественная известность Сенного рынка, в отличие от новостроек по улице Чернобыльской или Белорусской, гораздо выше. Следовательно, и цена решения должна быть выше. Но только при выполнении прочих условий. Второе: возбудимость общественного мнения. Казалось бы, на общем негативном фоне (по столице сегодня разбросаны десятки протестных палаток), заинтриговать общественность реконструкцией Сенного будет проще простого. Не получилось. А потому авторов будущего "номенклатурного вымогательства" ждало сильное разочарование. Резонанс на той же Чернобыльской и Белорусской, где жители окрестных домов неистово протестуют против "уплотнения" и многоэтажного строительства, в десятки раз выше, чем резонанс вокруг реконструкции аварийного Сенного рынка. У этого, на первый взгляд, казуистического явления (все же Сенной рынок считался эмоциональным символом столицы), между прочим, имеется абсолютно логичное объяснение. Если в случаях с застройками дворовых площадок и скверов жители пытаются защитить свое традиционное жизненное пространство, сохранить привычный комфорт, то в случае с реконструкцией рынка подавляющее большинство современных киевлян надеется на выходе получить более благоустроенный и более комфортный торговый комплекс. Т.е. в первом случае - жители пытаются отстоять комфорт, тогда как во втором - надеются этот комфорт приобрести. Абсолютно разные и при этом полностью оправданные мотивации. Однако этот феномен несколько обескуражил отдельных столичных чиновников и вынудил их надолго замолчать. Но опять же повторим простую "номенклатурную истину": по их мнению, "ни один объект в городе Киеве не может быть реконструирован или возведен без соответствующих "финансовых откатов". А это значит, что никто не собирался отпускать Сенной рынок и его инвесторов в свободное плавание. Третий фактор, влияющий на размер отката, формулируется достаточно просто: информационная истерия вокруг спорного объекта. В нашем случае, за редким исключением, авторами "разоблачительных" или "скандальных" публикаций часто выступали именно... городские чиновники. Наиболее резким и агрессивным ньюсмейкером по "сенной теме" оказался некто Руслан Кухаренко, всего лишь руководитель Главного управления охраны культурного наследия (при КГГА). О его личном "интересе" мы поговорим как-нибудь отдельно. А пока выразим свое удивление тем фактом, что по собственной инициативе ряд киевских городских руководителей провоцирует появление на столичной карте еще одной "горячей точки". В это трудно поверить, но это так.

Управляемый кризис?

На Сенном рынке имела место небольшая вспышка протестных волнений в конце февраля 2005 года, когда инвестор закрывал торговые ряды. Тогда группа торговцев по собственной инициативе провела несколько митингов протеста и даже обратилась за помощью к социалистам. Но противоборствующие стороны быстро пришли к согласию, и конфликт был исчерпан, даже толком не начавшись. С того времени на "объекте" шли подготовительные работы - без общественных скандалов, без политической активности заинтересованных лиц, без PR-раскрутки новых киевских провокативных движений, блокирующих строительные площадки. Инвестор старался своевременно реагировать на общественные запросы и на требования городских властей. Так, было принято решение создать небольшой временный торговый центр для продажи продуктов первой необходимости. Крайне важная деталь: ведь нельзя же людей на полтора-два года оставлять без возможности оперативно и недорого купить жизненно важные продукты. К решению этой насущной проблемы подключился не только инвестор, но и Шевченковская районная администрация. Казалось, реконструкция Сенного рынка с попутным решением всего комплекса возникающих социально-этических вопросов станет примером оптимального и конструктивного сотрудничества инвестора-застройщика, городских властей и жителей окрестных домов, базовой моделью-матрицей для решения подобных конфликтов по всему городу. Однако идиллии не получилось. Как это ни парадоксально, инвестор и жители, настроенные на конструктивность, до последнего момента старались сохранить хрупкий компромисс. Тогда как инициаторами еще одного системного кризиса выступила городская бюрократия. Именно чиновники, с одной стороны, нагнетали страсти, распространяя в газетах заведомую ложь о планах инвесторов, с другой стороны - чиновники всячески блокировали подготовительную работу на рынке. Вплоть до того исторического момента, пока свет не увидело знаменитое (в своей глупости) предписание о приостановке строительных работ на "объекте". Что мы имеем сегодня? Практически полностью снесенное аварийное здание рынка, несущие конструкции которого буквально крошились во время работ. Инвестора, который разработал почти идеальный проект, предполагающий, в том числе, сохранение облика Сенного и части его торговых рядов и который пребывает в шоке от непоследовательности и враждебности городских властей. Отсутствие формального разрешения на проведение дальнейших строительных работ и тем самым существенное удлинение сроков реконструкции. Плохо охраняемую территорию, обильно заваленную отходами демонтажных работ и как следствие этого - угрозу для жизни детей, обучающихся в соседней школе. Стремительно нарастающее недовольство жителей, которых, во-первых, вынуждают жить на стройке неопределенное время, а во-вторых, вынуждают жить без удобств. Двух-трех чиновников, щедро комментирующих непростую ситуацию в надежде... получить теневое вознаграждение. Попутно отметим, что данная история сильно бьет по репутации нынешнего мэра Киева Сан Саныча Омельченко, выставляя его в крайне неприглядном качестве неэффективного менеджера. Возможно, сам Омельченко уже и не обращает внимания на подобные "мелочи" (одной кризисной точкой в разваливающемся городском хозяйстве больше, одной - меньше), тем не менее, ему приходится добровольно нести определенный репутационный ущерб и регулярно оправдываться. В то время как "негласные номенклатурные инициаторы" конфликта (коллеги Омельченко, но только рангом пониже) на этом еще и зарабатывают неплохие деньги.

Тотальный тупик?

А теперь перейдем к оценке формальных мотивов, которыми руководствовались чиновники, принимая решение об организации очередной атаки на добросовестных инвесторов (неужели КГГА сегодня всех инвесторов записывает во враги?). Одним из таких мотивов, на чем настаивает тот же Кухаренко, является якобы "историческая ценность" Сенного. Безусловно, в наше сумбурное время словосочетание "историческая ценность" - категория субъективная, часто спекулятивная. Если, конечно, нет соответствующего решения соответствующих органов. Государственная служба охраны культурного наследия (при Министерстве культуры и искусства Украины) за подписью Н.Кучерука еще 19 января 2005 года четко обозначила свою позицию: "Державна служба охорони культурної спадщини на запит стосовно статусу комплексу споруд Сінного ринку повідомляє, що на сьогодні об'єкти Сінного ринку по вулиці Воровського, 17 у Шевченківському районі міста Києва не перебувають на обліку як пам'ятки культурної спадщини". Впрочем, при сильном бюрократическом желании одну бумагу всегда можно заменить другой бумагой, в которой тот же Кухаренко (допустим) собственноручно напишет, что "аварийное здание Сенного - самый настоящий памятник советского архитектурного реализма". Опять же мы говорим о субъективности. Кстати, заинтересованные чиновники из городского Управления охраны культурного наследия (куда уж тут министерскому управлению!), соблазнившись легким путем (заменить бумагу бумагой), попытались-таки с нарушением всех процедур вставить здание Сенного в реестр культурных памятников. И немедленно столкнулись с однозначной позицией украинского суда: "нельзя называть черное белым". А если очень хочется присвоить чему-либо звание "культурный памятник", то, во-первых, будьте любезны соблюсти всю изыскательную процедуру, а во-вторых, предоставить убедительные доказательства своей позиции. Не будем анализировать весь ход судебных дебатов, развернувшихся между инвестором и рядом чиновников и пришедшийся аккурат на период относительного спокойствия (февраль-июль 2005 года), упомянем только последнее показательное судебное решение. Инвестор опротестовал в Хозяйственном суде города Киева дополнение к приказу небезызвестного руководителя городского управления по культуре Александра Быструшкина, которым 25 марта 2005 года в спешном порядке здание Сенного рынка... включалось в перечень охраняемых памятников архитектуры (наряду со зданиями, построенными в 1909-1916 гг.). О легкомысленности и прочей заинтересованности Быструшкина можно говорить долго, а пока процитируем решение все того же Хозяйственного суда г. Киева: "Виключити п.1 додатку до наказу Головного управління культури, мистецтв та охорони культурної спадщини Київської міської державної адміністрації N 94 від 25.03.2005 року, а саме виключити будівлю Сінного ринку, що знаходиться у Шевченківському районі м. Києва по вул. Воровського, 17 та належить Товариству з обмеженною відповідальністю "Сінний ринок" на праві власності, з переліку щойно виявлених пам'яток історії та культури". Решение вынесено 8 июня 2005 года, а уже 20 июня тот же суд обнародует приказ о "принудительном исполнении решения". В общем, с этой линией все понятно. Однако чиновники не привыкли просто так сдаваться и потому пошли по еще более примитивному пути: они просто запретили вести работы до получения собственных разрешительных виз. Известная технология. Сам инвестор сегодня признает, что он попал в своеобразную ловушку, приобретая старое здание Сенного рынка. С одной стороны, он почти немедленно попадал под криминальную ответственность, если бы в результате "профильной эксплуатации здания и в связи с ненадлежащим обеспечением безопасности" пострадал хотя бы кто-то из продавцов/покупателей. А такой риск был. Из заключения Киевского НИИ судебных экспертиз (N 504 от 28.01.2005 г.): "Конструктивні елементи будівлі, від яких залежить її загальна міцність і стійкість, в першу чергу конструктивні елементи середнього прогону, а отже, і будівля ринку в цілому, знаходяться в аварійному технічному стані... Безпечна експлуатація будівлі неможлива".

С другой стороны, инвесторам не разрешают приводить Сенной рынок в порядок. Патовая ситуация. И какой же выход?

Наша сегодняшняя жизнь часто отказывается подчиняться элементарным законам и даже банальной логике. Спрашивается, зачем чиновникам самостоятельно создавать проблему там, где ее нет и в помине? Зачем устраивать публичный конфликт с добросовестным инвестором, имея на руках объективные данные об аварийности здания и необходимости скорейшего проведения масштабной реконструкции? Зачем вынуждать инвестора ненавидеть городскую власть? Возможно, причина всего этого действительно кроется в некомпетентности отдельных городских начальников. Если так, то это легко поправимо. Скоро выборы. Правда, на место одних непрофессионалов, как правило, приходят другие непрофессионалы. Чаще всего из команды этого же чиновника. Называется это преемственностью. А причина подобной "непрофессиональной преемственности" кроется в том, с чего мы начинали наш рассказ: каждый из городских топ-чинов получил сегодня на откуп целую отрасль и управляет ею по своему личному усмотрению. Тем не менее, некомпетентность, хоть и приносит нам ущерб, все же не тянет на криминал. Но, увы, только некомпетентностью дело вряд ли ограничивается. Скорее всего, столь настойчивое желание создать очередную "горячую точку" (к примеру, включить объект в перечень памятников, когда есть обоснованное решение суда о недопустимости такого шага) продиктовано либо криминальными (негласное вымогательство), либо информационными (заигрывание с общественностью) интересами. Оба эти варианта чреваты крайне негативными последствиями. Криминал - он всегда криминал. При этом репутация КГГА, и без того оставляющая желать много лучшего, подвергается системным атакам со стороны инсайдеров (т.е. высокопоставленных чиновников). Нет ли в этом особого умысла? К примеру, окончательно дискредитировать Омельченко и вынудить его пойти на уступки при выборе своего преемника - большой и очень интересный вопрос. Заигрывание же с общественностью может обеспечить краткосрочные дивиденды для того же Кухаренко, но в среднесрочной (избирательной) перспективе провоцирует крайнюю озлобленность жителей. Вот почему нам придется еще раз спросить себя: зачем приостановлено строительство там, где, во-первых, имеются все показания для проведения санационных работ (аварийность, антисанитария, эстетическая непритязательность, неэффективность использования территории, ландшафтные огрехи), во-вторых, отсутствует конфликт с жителями, в-третьих, инвестор готов тесно сотрудничать с горадминистрацией?

Марат Бутенко, «Газета.ua»



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Сергей Михайков, 1953 год. Из сборника стихов

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: