Кризис, охвативший автомобильный рынок Украины, уже начал сказываться на количестве автосалонов. Если в пиковые месяцы 2008 года в Украине насчитывалось более 1200 автосалонов и мест для торговли автомобилями, то уже по итогам февраля их число сильно поредеет.
Первая «волна» сокращения числа автосалонов прошла осенью 2008 года, когда отдельные компании были вынуждены съехать из арендованных салонов в дорогих местах. Сейчас наблюдается вторая «волна». Продажи новых автомобилей сократились до 80%, а у отдельных автосалонов в феврале был зафиксирован «нуль» проданных автомобилей. С такими результатами салоны перешли на борьбу за выживание. Содержать штат автосалона и платить аренду, даже если собственник и пошел на уступки, автосалоны уже не могут - просто нет доходов. По городам уже видны объявления об аренде автосалонов. Из месяца в месяц их число будет только возрастать. Арендные автосалоны - это самая рискованная группа и она первой ощутила влияние сокращения продаж.
Несколько проще тем компаниям, которые находятся в собственных торгово-сервисных центрах. Они пока еще тянут «бремя» затрат.
Но собственники компаний уже видят ближайшие перспективы рынка и пытаются избавиться от тех активов, которые рискуют стать "пассивами". К продаже предлагаются, как правило, те автосалоны, которые были ориентированы только на продажу авто и не имеют сервисной поддержки. Они в «зоне риска». Уже стали появляться предложения по продаже «сэйлов» в спальных районах и в не очень удачных местах. Такие автосалоны уже требуют либо «материнского» финансирования, либо их необходимо срочно переориентировать на другие виды автопродаж.
Более стабильными пока остаются "раскрученные" автосалоны средней величины, располагающие собственной сервисной станцией и складом запчастей. Они «выживают» за счет сервиса и продажи запасных частей. Здесь возможны сокращения персонала.
Сложнее обстановка в новейших концептуальных салонах, которые активно строили в последние 2-3 года, как говорится, на перспективу. Как правило, инвестировались кредитные средства, которые сейчас необходимо возвращать. В феврале каждый второй такой салон уже столкнулся с кризисом ликвидности. Все надежды сейчас только на сервис.
По данным AUTO-Consulting в феврале рынок новых автомобилей составил около 11 тыс. авто, что на 78% меньше, чем в феврале 2008 года. !!! Даже в самые успешные автоцентры такие результаты заставят придумывать дополнительные статьи заработков.
Показатели продаж уже упали в 5 раз, да и доходность из-за постоянного колебания курсов валют катастрофически сокращается.
Спасением для автосалонов сейчас может стать только торговля подержанными автомобилями, но у авторынка нет закона о trade-in, и автоцентры не могут легально зарабатывать на таких сделках. Если в ближайшее время рынок не получит качественный закон, регулирующий оборот подержанными автомобилями, то в Украине будут десятки тысяч безработных автомобильной отрасли.
Инф. AUTO-Consulting