В попытке заставить замолчать правительственных чиновников, сливающих информацию прессе, администрация Обамы возбудила дело против журналиста. Джеймсу Райзену, корреспонденту газеты Нью-Йорк Таймс, получившему за свои расследования в области национальной безопасности Пулитцеровскую премию, предложили сдать свои источники или сесть в тюрьму. В своей книге, вышедшей в 2006 году, он написал о проваленной операции американской разведки, призванной остановить ядерную программу Ирана. Так как он по-прежнему находится под пристальной проверкой прокуратуры, Райзену посоветовали избегать интервью по этому поводу.
Эрик Лиштблау, корреспондент New York Times в Минюсте США: Этот вопрос уже оспаривался в судах при Буше, а теперь, похоже, что новая администрация идет по тому же пути.
Эрик Лиштблау, вместе со своим коллегой Джеймсом Райзеном, сделал ряд значительных разоблачений, включая необоснованную программу прослушивания телефонных разговоров, запущенную администрацией Буша. Он говорит, что в их работе конфиденциальность источников чрезвычайно важна, так как люди часто рискуют своей жизнью, чтобы рассказать, что же на самом деле происходит.
Эрик Лиштблау, корреспондент New York Times в Минюсте США: Если по факту у нас система, когда журналисты пишут только о том, что говорит правительство, и не раскрывают секреты, это означает, что мы, журналисты, потеряли свою независимость, лишились своей роли контролера действий правительства.
Если бы не утечки информации, скорее всего, не было бы никаких обсуждений злоупотреблений в Гуантанамо или тайных тюрем ЦРУ, но меры ужесточаются…
Конечно, существует разница между раскрытием тайн государственной безопасности и информированием общественности о том, что ей следует знать о работе своего правительства… но еще парочка дел, подобных случаю с Райзеном, и вольная расследовательская журналистика США может столкнуться с реальным отсутствием источников.
Усилия Обамы по затыканию утечек нашли особенно радушную поддержку среди сторонников скрытности в правительственных делах, но даже ОНИ удивлены.
Гэбриел Шонфельд, автор книги «Необходимые тайны: Национальная безопасность, СМИ и диктатура закона», синхрон: Я был удивлен – администрация Обамы пришла к власти, обещая открытость правительства, и хотя они делают определенные шаги в этом направлении, они также приняли некоторые неожиданные решения в отношении утечек…
В то время как некоторые журналисты вынуждены бороться за свои источники, другие требуют прозрачности в самом Белом доме. Например, Хелен Томас, которая освещает деятельность президентов уже более 50 лет.
Хелен Томас, архивная съемка: Такого контроля никогда не было в Белом доме…
Хелен Томас, корреспондент в Белом доме: В Белом доме и правительстве слишком много тайн, и я считаю, что люди имеют право знать почти все.
Тем временем Обама, вооруженный новым законом, позиционирует США в роли стража свободы прессы по всему миру.
Барак Обама, президент США: Этот закон посылает решительный сигнал другим правительствам, что наш Госдепартамент следит за тем, как другие правительства ведут себя по отношению к прессе…
Непонятно одно – будет ли Госдепартамент следить за тем, что происходит на его собственном заднем дворе, в то время как американских журналистов заставляют нарушать свое слово.
ИноСМИ