Прочие прелести списочной системы станут доступными широкой публике с дальнейшим обнародованием «сих длинных выводков», которые, в отличие от списка кораблей, и до середины дочитывать нет никакого желания
Про списки там дальше, если кто не забыл. И если даже лирический герой столь знаменитого стихотворения не дочитывает списков до конца, на кой черт нам сдалось ознакомление с «сим длинным выводком»? Выискивать скандальные фамилии и без нас желающих хватит. Тем более, не так это и сложно. Интереснее, во что превращается «ихняя» избирательная система на нашей специфической почве.
Знать о том, что избирательная система у нас претерпела изменения это одно. Почувствовать их другое. А ощутить на себе уже третье. Об отмене мажоритарных выборов мы уже были наслышаны. До того, чтобы ощутить на себе окончательную прелесть работы парламента, избранного чисто пропорционально, и сформированного им правительства, время слава богу еще есть. А в настоящий момент происходит как раз приятная процедура формирования избирательных списков и ознакомления избирателей с их содержанием.
Некоторые партии и блоки находятся только в процессе формирования своих будущих депутатских команд, кто-то уже успел. Подводить итоги списочной политики основных фигурантов выборов еще рано, но какие-то предварительные наблюдения сделать уже можно.
Во-первых, список позволяет «спрятать» кандидатуры, которыми партии и блоки не хотят мозолить глаза электорату. Для этого их достаточно поместить за пределы первой пятерки фамилий, доступной избирателю в день выборов. На «загнивающем» Западе этим пользуются кому ни попадя. Там пропорциональная система способствует попаданию в высший законодательный орган тех, кому бороться за победу в мажоритарном округе было бы сложнее в силу консервативности мышления избирателей. Благодаря «пропорционалке» немалую долю парламентского представительства получают, например, женщины или представители национальных, религиозных и прочих меньшинств все те, кому при прочих равных условиях даже очень толерантный мажоритарный избиратель предпочтет белого, упитанного, гетеросексуального и состоятельного единоверца мужеска полу.
Наши больше стараются прятать как раз небезупречных упитанных и состоятельных. Твердо усвоено правило не формировать первую пятерку списка из близких родственников. Хотя совсем без них не обошлось. У Януковича в списке фигурирует сын, у Ющенко брат и племянник. В проходной, разумеется, части, но не сильно на виду. Все равно свою положительную роль «пропорционалка» играет даже в этом случае. В ту же первую пятерку, являющуюся своеобразным лицом списка, приходится ставить и женщин, и толковых управленцев или ученых. То есть людей, чьи имена сыграют на повышение популярности списка в целом.
О негативных сторонах «пропорционалки» сказано много. Тем более в наших условиях «жестских» списков. То есть таких, где избиратель не может выставить фамилии приглянувшихся кандидатов в угодном ему порядке, а вынужден довольствоваться мнением партийного руководства. Еще одна проблема пропорциональной системы связана со снижением регионального представительства в парламенте в ущерб столичному. В ряде стран это компенсируется наличием верхней палаты парламента, укомплектованной по региональному принципу. Но в нашей стране, где националистически ориентированный истеблишмент шарахается от любого призрака федерализации, как черт от ладана, такой противовес не предусмотрен. Все опять же отдано на совесть руководству полюбившихся партий. И где та совесть?
Харьковский регион, в этой стране, осмелюсь предположить, по человеческому потенциалу далеко не последний, в «проходных» частях списков двух ведущих политических сил представлен (если навскидку) Кушнаревым с Добкиным (экс-губернатор и нардеп), Святашем (нардеп) с Шумилкиным (мэр), да Ярославом Ющенко (вице-губернатор). Последнего харьковчанином можно назвать с большой натяжкой. А попадание его в список НСНУ объяснимо не только и не столько статусом регионального партийного лидера. Губернатор Арсен Аваков вообще решил избавить список НСНУ от своего присутствия. И вряд ли в партийном руководстве был большой траур по этому поводу.
Имеет место и проблема с первыми номерами списков. Но не у всех. У Тимошенко с Литвином ее можно сказать нет совсем. Их проблемы начинаются после первой строчки, хотя харьковчанину не будет сложно встретить узнаваемые фамилии земляков и у Литвина, и у Тимошенко. Правда не гарантировано, что эти фамилии вызовут непреодолимое желание проголосовать за список, который украшают.
С первыми номерами в блоках Ющенко и Януковича не все так гладко. Недостатки Виктора Федоровича, снискавшие ему столько недоброжелателей на президентских выборах, за полгода не рассосались. Другое дело, что за время той же президентской кампании регионалы столько вложили в раскрутку Виктора Федоровича, что других высокорейтинговых политиков у них просто нет.
В НСНУ ситуация еще пикантнее. Сколько ни объясняет Виктор Андреевич своим партийным сотоварищам, что не будет возглавлять их список все тщетно, товарищи не понимают. Не от хорошей жизни, конечно, не понимают. Только зачем воспроизводить на широкой публике известный анекдот: «Алло, позовите Васю. Вася умер. Так что, он и за маком не поедет?»
Отдельно хотелось бы остановиться на месте людей искусства в политике. А точнее в списках. Понятно, что всякие космонавты, спортсмены, артисты и прочие гении государственного строительства в списках нужны по весьма простой причине привлечь своими узнаваемыми лицами людей аполитичных. Это встречается в том или ином виде даже «у них». Исходя из этой логики кого-то одного из таких можно ставить в первую пятерку. Хотя метод уже подзатаскан. Но зачем насыщать подобного рода персонажами остальную часть списка, как эито делается «у нас»? Объяснение, которое первым приходит в голову певцы уже не хотят агитировать за деньги, им подавай места. Тяжелый случай.
Прочие прелести списочной системы станут доступными широкой публике с дальнейшим обнародованием «сих длинных выводков», которые, в отличие от списка кораблей, и до середины дочитывать нет никакого желания.
Игорь Гридасов, "Политкантроп"