Безусловно, стоимость сырья на мировых рынках, 90% которого в нашу страну импортируется, продолжит существенно влиять на цену бензина и дизельного топлива. Если быть точным: цена литра бензина на отечественных АЗС на 55% состоит из стоимости нефти. А второй по важности составляющей цен на бензоколонках являются налоги.
Размер акцизного сбора на нефтепродукты сейчас определяется потребностью в средствах на строительство инфраструктуры под Евро-2012. О послед-ствиях для потребителей и экономики все как будто забыли
После очередного повышения акцизного сбора в начале 2011 года их доля, например, в бензине А-95 перешагнула отметку 30% (в ДТ – 22%). Поэтому наибольшую выгоду от торговли нефтепродуктами в стране получает государство – больше 3 грн./л при цене 10 грн./л. (в свою очередь, прибыль АЗС, как правило, не превышает 50 коп. /л).
Именно чиновники решат, какой будет стоимость нефтепродуктов в 2012-м году. Если суммировать все озвученные «инициативы» власти, то при самом неблагоприятном стечении обстоятельств за литр бензина украинцам придётся выкладывать более 14 гривен. В частности, речь идёт о намерении поднять акцизы (на ДТ почти в три раза) и ввести пошлины на импорт, что создаст условия для увеличения прибыли отечественных нефтеперерабатывающих заводов. Кроме того, власть готовит передел рынка, намереваясь предоставить преференции госкомпаниям.
Но самое удивительное при этом – процесс принятия важных решений. Он непредсказуем. Проблемные вопросы не обсуждаются не только с экспертами, но всё чаще и с коллегами по Кабмину. Наиболее яркий пример – ноябрьская инициатива министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко освободить НАК «Нафтогаз Украины» от уплаты НДС на ввозимую нефть и на продажу произведённых из неё нефте-продуктов. Законопроект, в случае принятия которого государственный бюджет может недосчитаться нескольких десятков миллиардов гривен, министр внёс прямо на заседании правительства, шокировав коллег из других ведомств.
А вот другой пример того, как сейчас многое решается. Размер акцизного сбора на нефтепродукты у нас определяется прежде всего по-требностью в средствах на строительство инфраструктуры под Евро-2012. О последствиях для потребителей и экономики все как будто забыли. Куратор подготовки к евро Борис Колесников не устаёт жаловаться, что страну заполонили контрабанда, фальсификат и подпольные производства, которые, как известно, не платят такие нужные вице-премьеру «топливные» налоги.
Как он предлагает решать эту проблему? Достаточно просто: инициирует новое повышение акцизов. Принцип, как в знакомой всем коммунальной сфере: зачем латать дыры в водопроводе, если можно просто поднять тарифы?
Правда только в том, что любое новое повышение налогов без одновременного усиления контроля государства за качеством на АЗС и налоговой дисциплиной на границе и нефтеперерабатывающих предприятиях ведёт к росту теневого сегмента, а значит, надежды на увеличение сбора налогов снова не оправдаются.
А вот ликвидировав контрабанду, которая уже заходит в Украину танкерами, и кустарные производства, которые тоже на иголку в стоге сена не похожи, государство убьёт сразу нескольких зайцев. Во-первых, дополнительно соберёт, по самым скромным подсчётам, 1,5 млрд. грн. в год. Во-вторых, поможет нефтеперерабатывающим заводам, вместо того чтобы перекладывать их проблемы на плечи потребителей. В-третьих, уход с рынка нелегалов автоматически улучшит качество топлива на колонках.
Вот и получается, что государству выгодно защищать потребителя нефтепродуктов. Если начать работать в этом направлении, глядишь, и налоги повышать не придётся.
Сергей Куюн, директор «Консалтинговой группы «А-95»
"Фокус"