Рассказываемый с «кавказским акцентом» известный анекдот, в котором Сталин объясняет «та-а-варищу Жюкову», что «па-а-питка дэйствытэлно нэ питка», и по нынешний день символизирует отношения государства с теми, кто оказывается для него потенциально опасным. Сегодня даже школьнику известно, что в милиции, случается, бьют и даже иногда убивают. А еще частенько превращают здоровых людей в калек. Виновных практически никогда не наказывают, поскольку жертвам редко удается что-нибудь доказать.
Современные виды милицейских истязаний весьма разнообразны. К примеру, «растяжка» широко используется при задержании и обыске. При помощи ударов по щиколоткам человеку раздвигают ноги до такой степени, что он просто не может пошевелиться. В такой позе задержанного могут держать часами. Другая пытка под названием «слоник» получила широкое применение с начала 90-х годов. На жертву натягивают противогаз и периодически пережимают шланг. Иногда, после того как человек начинает задыхаться, в трубу противогаза подают слезоточивый газ. Он вызывает рвоту, человек захлебывается рвотной массой. Тогда противогаз снимают и дают жертве посмотреть на себя в зеркало.
Пытка под названием «ласточка» бывает двух видов. В первом случае руки и ноги жертвы соединяют веревками и наручниками за спиной так, чтобы спина была выгнута. Человека держат на полу, иногда садятся на веревки. Другой вариант: руки жертвы заводят за спину, надевают наручники, затем человека подвешивают так, чтобы его ноги не касались пола, и в таком положении избивают. Очень напоминает средневековую дыбу.
В «конвертике» ноги жертвы заводят за голову и закрепляют в этом положении веревками. Другой вариант: человека принуждают сесть, поджать под себя ноги, сверху наваливается истязатель, сплющивает жертву, потом несчастного пеленают веревками, ремнями и прочим подручным материалом.
Впрочем, как свидетельствуют сами заключенные, арсенал применяемых пыток намного разнообразнее — фантазия иных садистов в милицейских мундирах поистине неистощима. И это несмотря на то, что пытки в Украине запрещены. Это четко прописано в статье Уголовного кодекса Украины №127 — «пытки», который вступил в силу с 1 сентября 2001 года: «Пытки, то есть умышленное причинение сильной физической боли либо физических или моральных страданий путем нанесения побоев, мучения или иными насильственными действиями с целью вынудить потерпевшего либо другое лицо совершить действия, которые противоречат их воле, наказывается лишением свободы на срок от трех до пяти лет». Однако несмотря на появление новой статьи, пытки в системе МВД продолжают применяться. И за это сегодня никто по-прежнему никакой ответственности практически не несет.
В отчете международной организации Amnesty International, обнародованном в октябре 2011 года, говорится: «В Украине фактически существует культура безнаказанности за серьезные уголовные дела, включая пытки и вымогательство, совершенные правоохранителями в ходе их работы». В связи с этим, говорится в документе, «люди, которые вступают в контакт с милицией, рискуют подвергнуться широкому спектру нарушений в отношении себя, от словесных нападок до пыток».
По подсчетам Харьковского института социальных исследований, пишет «Киевская правда», в 2010 году в Украине от пыток и жестокого обращения пострадали до 790 тысяч человек. Секретариат уполномоченного Верховной Рады по правам человека заявляет, что за 2010 год они получили 5 тысяч жалоб на пытки и другие виды жестокого обращения.
Официальная статистика смертей задержанных в Украине отсутствует, но в письме Amnesty International от июля 2011 г. Министерство внутренних дел отметило, что в 2010 году прокуратура рассмотрела 40 случаев смерти задержанных. В 16 из этих случаев начали расследование. По информации Украинского Хельсинского союза по правам человека, в 2010 году в Украине во время содержания под стражей погиб 51 человек. Самый резонансный случай — смерть 19-летнего студента Игоря Индило в одном из киевских райотделов милиции в 2010 году.
Печальные примеры
В 2007 году правозащитники предали огласке факт незаконного привлечения к суду за убийство женщины жителя Могочи. С целью фальсификации доказательств сотрудник милиции и следователь прокуратуры выбили задержанному зубы и подкинули их на место преступления. Якобы зубы «убийце» выбила его жертва, защищаясь от нападения. В суде факты фальсификации вскрылись, и гособвинитель снял обвинения с подозреваемого.
А в Пензе сейчас судят сотрудников МВД. В качестве подручных средств садисты в погонах использовали саблю и биту. Затем они стащили с задержанного трусы и стали водить по его ягодицам дубинкой с надетым на нее презервативом. Стражи порядка грозились изнасиловать потерпевшего и выложить кадры надругательства в Интернете. Другому потерпевшему пришлось еще хуже, так как свои угрозы сотрудники МВД привели в исполнение…
В Забайкальском крае в числе жертв правоохранителей оказались двое несовершеннолетних. Один из подростков рассказал, что его били по голове, надели ему на голову противогаз и несколько раз зажимали шланг, отчего он неоднократно терял сознание. Потом полицейские поднимали его закованные спереди руки к голове и давили цепью наручников на горло. Затем они кинули подростка на пол и стали пинать его. Когда садисты в погонах отвлеклись, мальчик порезал себе запястья лезвием, которое носил с собой. Дело в том, что при первом задержании еще полгода назад подростку угрожали, что в следующий раз изнасилуют. Опасаясь этого, он носил с собой лезвие от одноразовой бритвы. Однако вид крови полицейских не смутил, они даже стали злорадствовать: «Может, тебе нож дать?» Не оказав юноше медицинскую помощь, изверги стали пытать его еще изощреннее, используя электрический ток. Не выдержав мучений, парень подписал восемь незаполненных бланков явок с повинной. Только после этого ему вызвали «скорую помощь». Затем подростка привели к следователю, где при адвокате он отказался от своих показаний. Парня вновь вернули в кабинет оперативников, которые пригрозили изнасиловать его дубинкой. Полицейские говорили, что «засунут ему дубинку в задний проход и определят в «опущенную» камеру». Опасаясь этого, подросток дал следователю показания, которых добивались опера.
Похожую историю рассказал правозащитникам и другой подросток. В феврале 2009 года, когда ему было всего 16 лет, оперативники завели молодого человека в свой кабинет и надели ему на голову противогаз. Затем они пережимали шланг и подвергали подростка «газовой атаке», заставляя дышать табачным дымом и парами ацетона. Через некоторое время садисты придумали еще более мучительную пытку. Они засунули в ухо жертвы металлическую спицу и пробили барабанную перепонку. Парень кричал от боли, а садисты смеялись и продолжали его пытать.
Позор украинского правосудия
Уголовное дело о преступлениях «пологовского маньяка» считается самым большим позором украинского правосудия. 22-летний Яков Попович провел за решеткой почти половину своей жизни, после того как его прямо с урока увели милиционеры и заставили признаться в изнасиловании и убийстве 9-летней племянницы. Мать Якова, Галина Попович, говорит, что милиционеры запугали сына, угрожая расправиться с его родственниками. «Двое суток Яше не давали спать, угрожали побоями, пускали в лицо сигаретный дым, наводили на него пистолет, — рассказывает мать. — Сын держался, но когда милиционеры пригрозили, что, если он не признается в убийстве, они расправятся с родителями, Яша испугался и под диктовку написал явку с повинной».
Спустя годы выяснилось, что девочку убил бывший следователь Сергей Ткач. Этот сексуальный маньяк из запорожского города Пологи побил все «национальные рекорды» по количеству жертв. На допросах он признался в убийстве ста человек, претендуя на третью строчку в списке самых страшных маньяков в мировой истории. Но самым шокирующим обстоятельством стало то, что почти по каждому из доказанных эпизодов «дела Ткача» преступник уже находился за решеткой. Как оказалось, в Запорожской и Днепропетровской областях милиционеры попросту выбивали признательные показания у невиновных и сажали их на долгие сроки. Причем часто следователи вообще не утруждали себя поиском подозреваемых, а хватали первых попавшихся, то есть родственников убитых. Так, к примеру, Владимир Светличный из Павлограда был обвинен в убийстве и изнасиловании собственной девятилетней дочери. Он не дождался судебного позора и повесился в камере днепропетровского СИЗО.
А больше десятка безвинно приговоренных, из которых выбили признание, полностью отбыли назначенное наказание за преступления Ткача. Например, Игорь Рыжков был осужден в 1997 году и вышел на свободу через 10 лет. Когда ему выносили приговор, в Украине еще не была отменена смертная казнь. От расстрела Рыжкова спасли адвокаты.
Шесть лет провели в застенках СИЗО и четверо жителей Херсонской области. «1К» уже писала о жительнице села Рубановка Светлане Куксе, которую обвинили в заказном убийстве собственного мужа. Вместе со Светой в СИЗО заточили троих подростков, которые проходили по делу как киллеры. Не имея ни одного доказательства вины этих людей, херсонские следователи выбивали из задержанных признание в убийстве фермера Николая Куксы. Двое парней признали свою вину после нескольких часов методичного избиения. «Не хотели, чтобы и дальше били», — говорят теперь парни, оправдываясь за то, что вынуждены были подписать признание. А вот один из них держался около месяца, невзирая на ежедневные многочасовые избиения. Но юноша сломался и подписал признание, когда в милицию приволокли его отца-пенсионера и стали избивать у него на глазах. У парня случилась истерика: он плакал и кричал, что все подпишет, только пусть отпустят отца.
Над самой Светланой издевались еще изощреннее. Нет, женщину не били, ее просто заставляли сидеть по 7 — 8 часов на стуле, лишая возможности сходить в туалет, поесть, выпить воды. Вспоминает Света и ночные выезды в «мягкую комнату». Так правоохранители называют место, где бьют заключенных. Свету поднимали каждую ночь, усаживали в машину, везли сквозь темноту в неизвестном направлении, всю дорогу рассказывая, как сейчас будут убивать ее, что она «выплюнет свою печень и сдохнет на следующий день». Но самой страшной моральной пыткой для Светы было то, что ей больше года не разрешали видеться с маленьким сыном, с которым она никогда не расставалась. При этом следователь постоянно пугал, что отдаст ребенка в детдом, если она не подпишет признание в убийстве мужа. Но запугать женщину милиционерам не удавалось — Света стояла на своем. Справедливость восторжествовала только через шесть лет. В результате журналистского расследования «1К» были арестованы настоящие убийцы Николая Куксы — ими оказались жители Крыма. Четверых невинно заточенных в СИЗО узников не так давно выпустили на свободу. Интересно, как теперь компенсирует им государство потерянные в тюрьме годы?
У Светланы Куксы и троих невинно осужденных парней еще есть шанс начать жизнь заново и попытаться забыть ужасные годы унижений и мучений в СИЗО, а вот у жителя села Фрунзе Сакского района — 15-летнего Виталика Бучковского — такого шанса уже нет. В августе 2006 года по подозрению в изнасиловании малолетней девочки он был арестован и помещен в сакский ИВС, где через две недели был убит при неизвестных обстоятельствах. Палачи в погонах явно выбивали из подростка признание, но, видно, перестарались…
Смерть Виталика, чья вина не была доказана, стала для тамошних правоохранителей настоящим ЧП. Уголовное дело об изнасиловании сразу закрыли по причине смерти подозреваемого. Однако родители мальчика с этим не согласились. До сих пор они добиваются правды, обивая пороги всевозможных инстанций. В итоге в ходе возобновленного следствия была доказана абсолютная непричастность их сына к изнасилованию малолетней. Теперь родители хотят, чтобы виновные в смерти сына понесли наказание. Бучковским вызвались помочь журналисты телеканала СТБ. Как и при каких обстоятельствах был убит Виталик, будут выяснять экстрасенсы из «Шоу экстрасенсов».
Фото: Слева направо: Дмитрий и Владимир Смирновы, Олег Ильчук. Из них выбивали признание в убийстве Николая Куксы