Похитители велосипедов19 декабря 2014 | 13:03 , Олег Ельцов, ТЕМА В начале 90-х в Украину хлынула волна угнанных в Европе авто. Что принесло многомиллионные убытки не только европейцам, но и украинцам. И расхлебывали мы это не один год. Сегодня старая история реанимируется в новом обличье: в Украину везут тысячи велосипедов, угнанных у европейцев. Если учесть, что стоимость современного велосипеда может превышать десять тысяч евро, не вызывает удивления, что масштабы воровского бизнеса на стальных конях измеряются сотнями миллионов евро! Такова стоимость потерь европейских велособственников,.. а также потерь украинцев. Параллельно с этим растет статистика велокраж внутри страны. Что делать и кто виноват? В 1995 году в Украину ежедневно ввозился краденый автотранспорт стоимость до миллиона долларов. В то время до трети авто представительского класса в нашей стране были украдены за рубежом . Это породило грандиозный вал коррупции в среде милиции, прокуратуры, СБУ, судов. На краденых у европейцев авто разъезжали генералы, бандиты – все, кто хотел получить машину за треть-четверть стоимости. Решение проблемы заняло не один год, и способствовали этому не украинские генералы, а германские страховые компании, которые несли от роста автокраж грандиозные убытки. Сегодня краденый автомобиль с перебитыми номерами двигателя и кузова в Украине – редкость. Зато уже несколько лет кряду по стране разъезжают люди на современных, дорогих велосипедах, значительное число которых украдено, большей частью – в Европе. На дорогих велосипедах мировых брендов как и на автомобилях набит серийный номер (его можно найти внизу рамы в районе каретки). Но его, как правило, не перебивают, а просто спиливают. Бизнес по продаже краденых велосипедов начал развиваться параллельно с велобумом в нашей стране, который на десятки лет запоздал в сравнении с цивилизованной Европой. Продажи в магазинах официальных дилеров велопроизводителей растут медленно, но уверенно: спасибо моде на здоровый образ жизни. Но этот рост не сопоставим с ростом числа веловладельцев. Покупать велосипед за границей и везти его в Украину нет никакого резона. Практически все можно купить дома, причем по тем же и даже более низким ценам, чем в Европе. Есть, конечно, какой-то процент контрабандных поставок, но он незначителен: «официалы» работают на рынке давно и большей частью «по-белому». Но кроме официального рынка существует весьма масштабный теневой. Он существует преимущественно в интернете, в непреспособленых сараях, гаражах и на рынках. Какая-то часть такого велотовара имеет почти легальное происхождение: подержанные велосипеды скупают оптом в Европе и даже в Японии, завозят в Украину (рассчет на границе идет преимущественно «кэшем» - с таможенниками, минуя бюджет). Кроме того, везут и новые, как правило, дорогие велосипеды – под заказ. Но это – капля в море. И тем не менее, из года в год официальные торговцы все неохотнее ввозят в страну велосипеды премиального класса, ценой от 1-2 тысяч долларов и выше. В разговоре с автором они признались: велик риск, что товар залежится, деньги будут исключены из оборота. А виновны во всем нелегальные конкуренты. Судите сами: если у официального дилера цена велосипеда фиксированная, диктуется производителем и составляет, например 1500 долларов, то у вас есть шанс найти такой же велосипед ... в 3-4 раза дешевле. Возможно, он окажется совсем немножко б\у, но разве это столь важно, если разница в цене составляет свыше тысячи долларов. Свежий пример из личного опыта. Этой осенью автор вознамерился купить велосипед. С учетом нужных мне характеристик и всеми осенними скидками велосипед фирмы Connandale обошелся в Киеве в 15000 гривен – что-то около 1000 долларов. В то же время, существует аналог такого велосипеда от другой не менее именитой фирмы: Focus Arriba. Первый же продавец предложил два одинаковых велосипеда в разной ростовке: «почти не бывшие в употреблении, недавно пригнаны из Италии». Цена вопроса: 4900 грн. Думаю, такому предложению порадовался бы любой европеец. Но мы не станем спешить и зайдем еще на один адрес. Такой же велосипед, тоже 2014 года выпуска, как и еще целая коллекция ему подобных. Все как на подбор – отличные аппараты последнего года выпуска. Цена 200-250 евро. Торговец находится в приграничных Черновцах. Уверяет, что велосипед в отличном состоянии, пригнан из Европы. Интересуюсь документами: их естественно, нет. Интересуюсь подробнее происхождением велосипеда. В ответ слышу: пригнан из Копенгагена. Как пригнан - не известно: «Мне привозят – я продаю»... Продавец уверяет, что за такие деньги надо брать без документов, главное – не стоит ездить на нем в Европу. Вы еще не поняли в чем проблема, читатель?.. Объясняю: потому что тамошние таможенники могут «пробить» серийный номер вашего стального коня по базе украденных велосипедов (есть такая). И тогда – как минимум изъятие велосипеда, как максимум – запрет въезда в страну и утрата шансов на Шенген в дальнейшем. Безусловно, все покупатели краденого прекрасно понимают, с кем имеют дело. И наверняка не ездят на краденом в Европу. А скупщики краденого прекрасно себя чувствуют, ни чем не рискуя. При этом официальные дилеры велопроизводителей несут убытки, бюджет теряет налоги. Ну а спрос на краденое порождает предложение. Отмечается не только рост продаж велосипедов, украденных за рубежом, но и угнанных в Украине. Многих это отпугивает от желания обзавестись велосипедом и начать новую веложизнь. Можно ли с этим бороться? Откровенно говоря, во всем мире этот вид криминала не стоит в приоритетах борьбы с преступностью: на это просто не хватает ресурсов. Впрочем, на западе велосипед большей частью рассматривается как средство передвижения: в большинстве своем европейцы выбирают простеньких стальных коней, по которым сильно тужить не станешь: украли - купил новый. У нас иной менталитет. Живем мы бедно, но пафосно. Молодежь экономит на завтраках, терроризирует родителей, чтобы купить дорогой велосипед последней модели. А зачастую велоамуниция сравнима по стоимости с велосипедом среднестатистического евровелосипедиста. Потеря «стального коня» для украинца - целая трагедия. Велоинфраструктуры в городах практически нет. Только в следующем году в Киеве по инициативе Велоассоциации планируют начать строительство первых охраняемых велопарковок. Не один раз энтузиастами предпринимались попытки создать онлайн-базы угнанных велосипедов, что должно было хоть немного воспрепятствовать велокражам на территории Украины. Но такие базы - локальные и не решают проблемы. Единую национальную базу в состоянии создать только государство, но ему «не до того». Глобально проблему не решить без усилий государства, его правоохранительной системы. Например, в Белорусии ГАИ Бреста организовало бесплатную маркировку велосипедов от угона. Теперь сотрудник ГАИ может остановить велосипедиста и проверить маркировку рамы. Если ее нет, это повод посетить отделение милиции. Если она есть – ее тут же проверят по базе на предмет кражи. Что можно ожидать от родного государства? Безусловно, самый простой и эффективный способ – организацию контроля на границе на предмет нахождения в европейской базе краденного велотранспорта. Собственно, то же по идее должны делать и европейские таможенники. Увы, такая система у нас не существует. Известно, что таможенники лишь некоторых стран начинают проверять вывозимые за рубеж велосипеды. Делают это в скандинавских странах, доводилось слышать то же про польских таможенников... А что же их украинские коллеги? Судя по ответу Государственной фискальной службы, с начала 2014 года было зафиксировано несколько случаев попытки провоза велосипедов без уплаты таможенных сборов. Шесть таких случаев - на Киевской региональной таможне: директора предприятий занижали стоимость ввозимых велосипедов и уплатили за это штрафы. Еще один факт посерьезней – на счету Львовской таможни. Там гражданин попытался провести 16 велосипедов без уплаты таможенного сбора и поплатился конфискацией товара. Увы, ни в одном из этих случаев не идет речь о попытке ввести краденое велоимущество. Из чего можно сделать вывод: украинская таможня этой проблемой не интересуется, с коллегами из Европы не контактирует. Значит, вести в нашу страну краденое – выгодно и безопасно. А ведь речь идет не только о финансовом ущербе, который несут европейские велосипедисты, и даже не об ущербе украинского бюджета и официальных велоторговцев. По украинскому веложулью в Европе составляют представление о нашей стране в целом. Ну а коль для краденых велосипедов из Европы двери в Украину широко открыты, после пересечения границы такой товар отыскать намного сложнее. Вернее, почти невозможно доказать, что продают именно краденый, а не стоковый товар, купленный на европейских барахолках. Ведь, как правило, цепочка вор-продавец краденого разорвана. Собственно, это подозрение подтверждает и ответ МВД: у них нет данных по организованным преступным группам, занимающимся сбытом велосипедов, украденных за рубежом. Автору как-то стыдно стало: в стране напряженная обстановка, средь бела дня в центре столицы массовые грабежи и перестрелки, а мы тут со своими крадеными велосипедами... А с другой стороны, коль милиция не в состоянии пресечь деятельность вооруженных бандитов, может ей нужно сконцентрироваться на тех, кто по зубам? На веловоришках, например... Одним словом, имеем масштабный бизнес продажи краденого, ввозимого в страну контрабандой, но «органы» дремлют. Вообще, отсутствие реакции власти провоцирует самосуд. Вот история, случившаяся весной этого года в Одессе. «Днем на Привозе вооруженными гражданскими лицами были задержаны двое молодых людей, Александр и Алексей, которых обвинили в торговле крадеными велосипедами. После недолгой словесной перепалки их силой доставили в штаб «Евромайдана» на улице Жуковского, 36 (общественная организация «Рада громадської безпеки»). По словам владельца торговой точки, где работали молодые люди, в штабе им угрожали, избивали, приставляли нож к горлу и даже выстрелили в одного из травматического пистолета. После некоторых неудачных попыток ему все-таки удалось вызвать милицию. Александр и Алексей были препровождены в Приморский РОВД. Одному из задержанных, Алексею, была вызвана «скорая» — по словам работодателя, у него кровотечение. Александр по-прежнему находится в РОВД. В свою очередь, активисты «Евромайдана» утверждают, что неоднократно получали жалобы от своих сторонников по поводу краж велосипедов. Им удалось отследить судьбу одного из них, и следы вывели на Привоз. По словам активистов, продавцы были задержаны с поличным, поэтому речь идет не о похищении, а о гражданском аресте (ст. 207 УПК). Также они отрицают факт избиения задержанных».
Оказывается, это только милиция и таможня у нас «не в курсе». А простой народ открыто свидетельствует о схемах завоза велоконтрабанды. «Ввоз краденых велосипедов в Украину осуществляется контрабандой через Украино-Молдавскую и Украино-Румынскую границы. В Румынию они попадают преимущественно транзитом через Италию. В Италию же свозятся ворованные велосипеды со всей Европы. Естественно, вместе с ворованными попадают и велосипеды, законно купленные на барахолках и распродажах. На данный момент самый серьезный контроль проводят Скандинавы, включая сканирование номера рамы с обязательной сверкой по базе данных. Дальше-больше. Схемы отлажены, сеть продавцов краденого расширяется, число нетребовательных покупателей растет. Результат: в последние годы случился целый ряд резонансных краж профессиональных гоночных велосипедов, цена которых превышает стоимость неплохих мотоциклов.
И ведь, будет не удивительно, если велоразбойниками окажутся украинские граждане. По пока никто не попался... И сама собой напрашивается аналогия с нелегальным бизнесом 20-летней давности по перегонке в Украину краденых в Европе авто. Тогда проблему помогли решить германские страховые компании, которые страдали от автокраж в первую очередь. В случае с велосипедами на страховиков надежды мало: страхованием велотранспорта в Европе занимаются мелкие компании. Я обратился за комментарием в представительства трех самых крупных западных страховиков, работающих на украинском рынке: ни одна из них не занимается страхованием велосипедов от угона и эта проблема их не беспокоит. Страховой брокер и активист Ассоциации велосипедистов Киева Антон Вакуленко заявляет, что застраховать велосипед от угона в нашей стране невозможно. Все что остается – застраховаться от несчастного случая на дороге. Но это – совсем другая история. Впрочем, есть вариант застраховать велосипед от кражи как любое другое имущество. Но делать это следует вместе с иным домашним имуществом. Однако, скорее всего, страховая компания выплатит компенсацию лишь в случае, если велосипед украдут из дома или гаража, но не на улице. Впрочем, это тоже не плохо: по статистике, значительная доля краж велосипедов происходит из подъездов и коридоров жилых домов. Только в 2010 году в одной Германии украли почти 180 тысяч велосипедов общей стоимостью более 120 миллионов евро. Не меньшие масштабы веловоровства в Голландии, Италии, скандинавских странах. Все большая часть краденого в Европе беспрепятственно перетекает через украинский кордон. Каковы масштабы велокраж в нашей стране – не знает никто: велосипеды не выделены отдельной строкой в милицейской статистике, да и обращаться в милицию пострадавшие не спешат, ибо результат известен. Так что же делать: при покупке одного велосипеда начинать копить на второй, который купишь при краже первого? А может все-таки заставить власть работать? Ведь велосипедисты, равно как и автомобилисты платят налоги. И на них мы содержим милицию, которая ищет угнанные автомобили, но игнорирует веломафию... Ця публікація здійснена за фінансової підтримки
Європейського Союзу. За зміст публікації відповідає лише Харківська правозахисна група, і його ні за яких обставин не можна вважати таким, що відбиває позицію Європейського Союзу
This document has been produced with the financial assistance of the European Union. The contents of this document are the sole responsibility of Kharkiv Human Rights Protection Group and can under no circumstances be regarded as reflecting the position of the European Union комментарии [5]
04.02.2017 18:56 Дэн
Покупаешь вел без документов - пособник преступления. Купил без документов - поощряешь и стимулируешь воровство велосипедов!!!
Понимаю, что случаи бывают разные, хозяин мог просто даже дома их потерять и не найти ))) Нужно смотреть и на человека, если с рук берешь, и по ситуации, и по интуиции. Смотрите сколько ломбардов продают велы?)))) Если бы твой вел украли (твой хороший вел, эдак долларов за 500-700, а ты его в ломбарде увидел) что тогда скажете? "Оф дилеры не получают желаемого" - Так давайте воровать! Нет, не так, покупать ворованное (т.е. без документов) и плодить преступность. Ура!!!
24.01.2017 18:05 Федор
Хороший пример людей абсолютно лишенных совести и принципов - https://vk.com/roadbicycleshopukraine. После невинного обсуждения в велолюбительском чате темы продажи краденных велосипедов, где данные господи были приведены как пример барыг. Мне начали поступать сообщения от менеджера данной шараги и обвинения в клевете, мол мы хорошие и пушистые и торгуем официально ввезены товаром с документами. Мной был выслан запрос итальянскому производителю не серийных велосипедов, чья продукция была представлена в их ассортименте. Ответ не заставил себя долго ждать - велосипеды стоимостью свыше 10000 евро каждый были украдены из ателье шоу-рума неподалеку от Милана. Но "честные продавцы", не смотря на очевидные доводы, продолжают гнуть свою линию и "лепить горбатого". Надеюсь итальянцы примут меры.
03.05.2016 09:39 Любитель
Какая мне разница какой он?! Если европеец его неустерег то я не винова, собственно воруют их там не наши а сами же европейцы так пусть полицыя прежде в европе наведет порядок, и вообще еслт вел стоит 1240€ новый а я купил б/у в орошем состоянии за 300 на хорошем навесном! Зачем переплпчивать?! Рад что есть такая возможность в нашей стране, а то что статья про академию анная то это понятно, просто оф диллеры не дополучают желаемого, ишь свежепригнаные велы глаза мозолят....
26.05.2015 00:16 Автор-человеку
ыкать мне не надо: свиней вместе не пасли. Со скупщиками краденого не дискутирую. А что касается моих доходов, то они у каждого по способностям, дорогой. Сколько зарабатываешь - на столько живешь. Главное - не воруй и покупай краденое. Тебя этому в детстве, наверное не научили
25.05.2015 14:34 человек
автор статьи ,когда тебе оплатили статью евриками ,на магазинный вел хватило ?нормальный такой ,схемы они там все изучили ,а мне по родной земле катайся ,да что бы каждый мент документы и по базам пробивал меня .да ни за что !в европе крадут ,на наших людей пинают -наглость ккая .мировые бренды -китай все это .че мы тут делим ?пишешь ,что на краденом в европу не ездят ,да людям на городской транспорт еле хватает ,куда там за границу еще ехать .почему ты представляешь нашу молодежь -плаксивой и пафосной ?бред .люди скромные ,да экономят на всем ,когда хотят купить -нормальный ,не навороченый вел ,а просто не хотят убиться на пластмассовом и серебрянкой крашенной низшего качества китайском веле .
также читайте[14.10.2024] [08.10.2024] [07.10.2024] [04.10.2024] [11.09.2024] [09.09.2024] |
по темеПро Подоляка с Банковой и бабку с 16 этажа30. 10. 2024 | 18:50 , Олег Ельцов. ТЕМА ГШ ЗСУ участвует в краш-тесте25. 10. 2024 | 13:39 , Том Купер Байбутян освободился от призыва24. 10. 2024 | 12:14 , Олег Ельцов. ТЕМА Країна мрій22. 10. 2024 | 07:24 , Том Купер План победы в одном предложении17. 10. 2024 | 09:56 , Олег Ельцов. ТЕМА
04 ноября 2024
31 октября 2024 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |