двойная игра Путина-Януковича: война началась еще в 2013-м11 сентября 2015 | 09:33 Мало, кто знает, что война с Россией началась не летом прошлого года, когда через восточную границу на Донбасс хлынули «защитники русского мира» и заработал пресловутый «военторг». И даже не тогда, когда Путин отжал Крым. Война началась 14 августа 2013 года. Когда на самом высоком российском уровне было принято решение показать окружению Виктора Януковича, КАК будет действовать Россия в случае подписания Соглашения об Ассоциации между Украиной и ЕС. И создания Зоны свободной торговли между ними. На тот момент российское руководство не было уверено — блефует ли Президент Украины, заигрывая с Европой, или в самом деле собирается что-то подписывать. Янукович со своей стороны, конечно, блефовал. Не только, чтобы заставить Путина пойти на уступки по газу, но и ввиду колоссального, тщательно скрываемого тогдашней элитой разочарования в результатах так называемый Харьковских соглашений. «Регионалы», хоть и записали когда-то в своей программе стратегическую цель – вступление Украины в Евросоюз, шли на выборы 2010 года под лозунгом развития стратегического партнерства с Россией и придания русскому языку статуса второго государственного. Поэтому они наивно полагали, что в Харькове их расцелуют взасос и дадут газ бесплатно. Но итоги переговоров, да и сам характер общения стали для них холодным душем. Путин под влиянием «Газпрома» фактически обманул Киев - обмен «газовая скидка на Черноморский флот» оказался неравноценным. Украина проиграла. Янукович затаил обиду и начал вести игру в «многовекторность». Одного не понимал ни он, ни приближенная к телу свита: Россия была готова к войне с Украиной, а Украина с Россией — нет. Такова предыстория событий, которые в научных публикациях, расследованиях и Википедии получили название «Торговая экспортная блокада Украины Российской Федерацией: август-сентябрь 2013 года». Если быть совсем точными, то противостояние началось еще раньше, с 20 июля 2013 года, когда российские таможенники предприняли тотальную проверку всех транспортных средств, которые перевозили продукцию украинских товаропроизводителей. 29 июля 2013-го российская санитарная служба ввела запрет на поставки в Российскую Федерацию продукции компании Roshen за якобы выявленные нарушения после экспертизы. Но настоящая блокада стартовала утром 14 августа 2013 года: таможенная служба Российской Федерации внесла в перечень «рисковых» всех украинских импортеров. На пограничных пропускных пунктах из Украины в Россию стали образовываться очереди из сотен фур и железнодорожных вагонов с украинскими товарами. К утру 15 августа лишь на одном из пунктов контроля — станции Брянск-Льговский находились в состоянии ожидания около 1000 вагонов с украинским грузом. Ситуация потребовала вмешательства политического руководителей, и после консультаций была создана так называемая Группа высокого уровня, которую возглавили вице-премьер-министры обеих стран и в которую вошли министры, руководители таможенных органов и другие специалисты, уполномоченные заниматься вопросами развития торгово-экономических отношений Украины и России. Одним из тех, кто принимал непосредственное участие в работе группы был Виктор Суслов — на тот момент занимавший должность представителя правительства Украины в Евразийской экономической комиссии, сейчас — известный эксперт, бывший министр экономики и председатель парламентского комитета по финансам и банковской деятельности. ГЕНПЛАН. Виктор Иванович, за два года многое изменилось в отношениях России и Украины. Даже, не многое, а ВСЕ. Говоря стихами поэтессы Анастасии Дмитрук: «Никогда мы не будем братьями!». С позиции сегодняшнего дня, оглядываясь назад, можно увидеть в той, казалось бы локальной, торговой «войнушке» очертания нынешней глобальной ненависти друг к другу? В. СУСЛОВ. Истинные причины тех событий, как и нынешних имеют один геополитический характер, и детально о них я еще скажу. Если же вспоминать тактику 2013 года, то российское руководство пыталось представить происходившее как инициативу своей таможни, которая вдруг начала отрабатывать процедуры усиленного таможенного контроля на случай, если вступит в действие Соглашение об Ассоциации между Украиной и Евросоюзом (СА ЕС) и будет создана Зона свободной торговли между ними (ЗСТ). Хотя совершенно очевидно, что таможня получила на явно недружественные действия “добро”, а, скорее, прямой приказ свыше. Почти все украинские экспортеры были внесены в так называемые “профили риска”, т.е. их товары подлежали усиленному таможенному досмотру. На российских таможнях начали выгружать для полного досмотра украинские товары из вагонов и рефрижераторов, в ряде случаев нарушалась упаковка товаров. Вскрывали консервные банки с огурцами, высыпали и перевешивали сыпучие грузы. Это сильно замедлило таможенное оформление грузов, привело к срыву сроков исполнения многих контрактов, а в ряде случаев - и к порче товаров.Резко возросли издержки такой торговли для бизнеса. ГЕНПЛАН. Насколько я помню, цель этого всего заключалась в том, чтобы доказать факты реэкспорта: что украинские фирмы поставляют в Россию китайские товары с нашими этикетками. И сейчас этот же аргумент звучит во время переговоров о создании ЗСТ Украины с ЕС, в которых Россия, как бы это странно не выглядело, до сих пор участвует и будет участвовать дальше. В. СУСЛОВ. Да, аргумент о якобы угрозе наплыва европейских товаров через Украину, Россия использует до сих пор. Под давлением РФ введение зоны свободной торговли между Украиной и ЕС в части отмены ввозных пошлин на европейские товары было перенесено в ноябре 2014 г. уже новой украинской властью с января 2015 г. на январь 2016 г. В 2013 году по многим партиям товаров российская таможня объявила недостоверными сертификаты происхождения товаров. Иначе говоря, не признавался факт производства этих товаров в Украине, а следовательно, такие партии товаров были обложены ввозными таможенными пошлинами. Напомню, что Украина, как член Соглашения о зоне свободной торговли СНГ, имела и до сих пор имеет право на беспошлинный ввоз товаров собственного производства на таможенную территорию стран СНГ. При этом беспошлинный реэкспорт товаров иностранного производства не допускается. ГЕНПЛАН. И что в этой ситуации начала делать Украина? В. СУСЛОВ. Протестовать на самом высоком уровне. Нашему правительству удалось добиться остановки дискриминационных действий российской таможни и начала переговоров. Была создана так называемая “группа высокого уровня”, во главе с вице-премьер-министром Украины Юрием Бойко, в состав которой входили также Валерий Мунтиян (правительственный уполномоченный по СНГ), Наталья Бойцун (замминистра промышленной политики), Степан Дериволков (первый замминистра налогов и сборов, курировавший украинскую таможню) и я (как представитель правительства Украины в Таможенном союзе). Российских переговорщиков возглавил первый вице-премьер-министр России Игорь Шувалов. Фактически переговоры свелись к обсуждению российской позиции, а по сути - ультиматума. Констатировалось, что в случае подписания Соглашения об ассоциации с ЕС Украина станет членом двух зон свободной торговли - с ЕС и с СНГ. Отсюда, по мнению россиян, возникнет угроза беспошлинного наплыва европейских товаров через территорию Украины в СНГ, и прежде всего в Россию. Поэтому российская сторона настаивала на праве применить Приложение №6 к Соглашению о ЗСТ СНГ и ввести для всего импорта из Украины таможенные пошлины, предусмотренные соглашениями по ВТО, или, что то же самое, перевести торговлю с Украиной из режима свободной торговли в режим наибольшего благоприятствования. Это было бы равнозначно ‘’выталкиванию” Украины из ЗСТ СНГ и могло бы привести к утрате Украиной рынков стран СНГ. Позиция украинской стороны, которую аргументировано представлял Бойко, сводилась к тому, что нахождение страны одновременно в двух зонах свободной торговли отвечает мировой практике, и еще нигде в мире в аналогичных ситуациях не возникала проблема массированного беспошлинного реэкспорта иностранных товаров. Главное - сохраняется и украинский, и российский таможенный контроль, который не допустит никакого массированного реэкспорта. При этом Украина предлагала ряд мер по повышению эффективности таможенного контроля, обмену информацией, исключению злоупотреблений при выдаче сертификатов происхождения товаров и другие меры. Все это не было услышано, и стало окончательно понятно, что речь идет не об опасности реэкспорта, а о геополитике: Россия хотела отказа Украины от подписания СА с ЕС и настаивала на этом отказе. В итоге те переговоры провалились. ГЕНПЛАН. Если речь уже зашла о геополитике, то до начала “торговой войны” должны были использоваться и более мягкие методы воздействия на Украину? Киев получал какие-то «сигналы» из Москвы? Предупреждения о том, что если мы не сдадимся и не остановим переговоры с ЕС, будет «больно»? В. СУСЛОВ Сигналы шли с того момента, как, начиная с весны 2013 года, проект Соглашения об ассоциации с ЕС вступил в стадию подготовки к подписанию. И российское руководство вдруг поняло, что оно может быть реально подписано и вступить в силу. В мае 2013 г. Украина получила статус наблюдателя в Таможенном союзе России, Белоруси и Казахстана, после чего я был назначен представителем Правительства Украины в Евразийской экономической комиссии. Это регулирующий орган Таможенного союза (сейчас - Евразийского экономического союза). А в июне было решено создать совместную Рабочую группу для оценки последствий вступления в действие СА с ЕС для российско-украинского экономического сотрудничества, особенно состояния взаимной торговли. С российской стороны ее возглавил советник Президента РФ, Сергей Глазьев, а с украинской - советник премьер-министра Украины Владимир Семиноженко. Я также вошел в состав этой группы и участвовал в ее работе. На совместных заседаниях российские специалисты пытались доказать экономическую невыгодность для Украины подписания и введения в действие СА с ЕС и, напротив, выгодность и целесообразность участия в соглашении о зоне свободной торговли СНГ, а также выгодность дальнейшей интеграции с Таможенным союзом. Вплоть до вступления Украины в ТС. У нашей рабочей группы была жесткая установка на то, что решение о подписании СА с ЕС уже принято на высшем уровне и не может быть поставлено под сомнение. Поэтому мы слушали аргументы друг друга “из вежливости” и оставались на своих позициях. Но уже тогда у меня зародилась мысль о том, что вся эта ситуация с подготовкой к подписанию СА с ЕС не более, чем игра, которую задумал и проводил один человек - Янукович. И он изначально ничего не собирался подписывать. Для него важен был торг с Путиным. Видимо, он рассчитывал выдавить из Путина максимум уступок. Не случайно между ними тот период проходило так много встреч в формате “один на один”. В пользу этого свидетельствовала масса технических мелочей. Например, проект Соглашения с ЕС был глубоко засекречен, и еще в июле 2013 года существовал только на английском языке, без украинского перевода, был недоступен и хранился в МИДе. Соответственно он не проходил экспертизу в министерствах, других органах исполнительной власти Украины, не был согласован ими. Не был знаком бизнесу, отраслевым ассоциациям и крупнейшим предприятиям-экспортерам. Никто не оценивал реальность такого перехода на технические регламенты и технические стандарты ЕС. Без экспертиз и абсолютно необходимых по установленным процедурам согласований проект был парафирован еще 30 марта 2012 г. заместителем министра иностранных дел Украины... Павлом Климкиным. ГЕНПЛАН. Любопытно. Думаю, мало, кто знает, что Климкин, так сказать, «крестный отец» Соглашения об Ассоциации с ЕС. Думаю, теперь становится более понятным, почему именно его кандидатура была выбрана после Майдана на пост министра иностранных дел среди остальных претендентов. Но кто-то же, все-таки документ читал? В МИДе, в правительстве? В. СУСЛОВ Была узкая группа людей во главе с правительственным уполномоченным по вопросам евроинтеграции Валерием Пятницким, которая вела переговоры со странами ЕС по проекту Соглашения. Но она отказывалась предоставить документы правительственной Рабочей группе, ссылаясь на указания из Администрации Президента Украины. У меня так же есть основания полагать, что даже премьер-министр Николай Азаров не был посвящен в детали игры Януковича... Уже к сентябрю 2013-го проблемы украинских экспортеров отошли на второй план. На первый вышли глобальные политические мотивы. Украина начала целенаправленное движение к подписанию Соглашения об Ассоциации с ЕС. 18 сентября Кабмин единогласно одобрил проект Соглашения. Янукович лично заставил фракцию Партии регионов в Верховной Раде поддержать документ. Пропаганда о необходимости подписания Соглашения буквально заполнила информационное пространство Украины. Что же происходило в недрах власти на самом деле? И был ли Янукович готов к игре, в которой надо было одновременно обыграть и Путина, и лидеров Евросоюза? В. СУСЛОВ. Янукович, конечно, себя сильно переоценил. Он считал, что достаточно просто шантажировать Россию и Запад тем, что Украина может "уйти к другому", и требовал подарков с обеих сторон. Полагаю, он не учел, что у ведущих государств мира всегда есть инструменты для "асимметричного ответа" и понял (если понял) это уже после Майдана. На тот момент он пытался вести двойную игру: якобы двигаясь в сторону Европы, посылал обнадеживающие сигналы и в сторону России. Кабмин на своих заседаниях последовательно рассматривал межгосударственные соглашения, действовавшие в Таможенном союзе, и по многим из них принимал решения о возможности присоединения Украины. Однако и это был блеф, поскольку соглашения не проходили экспертизу в профильных министерствах, не имели обязательных в данном случае заключений МИДа и Минюста. Кроме того, речь шла о возможности присоединения, а вовсе не о реальном присоединении. Аналогичным образом обсуждался вопрос о возможности (опять - возможности) присоединения Украины к отдельным техническим регламентам Таможенного союза. Вопрос обсуждался, велись консультации, отрабатывались процедуры такого присоединения, но реально Украина ни к одному техническому регламенту Таможенного союза так и не присоединилась. Россия тоже не была настойчива в этом вопросе технических регламентов, хотя именно переход украинской экономики на технические регламенты, санитарные и фитосанитарные нормы ЕС (а вовсе не мифический беспошлинный наплыв европейских товаров) создавал для РФ реальные сложности. ГЕНПЛАН. Что меняли эти технические барьеры для россиян? В.СУСЛОВ. Все меняли. При их вступлении в силу товары российского экспорта в Украину должны были соответствовать требованиям, установленным для рынков стран ЕС, и проходить соответствующую сертификацию. ГЕНПЛАН. Вот так, играючи, как я понимаю, мы плавно дошли до часа Х - Вильнюсского саммита "Восточного партнерства" 27-28 ноября 2013 года, на котором должен был свершиться исторический факт — подписание СА с ЕС. Почему же этого не произошло? И в конце концов украинский Президент пошел на международный скандал, отказавшись подписывать согласованный заранее документ? В.СУСЛОВ. Думаю, что то время, пока Украина демонстрировала приверженность то европейскому выбору, то партнерству с Россией, между Януковичем и Путиным велись тайные переговоры, в которые никто, кроме самого близкого окружения Президента, не был посвящен... ГЕНПЛАН. Вы не были? В. СУСЛОВ. Я - нет. Но мог наблюдать за происходящим со стороны. Путин, как мне кажется, умышленно затянул ответ на требования Януковича по «списку» преференций за отказ Украины от подписания СА с ЕС. И дал его (ответ) только накануне саммита. Примерно, за неделю. Но дата и повестка дня Вильнюсского саммита были определены заранее. У Президента и МИДа Украины просто не хватило времени для того, чтобы с соблюдением норм дипломатического протокола и по уважительным причинам перенести или снять с рассмотрения вопрос о подписании Соглашения на саммите. ГЕНПЛАН. Уж не по этой ли причине, Кабинет Министров 21 ноября внезапно отменил свою рекомендацию подписать Соглашение и принял решение о переносе сроков его рассмотрения? Таким образом, вызвав на себя огонь критики за возникший дипломатический скандал? Янукович понимал во что он играет? Или, уже зная ответ Путина по своим требованиям, ощущал себя победителем? В. СУСЛОВ. Естественно, Президент Украины оказался в центре внимания европейских политиков на саммите, успех которого для многих из них, особенно еврокомиссаров, ответственных за «расширение», мог означать очень многое в их личной политической карьере. Они вынуждены были просить, он - отказывал. При этом, со слов некоторых членов украинской делегации, Янукович вовсе не казался тем человеком, который приехал насладиться унижением европейских лидеров. Скорее, он был неуверен в себе и чувствовал себя неудобно. Просто чужая воля решила сделать Европе прививку от Украины, и эта воля заставила Януковича уничтожить собственную репутацию. Правда, в обмен на достойную компенсацию... ГЕНПЛАН. И какова была эта компенсация? В. СУСЛОВ. Все тайные договоренности стали явными и были легализованы 17 декабря 2013 года, когда в Москве состоялось заседание российско-украинской межгосударственной комиссии, в котором участвовали Президенты и премьер-министры обеих стран и почти полные составы правительств. Вот там, по моим наблюдениям, Виктор Янукович выглядел триумфатором. Особенно, когда один за другим подписывались соглашения о предоставлении Украине российского кредита на 15 млрд.долл., (причем 3 млрд. долл., - те самые, о которых сейчас идет спор в связи с реструктуризацией внешнего долга) перечислялось сразу. Тогда же была снижена цена газа до 268 долл. за 1 тыс. кубов. Договорились о завершении испытаний и начале совместного производства самолета АН-70 и о возобновлении так же совместного производства самолета АН - 124 "Руслан". Были подписаны и другие важные соглашения - об участии Украины в проектировании и производстве принципиально новой космической системы, способной выводить на земную орбиту сверхтяжелые грузы. О сотрудничестве в сфере ядерной энергетики. О промышленной кооперации, строительстве моста через Керченский пролив в Крым. ГЕНПЛАН. Заметим — украинский Крым! В. СУСЛОВ. Конечно, украинский! Было объявлено о плане создания консорциума российских банков, который должен был прокредитовать проекты инвестиций в промышленность Украины более чем на 20 млрд.долл. Украинская делегация ликовала - говорили о том, что Янукович получил от Путина все, что просили, и даже больше. ГЕНПЛАН. А Путин выглядел триумфатором? В. СУСЛОВ. Безусловно. Он понимал, что результат стоит уплаченной цены. Для него это была геополитическая победа России и крах опасного для нее плана Запада по расширению зоны геополитического влияния. ГЕНПЛАН.Почему же не заладился этот сценарий? В. СУСЛОВ. Потому что, говоря словами Булгакова, к тому моменту "Аннушка уже разлила масло", на котором должны были поскользнуться и Президент Украины, и Президент России. 21 ноября, в день отказа правительства Украины от Ассоциации с ЕС в игру вступили новые игроки. Начался Евромайдан... ГЕНПЛАН. Про Майдан мы, пожалуй, говорить не будем. Это - отдельная тема. Но спросить ваше мнение как экономиста о том, почему после подписания СА с ЕС и других важных документов, состояние наших отношений с Европой не оправдало надежд, просто обязаны. Итак, почему... В. СУСЛОВ. Соглашение с ЕС в части создания зоны свободной торговли вступило в действие с 1 января 2015 года, причем в льготном варианте для Украины: ЕС отменил ввозные пошлины для товаров украинского экспорта, в то время как Украина отменит пошлины для европейских товаров только с начала 2016 года. При этом объемы украинского экспорта в ЕС в 2015 году уже сократились на 38%, что полностью подрывает репутацию украинских евроинтеграторов, ранее утверждавших, что вместе с зоной свободной торговли Украина получит выход на самый большой рынок в мире - 500 млн. потребителей. В чем причина? В том, что, несмотря на победу европейских ценностей, низкая конкурентоспособность украинской экономики никуда не делась. Несоответствие украинских товаров техническим регламентам и стандартам ЕС также осталось. В конце концов, у никому неизвестных и бедных украинских производителей просто нет средств на рекламу и другие методы выведения на перенасыщенный европейский рынок своих товаров. В общем, чуда не случилось. Украинские товары, кроме сырья, так и не смогли полноценно освоить рынок ЕС. Зато европейские товары конкурентоспособны по сравнению с украинскими. И мы это увидим с 1 января 2016 года, когда в полной мере заработает ЗСТ с ЕС и Украина отменит ввозные пошлины на европейские товары. Иначе говоря, конкуренция товаров на внутреннем украинском рынке будет вестись по европейским правилам. И, естественно, к выгоде производителей из ЕС. А у наших предприятий, всегда работавших на внутренний рынок (хлебозаводов, молокозаводов, огромного количества других предприятий пищевой и местной промышленности), просто не окажется средств для перехода на европейские стандарты, и многие из них разорятся. Теперь все это становится заботой и головной болью бизнеса. ГЕНПЛАН. Все знают, что история не имеет сослагательного наклонения. И все же давайте пофантазируем —а могла ли Украина идти к евроинтеграции другим путем? Без жертв, кровопролития, гражданского противостояния, жесточайшего конфликта с Россией на долгие годы, который подкосил нашу экономику и не прошел бесследной для российской. И что было движущей силой той «двухвекторной игры» с Западом и РФ, которая привела к такому результату? В. СУСЛОВ. Как мне видится сейчас, движущей силой была... обида. Обида на высокомерную позицию России. Когда в феврале 2010 года Виктор Янукович стал Президентом, он, по всем признакам, был готов к проведению пророссийской политики. Естественно, в обмен на определенные уступки со стороны России. В первую очередь он рассчитывал на снижение цены на газ для Украины. Как мы уже говорили в предыдущем интервью , большие надежды возлагались на Харьковские соглашения (апрель 2010 г.) в соответствии с которыми Украина согласилась продлить России аренду военно-морской базы в Севастополе на 25 лет при условии снижения цены на газ. Однако несмотря на обещанные Россией скидки, реального снижения цены не произошло, и цена газа для Украины осталась выше цены для большинства стран Европы. Возможно, именно после этого на Банковой решили шантажировать Россию евроинтеграцией. Закон “Об основах внутренней и внешней политики ”, закрепивший курс на европейский выбор Украины, был подготовлен и принят сразу после Харьковских соглашений, - в июле 2010 года. А украинские руководители начали систематически публично делать заявления о том, что цена газа несправедлива. Начав торговую войну в 2013 году, Путин продемонстрировал Януковичу будущую модель отношений между Россией и Украиной в случае попытки побега из зоны геополитического влияния России. Янукович к старым обидам добавил новую и укрепился в мысли заставить Путина заплатить за все, шантажируя его уходом Украины в объятия Запада. В итоге в процесс накопления обид оказались вовлечены простые граждане обеих стран: те, кто сутками стоял в очередях на таможне, к кому несправедливо начали придираться гаишники на дорогах или кого просто отказывались обслуживать в кафе и ресторанах в некогда “братских странах”. В итоге случилось самое страшное – процесс накопления взаимной ненависти на фоне массированной пропаганды вылился в стремление украинцев и русских выяснить отношения с оружием в руках. Так торговая война и война политических амбиций переросла в войну реальную, с многочисленными человеческими потерями. И это стало тем фактором, который отодвинул и Украину, и Россию (в значительно большей степени, разумеется, с учетом санкций) от Европы. Проиграли все. также читайте[08.11.2024] [06.11.2024] [04.11.2024] [01.11.2024] [01.11.2024] |
по темеПро 5-6 менеджеров21. 11. 2024 | 12:01 , Олег Ельцов, Тема Нарко19. 11. 2024 | 12:06 , Олег Єльцов, ТЕМА Кущ в кустах14. 11. 2024 | 11:11 , Олег Ельцов. ТЕМА Все дружно выпили и закурили12. 11. 2024 | 09:58 , Олег Ельцов. ТЕМА Убийственные эксперименты10. 11. 2024 | 11:41 , ТЕМА
19 ноября 2024
17 ноября 2024 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |