Ю.Ф. Проверка пока не закончена — еще идет работа с документами, статистикой, нормативной базой. Поэтому окончательных выводов от миссии нет. Оценка ведется по множеству направлений: проверяются IT-возможности таможни, кадровая политика и система поощрений, процессы и процедуры на таможне (начиная с момента пересечения грузом границы до его оформления), методики оценки таможенной стоимости грузов, качество инфраструктуры, оснащенность таможен и их потребность в оборудовании. Важный аспект — взаимодействие таможен и бизнеса с правоохранительными органами и другими контролирующими ведомствами, такими как экологический, фитосанитарный контроль и др. Что касается «слабых мест» и рекомендаций, это прежде всего необходимость внедрения в Украине предварительного декларирования, которое успешно работает во многих странах. За 24 часа до прибытия в порт перевозчик должен подавать предварительную декларацию. Таким образом таможенники получат возможность заранее оценить рисковость груза и принять решение об осуществлении его контроля. Кроме того, нам порекомендовали позаимствовать практику взимания платы за осуществление разного рода действий таможенными органами. В первую очередь это касается оформления деклараций. Такая плата должна поступать в специальный фонд, а затем использоваться для закупки оборудования, повышения зарплат работникам таможни, модернизации инфраструктуры и т. д. Одна из важных рекомендаций — постепенный перенос таможенного оформления грузов с внутренних таможенных терминалов на границу.
«ДС» Сейчас ведется много дискуссий относительно того, должна ли таможня быть независимым органом или остаться частью фискальной службы. Были ли рекомендации по этому вопросу?
Ю.Ф. Думаю, четких рекомендаций миссии по этому поводу не будет. Главное, чтобы таможня и таможенный инспектор были независимы в принятии своих решений, и чтобы структура таможни позволяла ей быть профессиональной и управляемой. Теоретически, этого можно добиться как в рамках Государственной фискальной службы под началом Минфина, так и сделав таможню автономным независимым органом, дав ей, например, статус, как у Государственной пограничной службы.
Примерно в 20% стран налоговая и таможенная службы объединены, и это не мешает их эффективной работе
В украинских реалиях, когда таможенная служба собирает до 40% платежей, поступающих в госбюджет, нельзя преуменьшать фискальную роль этого ведомства. Поэтому есть большая вероятность, что таможня останется в составе ГФС, но ее место в иерархии изменится, так же как и процедуры управления этим ведомством. В центральном аппарате будет выкристаллизовано управление таможенной службой, она будет менее размыта с налоговой.
Кстати, представители миссии анализировали, в том числе аспект независимости украинской таможенной службы, а также ее цели и миссию. Мы часто слышим от разных экспертов, что главные функции таможни — сервис и безопасность. Согласен, функции этого ведомства не должны сводиться исключительно к сбору платежей. Но в то же время, согласно Таможенному кодексу ЕС, обеспечение финансовых интересов страны — это одна из первоочередных задач таможни.
«ДС» Как планируете бороться с коррупцией на таможне?
Ю.Ф. В ходе реформы должны быть повышены зарплаты таможенникам. Одним из источников их финансирования станут именно новые платежи. Но одним повышением зарплат коррупцию не побороть. Поэтому будет несколько нововведений, которые направлены на ликвидацию возможности манипулирования как со стороны недобросовестного бизнеса, так и недобросовестных таможенных инспекторов. Пока рано говорить о деталях, могу лишь сказать, что речь пойдет об унификации правил и процедур на таможнях во всех регионах. Сейчас работа разных таможенных постов существенно отличается и в плане определения таможенной стоимости грузов, и в плане проведения различных процедур. Слишком много вещей отдано на откуп инспекторам и региональному руководству таможен. Все это будет стандартизировано, регулирование таможенных процедур будет централизовано и приведено к мировым стандартам. В результате у бизнеса уменьшится желание оформлять грузы в конкретных терминалах, где для них создаются наиболее «благоприятные» условия.
«ДС» В какие сроки Украина может отказаться от внутренних таможенных терминалов и перенести оформление грузов на границу?
Ю.Ф. Еще рано говорить о сроках, возможность применения этой модели только отрабатывается. Во многом она будет зависеть от финансирования, которое будет нам доступно, и от того, как будет оценена инфраструктура на границе. Скорее всего, речь пойдет не о полном отказе от внутренних терминалов, а об изменении баланса в пользу пропускных пунктов. Чтобы все рисковые товары проходили таможенную очистку непосредственно на границе.
Сейчас подавляющее количество грузов проходит оформление внутри страны. Но большая часть манипуляций происходит именно в период с момента пересечения грузом границы до его прибытия на внутреннюю таможню. И пока не существует технических средств контроля, которые позволили бы исключить риски и манипуляции. Если не будем проводить очистку груза на границе, мы не сможем гарантировать, что на таможню он прибудет в том же состоянии, в котором был изначально — в контейнере будет тот же товар, в том же количестве и т. д.
Конечно, это потребует модернизации инфраструктуры и процедур, а для этого необходимо значительное финансирование. Чтобы сократить затраты из госбюджета, может быть рассмотрен вариант государственно-частного партнерства. Бизнесу предложат взять на себя часть расходов по развитию инфраструктуры, а взамен дадут разрешение на ведение каких-то видов деятельности, например, открытие магазинов в непосредственной близости к границе.
«ДС» До середины августа должна быть подготовлена карта реформ таможни. Что она будет собой представлять?
Ю.Ф. Над дорожной картой будут совместно работать представители таможенной и пограничной службы США, а также Украины. Мы надеемся, что к середине августа будет готов пошаговый план реформ со сроком реализации от трех до 12 месяцев, который можно будет принять постановлением Кабинета Министров. В нем будут прописаны, в том числе необходимые законодательные инициативы и изменения в подзаконных актах. Если все пойдет по плану, то уже через год улучшения в работе таможни будут очевидны. Безусловно, в результате реформ мы ожидаем увеличения поступлений в бюджет. Но это не единственный критерий. В первую очередь нужно добиться повышения скорости оформления грузов, уменьшения коррупционных схем, сокращения возможностей для злоупотреблений, более качественной и предсказуемой работы таможни. Важно достичь легкости ведения бизнеса без потери контроля, с чем у многих стран проблемы.
«ДС» Прошлое правительство планировало передавать некоторые таможни в управление иностранным компаниям. Будет ли продолжен этот проект?
Ю.Ф. Целесообразность таких намерений еще тогда вызывала сомнения. Речь шла о привлечении британской Crown Agents, которая специализируется на консультировании. Эта компания в ближайшее время приступит к работе в Украине по имплементации реформы таможни, проект которой сейчас разрабатывается. В ней действительно работают высококлассные специалисты в таможенной сфере. Однако в последние годы они специализируются не в принятии в управление таможен, а именно в консультировании по совершенствованию законодательства и процедур в этой сфере. Думаю, что и год назад речь шла именно о такой роли Crown Agents в таможенной реформе Украины.
«ДС» Видение реформ на таможне правительства зачастую не совпадает с точкой зрения парламента по этому вопросу. Между тем грядущие трансформации потребуют серьезных законодательных изменений. Может ли это застопорить реформы?
Ю.Ф. Надеюсь, что парламент будет настроен конструктивно. Таможенная реформа в отличие от реформы Налогового кодекса это трансформация процедур и процессов, реформа администрирования. Она направлена на то, чтобы сделать работу ведомства более предсказуемой и повысить ее качество. Здесь не принимаются такие принципиальные решения, как, например, пересмотр ставок налогов, увеличение нагрузки на тот или иной бизнес либо слой населения, из-за чего в прошлом году как раз и блокировалась налоговая реформа. Поэтому серьезных разногласий с депутатами быть не должно.
«ДС» Но таможня — это и огромные денежные потоки и объемы контрабанды...
Ю.Ф. Если все мы будем руководствоваться в первую очередь национальными интересами, процесс реформ стопориться не будет. Если удастся избежать политических дискуссий и обсуждение будет сведено к техническим вопросам — как наиболее эффективно достичь поставленных целей, — реформа не должна забуксовать.
"Деловая столица"