ТЕМА

Гитлер для Детей

19 декабря 2007 | 15:21 , Анатолий УЛЬЯНОВ

Давеча с Украиной случился неожиданный постмодернизм. Из дедушки Гитлера попытались сварганить поп-культуру в самой престижной и элитарной украинской школе «Pechersk School International» (PSI). В этом сытом и богоугодном заведении обучаются дети бизнесменов, послов и политиков, а также две светловолосые дочурки Президента Украины Виктора Ющенко. Стоимость обучения $12000 в год.


1.

Суть скандала такова: находчивый гражданин Ирландии, а по совместительству преподаватель экономики, географии и истории в «PSI», мистер Шинкенс, задает ученикам десятого класса домашнее задание – разработать нацистский пропагандистский плакат и написать короткое сочинение на тему «Насколько эффективной была нацистская пропаганда 1930-хх и на какой эффект рассчитывает ваш плакат?». Задание дополнялось наводящими вопросами от учителя: Что делало национал-социализм таким привлекательным для граждан Германии в 1930-хх? Каков излюбленный тип слоганов национал-социализма?  Какими были цели и враги национал-социализма? Каким образом предвыборный постер может эффективно бить по оппонентам?   

Безумные украинские СМИ традиционно сгустили краски, расшифровав задание Шинкенса следующим образом: «вжиться в образ нациста и придумать Адольфу Гитлеру такую предвыборную программу, чтобы за него проголосовал народ».

Так или иначе, детишки поняли задание предельно творчески и мигом обратились в розовощекий Гитлерюгенд – принялись здороваться нацистским приветствием, распространять по школе листовки со свастикой и расписывать стенгазеты да прочие плоскости слоганами типа:  «Выбирайте Гитлера!», «Работа дает миску похлебки!», «Хлеб. Работа. Отчизна. Мы создаем Великую Германию!», «Выбери спасителя Гитлера!».

Таким образом, школа, где растет семя гаранта конституции, а в столовых подают еду из французских ресторанов, стала сплошным тематическим карнавалом «Третий Рейх. Наши дни». Без газенвагенов, разумеется.

Мне бы не хотелось анализировать украинскую медиаистерику по этому поводу, оценивать методику господина Шинкенса и, встав в очередь «разоблачающих журналистов», напоминать читателям о том, что «PSI» вообще не имела лицензии на образовательную деятельность. Все это оставим другим изданиям. Интересно совершенно иное – если проследить историю тех или иных одиозных явлений в истории человечества через призму поп-культуры, то мы обнаружим, что эта самая поп-культура – потрясающий стерилизатор с уклоном в аккуратную кооптацию. Иными словами, поп-культура склонна снимать напряжение с того или иного зубастого явления путем спровоцированного развода между формой и содержанием. Первое сохраняется, второе – кастрируется. 

Если говорить о фашизме, то еще лет 10 назад тема эта для ряда обществ была на грани табу. В той же Германии об этом было принято корректно помалкивать, дабы избежать опасного спора: «Нацистские солдаты (то бишь, деды современного германского народа) – суки виноватые или жертвы (массовый психоз вокруг одного неудавшегося художника)?».

Со временем статус «табу» в отношении околофашистской болтовни рассосался. В этом рассасывании поп-культура сыграла ведущую роль. Взять хотя бы роскошный бродвейский мюзикл Мела Брукса «Весна для Гитлера», модные постмодерные футболки «свастика из страз» или прошлогодний культуральный хит – гламурный фашизм. Подобные вещи способствовали тому, чтобы каждый из нас прекратил тревожно пыжиться при слове Гитлер, делать трагичное лицо и шептать: «Заткнемся. Это ужасно. Это больно. Ай-яй-яй». Нет, безусловно, каждый из нас по-прежнему думает, что практики Гитлера привели к трагедии, но изменилось главное – Гитлер более не в силах волновать (а значит курировать) нас. Сегодня он тот, кем и должен быть – часть истории. То бишь, осознанное вчера, и уж нисколько не актуальное сегодня. Вчера мы Гитлера боялись, а значит, подобно раненым куропаткам, трепетали перед ним. Сегодня же мы можем купить чайник с его портретом, его картины или леденцы в форме адольфовых усов. В любом случае, все это уже рынок и entertainment. Текущее отношение к Гитлеру среди адекватной молодежи можно выразить следующим образом: «Мы не паримся, мы прикалываемся».

2.

Среди проектов по снятию социального напряжения в связи с «фашистским дискурсом»  можно выделить проект «Маленький Фюрер. Фашизм для самых маленьких», предшествовавший появлению гламурного фашизма в России. Многие оценили этот проект как постмодерную пропаганду фашизма. Но истина, как мне кажется, в другой стороне. «Маленький Фюрер» - проект терапевтический. И, безусловно, в нем присутствует великий символизм – он обращен к целевой аудитории «самые маленькие». То есть, он апеллирует к существам незрелым (вот он момент символа). Называйте это пониманием, высосанным из пальца, но я уверен, что «Маленький Фюрер», вне зависимости от идеологических предпочтений своих отцов, невольно явился проектом и развлекательным, и критическим (по отношению к  фашизму) в одночасье; стал игровой пропагандой идеи, ориентированной на неполноценных, умственно недоразвитых существ. Не насмешка ли это над фашизмом? Не остроумная ли пощечина? Не поддержка ли процессов стерилизующей кооптации?

Так или иначе, школа «PSI» не первая и не последняя. Актуальный вопрос звучит следующим образом: достаточно ли повзрослело наше общество, чтобы позволить себе спокойное и трезвое отношение к тем или иным, пускай порой чудовищным, но уж давно принадлежащим истории явлениям? Кто мы - существа образованные или те, кто видит за заданием «Нарисуйте нацистский плакат» приказ «Вжиться в образ нациста»?

От глобального к частному. Предлагаю взглянуть на работы Джима Рисвольда (Jim Riswold) и предельно внимательно прислушаться к эмоциям, которые они  у вас вызывают. Как думаете, что это – пропаганда фашизма или игрушечный постмодернизм? Ответ, разумеется, оставлю за кадром. Могу лишь добавить драматизма – от качества  этого ответа зависит степень вашей исторической и культурной адекватности; степень принадлежности ко Вчера и Сегодня.

(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold


(С) Jim Riswold
(С) Jim Riswold

Источник: "Проза"
Play by FoxSaver


комментарии [3]

18.02.2008 17:05     Жмен Аффтар публично отрицает Холокост! Поэтому больше в Европу не поедет! Евросоюз - сделан на крови бедных евреев, а не европейцев! Это - гламурный фашизм!
22.01.2008 10:10     elena "Сегодня же мы можем купить чайник с его портретом, его картины...."(цитата).
Оказывается Гитлер картины писал....?
«Мы не паримся, мы прикалываемся».
Автор сего псевдосоциального исследования,вероятно,тоже "прикалывается"?
19.12.2007 18:17     Rost Аффтару - йаду.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Noname

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: