ТЕМА

Таможенный пост Краковец: иностранцев под «гоп-стоп»!

14 августа 2005 | 09:04

«ТЕМА» уже живописала порядки, царящие в таможенном ведомстве. На примере пропускного пункта Бачивск, что со стороны России. Мы пытались связаться с руководством Таможенной службы через официальный сайт. Увы, кроме электронного адреса, куда «доброжелатели» могут сбрасывать компромат на таможенников ничего. Мы отправили туда свою публикацию, попросив ее прокомментировать. Ждем по сей день. Вот еще одна история на этот раз с западных рубежей отчизны Что ни говори, видимо без снятия главного таможенника страны не обойтись. Иначе на выборах-2006 избиратели припомнят новой власти таможенный беспредел.


Таможенные «понятия»

Таможенники живут по понятиям, установившимся в 90-х годах. Если «Контрабанде стоп!», то мы упятерим взятки, где не получится переждём, но своего не упустим. Они так привыкли, так выгодно и удобно: жить на дурняк; наведение порядка - временное явление, а кормушка, уверены они, рано или поздно откроется.

Антиконтрабандный девиз «повис в воздухе», к нему успели привыкнуть. Правда, бюджет резко пополнился. Десанты из Киева, циркуляры, уголовные дела, мобильные группы сделали своё дело. Но приведут ли подобные драконовские меры к стабильности? Таким ли методом достигается порядок, слаженная работа всех структур? Можно правда и так, но впереди выборы, от которых зависит распределение сил в парламенте: не передавить бы прессингом.

Тем временем таможенные чины живут припеваючи: велика уверенность в безнаказанности. Таможенник в ранге государственного советника - миллионер, он работает по-крупному. У простого инспектора свой доход - граничные поборы. Лучшие дома, шикарные квартиры, дорогой автомобиль... На границе ты бог и царь... Жизнь кажется легче, это тешит самолюбие, наполняет думой таможенное бытие.

Часто пересекая государственную границу Украины я мимовольно участвую в творящемся на западных рубежах страны.... мягко говоря, непорядке. Инспекторы таможенной службы руководствуются не Законами Украины и международными актами, а свойственным только им «чутью». Вот и на этот раз я попал под «перекрёстный огонь» десятка инспекторов таможенной службы. Диктофон зарегистрировал километровые передвижения по подвальным лабиринтам таможенной службы.

Пункт таможенного пропуска «Краковец» Яворивской таможни самый современный на западной границе Украины. Его плановая пропускная способность - пять тысяч автомобилей в сутки. Шесть полос для автотранспорта вот то подспорье, которое должно бы разгрузить границу и помочь оформлять автотранспорт «от руки». Что же происходит на самом деле?

Со стороны Польши упираюсь в вереницу легковых автомашин: двадцать восемь с украинскими номерами, десять поляки. Они едут в Украину заправить машину, подзаработать на сигаретах. Ещё тридцать пять машин скопилось на трёх полосах пропуска, открыт «зелёный коридор» и полоса для граждан-членов Евросоюза. Сотрудник пограничной службы Польской Республики проверяет паспорт и временную международную регистрационную книжку личного автомобиля (Internationaler Zulassungsschein). На прощание улыбка и пожелание доброго пути. Процедура занимает пять минут.

Таможенная территория Украины

Работают две полосы движения, остальные закрыты. Направляю машину мимо очереди. Украинский солдат пограничных войск указывает на окошко для паспортного контроля. Та же чёткость, что и на польской стороне, но какая-то по-украински неуклюжая; все напряжены, в воздухе витает дух неуверенности и незащищённости. Девушка-офицер ставит въездной штамп в паспорт и карточку контроля автотранспорта, проверяет временную международную регистрационную книжку, ставит печать о въезде транспортного средства в Украину.

С этого момента начинается «шорох». Солдат погранвойск забирает документы. Его ли это дело? Жду пять минут. Подъезжаю к таможенному посту. У будки с тёмными стеклами стоят несколько таможенников. Они томятся в тягостных думах по поводу оскудевшего личного бюджета. Сонное состояние мгновенно сменяется чем-то вороватым во взгляде.

Так начались мои познания по формированию позитивного имиджа Украины в глазах иностранного туриста.

Несколько человек суетятся в затемнённой будке. Неплохо придумано, этакое удобное «гнёздышко» для «конфиденциальных» бесед. В одну из служебных поездок в Красичин (Польша) по приглашению Института Мосты на Восход на международную конференцию в области прав человека я подъехал к будке. Стою пять минут, - никого. Выхожу, стучу..., высовывается голова сонной таможенницы. Недовольным голосом кричит что занята и машет рукой в направлении кавалькады машин. Разъясняю, что въехал на полосу «зелёного коридора» и ничего не декларирую. - Все они (машет рукой в сторону) ничего не имеют. Объясняю, что у меня служебная поездка. Таможенной логике горько улыбаюсь: «Ух какой, в воскресенье у него служебная командировка! Ну, едь...»

Так работала таможня Краковец в сентябре 2004 года.

Что изменилось сегодня?

Затемнённая будка стоит, мобильные телефоны таможенников «на чеку» и в кармане приличная сумма. Отношение такое, вроде ты что-то должен. На репутацию страны наплевать, мысли одни: «общипать лоха», этика таможенного сотрудника не для них. Какая там присяга! Кто подмажет, тот поедет!

Подаю регистрационные документы автомашины. «Это временный техпаспорт на автомашину и по нему въезд в Украину запрещён,» слышу ответ. Всё. Разговор окончен. На мою просьбу подтвердить законность запрета, меня гонят в здание таможни.

Блуждаю по подвальным лабиринтам. Диктофон регистрирует глухие шаги в поиске тридцатого кабинета. В отделе по оформлению транспортных средств ловлю злой, недовольный взгляд из-подо лба. Услышав суть дела, один бросает: «Нужны мне проблемы..., не вмешиваюсь». Наблюдаю нарастающее недовольство. В один голос кричат: запрещено! Продолжаю настаивать на нарушении моих прав. Твердят заученное: машина на временной регистрации, это транзитные немецкие номера, машина не зарегистрирована... А сам думаю, о чём они, ведь в Законе Украины об этом ни слова.

Сотрудник отдела Оксана Малик высказывает недовольство по поводу обращения «шановна пани». Она то краснеет, то бледнеет... Регистрационная книжка в которой указан вид транспортного средства, фамилия владельца, место жительства, регистрационные номера машины, номер кузова, объём двигателя, количество мест, вес, т.е. все необходимые данные согласно Международной Конвенции о дорожном движении, напрочь игнорируются таможенниками. Намерение добиваться своих прав, звонить и писать во все инстанции конституционное право гражданина, воспринимается здесь как угроза. Разговор переходит на повышенные тона.

Можно ехать? Ничего подобного!

Требую вызвать начальника отдела. Ситуация «застопорилась». Настаиваю на своём и неожиданно слышу: «Можете ехать, так и скажите тем, что в будке, наверху». Сажусь в машину, подъезжаю к воротам. Очередной таможенник возвращает обратно. «Подойди к Зине, - говорит, - она поставит печать в карточку контроля автотранспорта». Для непосвящённого объясню, что карточка контроля - этот клочок бумажки, нигде и никем не зарегистрированный, этакая видимость для поддержания внутреннего порядка. К слову, как и иммиграционная карточка иностранца.

Всё возвращается «на круги своя». Отсылают в тридцатый кабинет, а на лице ухмылка самодовольства: «Они разрешили, пусть и выпускают, а мы не пропустим». Иду в лабиринты, пытаюсь не кричать, не возмущаться, что с трудом удаётся. С милой издевательской улыбкой Малик разводит руками, что я, мол, могу поделать. «Договаривайтесь с ними, - говорит, у меня таможенной печати нет».

Таможенная служба незаконно препятствует въезду иностранного гражданина в Украину и создаёт условия для коррупции. Не удалось, так плевать на закон. Всё равно решим вопрос по-своему! Возможно, это таможенный трюк? Вынудить пойти «на мировую» и дать им «в лапу»? Особо в этом усердствует Михайло Вовк, начальник смены, закалённый «боец в борьбе с контрабандой».

В кабинете первого заместителя начальника таможенного поста Краковец В.П. Марцинюка меня встречает гражданин в штатском со стаканом водки. Выслушав мои претензии начальник вызывает троих, советуется и приказывает начальнику смены оформить документы на въезд.

Никому невдомёк, что не я должен бегать за ними, их обязанность бегать за мной. Вовк дал отмашку, мол, иди за мной. Бреду в затемнённую будку писать заявление и заполнить таможенную декларацию, хотя при временном ввозе транспортного средства такая процедура не предусмотрена. Моё появление вызывает бурю негодования у таможенницы Зины, которая хамством пытается заставить меня выйти. Выдержав натиск я передаю заявление инспектору Зенку.

В ожидании резолюции начальства общаюсь с шатающимися без дела инспекторами. Выясняю, что Зина, как и Вовк - номенклатурные работники старой закалки. Такие выстраивали в длинные очереди поляков, потрошили баулы одиноких советских туристов. Молодой таможенник Зенек выслушал меня и, как попугай, повторял «не положено», а на мои «сучьи дети» просительно «наводил порядок».

«Пусть наведут порядок у себя, в правительстве, ...сами не знают что творят, ...хороши эти депутаты, один закон противоречит другому»... Вот малая толика того, что услышал.

Для себя выяснил, что на таможенном посту «Краковец» коррупции и жалоб на работу личного состава таможни нет. Чуть не заплакав от умиления, я наблюдал за лениво мающимися от безделья таможенниками.

Минута затянулась на час. Иду в «лабиринты». В огромном таможенном фойе кучкуются тройками таможенники, провести и оформить посетителя это не их дело. На мою просьбу машут рукой в пространство. Ищу кабинет замначальника, - тщетно. Возвращаюсь. «Кучкующийся» начальник смены Вовк умилостивился меня провести. Выпивший гражданский решил проверить мой паспорт, начал в нём шнырять, пришлось останавливать, чем вызвал его недовольство. Из заплетающихся слов оказалось, что он представляет некую контролирующую службу.

В кабинете Марцинюка продолжилась «разводка»: моё заявление принято не для позволения въезда в страну, а как «прикрытие» на случай жалобы. На мою просьбу дописать уточняющие данные, возникает очередной конфликт. Написал мол и хватит, выполни наши требования и пиши, что продиктуем. Этакий милицейский тон и повадки....

Выпивоха исчезает. Появилась следующая тройка таможенников. Давление нарастает, все кричат, «наезжают», требуют... Отбиваюсь как могу. Минут через двадцать точка поставлена: въезд запрещён. Замначальника делает упреждающий звонок в контролирующую инстанцию. Мол, так и так, попался хамовитый иностранец, нарушает закон, мы вежливо объяснили и приняли заявление. Потому, мол, если будет сигнал, не обращайте внимания, собраны все копии документов: мы готовы...

Обратный путь

Не могут найти ключ от шлагбаума. Открывают бокс для таможенного досмотра. Объезжаю смотровую яму, рискуя очутиться в ней вместе с машиной. Без досмотра и очереди (!!) покидаю территорию Украины. Выбегает замначальника, - вся любезность. Нет ли претензий?... Четыре часа нарушают мои права (!), кричат и унижают, прикрываясь законностью (!), а он о претензиях... Показываю диктофон глаза округлены и вылазят из орбит. Прощаюсь со злой усмешкой. Итог: сорвано запланированное заседание суда, предстоят непредвиденные расходы на бензин, гостиницу ...и на улице ночь.

Спасибо, Украина!

Официальная справка:

Международная регистрационная книжка автомобиля (Internationaler Zulassungsschein) является документом, подтверждающим регистрацию транспортного средства в Германии и допуск к дорожному движению автомобиля в более 100 странах мира в соответствии с Конвенцией о дорожном движении принятой в Вене 8 ноября 1968 года и вступившей в силу на территории Украины 21 мая 1977 года. Международная регистрационная книжка автомобиля (Internationaler Zulassungsschein) является свидетельством о регистрации, выданном в подтверждение факта регистрации транспортного средства, что соответствует статье 35 Международной Конвенции. Ст. 36 Конвенции и Приложение 2 к Конвенции определяют место расположения, составные элементы и способ нанесения регистрационного номера, что также соблюдено на ввозимом мною транспортном средстве для временного пользования. В ст. 11 Закона Украины № 2681-III от 13 сентября 2001 года «Про порядок ввезення в Україну, митного оформлення й оподаткування особистих речей, товарiв та транспортних засобiв, що ввозяться громадянами на митну територiю України», сказано: «Тимчасове ввезення транспортних засобiв дозволяється за наявностi документа, що пiдтверджує їх реєстрацiю за межами України».

В письме на моё заявление первый заместитель начальника Яворивськой таможни В.П.Марцинюк добавляет: «В случае невыполнения этих условий транспортное средство не подлежит временному ввозу». Вопрос к пану Марцинюку: какие же условия не были выполнены?

В действиях сотрудников таможенной службы усматриваются признаки коррупционных действий, незнание международных актов, Законов Украины и умышленное препятствие журналисту выполнять служебные обязанности.

Территория Польской республики

Рядом Фольксваген с польскими номерами, в нём трое ребят. Мелкие «контрабандисты». Зарабатывают на сигаретах, бензине это их повседневный труд. Проехать украинскую таможню? Какие проблемы! Семьдесят пять долларов «в лапу» и нет проблем. Никто не досматривает. Украинцы платят пятьдесят. Улыбаются... Затемнённая будка прекрасное место для взятки - говорят, - иногда инспектор приглашает в подвальные помещения, затем деньги передают доверенным лицам.

Проблема с приграничной торговлей существует не только в Украине и Польше. Так было в Польше и Германии. Заработок основан на большой разнице в цене на товары в соседних странах. Та же проблема существовала в Польше несколько десятилетий. Жители приграничных территорий зарабатывают на жизнь. В том, что это не основная проблема, показал опыт Польши.

На таможне Краковец существует поголовное мздоимство. Особое внимание уделяется незнакомцам и тем, кто не платит. Лишний блок сигарет и ты вне закона. Заплатил 50 баксов ты уже свой.

Как с этим бороться? В ста метрах от украинской таможни в апреле 2004 года каждый третий польский сотрудник пропускного пункта Корчова-Краковец был арестован за взятки. Это был результат работы внутренней службы главного управления, до которого дошли сигналы о коррупции. Украинские таможенники слегка встрепенулись... и продолжили в своём духе. Безнаказанность порождает преступление...

Как избежать вседозволенности и беспредела?

Усилить практическую работу по расследованию таможенных преступлений и др. правонарушений. К сожалению такая работа отсутствует. Сложившееся положение напрямую зависит от заинтересованности руководства, преследующего цель незаконного обогащения. Новые назначения не приводят к положительному результату, оттого как генная суть чиновника остаётся прежней: он переждёт, но своё не упустит. Отсутствие реальной правоохранительной деятельности - основная причина безнаказанности. Бездеятельность внутренней службы безопасности приводит к вседозволенности, а низкая эффективность прокурорского надзора - прямая составляющая таможенных преступлений.

На таможне наблюдается большой кризис. Есть видимое желание нового руководства навести порядок, однако оно сводится лишь к цифрам. Полностью отсутствует желание низов работать по-европейски. Их действия нельзя назвать иначе как войной против своих и иностранных граждан.

Удачный способ борьбы огласил главный таможенник страны Владимир Скомаровский: «Надо менять не только глав таможен, но и весь руководящий состав, поскольку вряд ли бывает, что взятки берёт только начальник, а все остальные живут на зарплату. Руководящий состав таможен должен подвергнуться массовой чистке».

Уважаемый Владимир Скомаровский! Массовой чистке необходимо подвергнуть рядовой состав, привести к присяге молодое поколение зелёную поросль, не ведающую как делается контрабанда. Постоянная ротация кадров, переброска рядового и руководящего состава на другие участи работы, гласный государственный контроль с привлечением общественности, вот те составялющие, которые позволят навести порядок.

Разговор в поезде

Польский бизнесмен Витек из Честохова едет в Тернополь. Приехал в Перемышль на автомашине. «Я оставил машину на стоянке в Польше, не хочу на ней пересекать украинскую границу. Проблемы возникают из ниоткуда. У меня нет желания отвечать на их глупые вопросы, мне неприятна и непонятна их подозрительность. Противно подобное отношение,» - говорит он. И подводит черту: «Я сворачиваю бизнес на Украине, тяжёлая страна».

Так выглядит западный участок «европейской» границы Украины.

Панове действительные государственные советники таможенной службы всех рангов, советники, инспекторы и курсанты! Прекратите творить беспредел на границе! Изредка впоминайте крылатую фразу Павла Верещагина: «Я мзду не беру - мне за державу обидно».

Постскриптум

Этот материал прошу считать официальным обращением. В течение семи месяцев многочисленные официальные обращения Правозащитного Фонда «Рутения» к Президенту Украины, Государственному Секретарю Украины, Генеральному Прокурору Украины остаются без мотивированного ответа.

АЛЕКСАНДР ОРЛОВ, Вице-президент Международного Благотворительного Правозащитного Фонда «Рутения», независимый польский журналист



комментарии [2]

30.09.2011 09:15     kazak Ничего не изменилось, хотя, изменилось... Теперь 2011 год и берут не в долларах, а евро. Цифра та же, 50 . И не берут, а требуют!!!
13.09.2007 09:22     7vladtok7 Комментариев 0. Это явно указывает на то, что наши бараны привыкли что их "стигут" разные чиновники.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

фанатки "Пикника"

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: