ТЕМА

Как ЛАЗ «обувал» «Нефтегаз»

19 октября 2005 | 19:14 , Татьяна ГУЦЫЛО, Львов

ЛАЗ

Львовский автобусный завод: разворовывание со многими неизвестными. Решение этой головоломки может привести к еще одному акту "реприватизации"


17 октября ГУ МВД в Львовской области возбудило уголовное дело по ч. 5 ст. 191 УК Украины (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением) в отношении должностных лиц открытого акционерного общества «Львовский автобусный завод». Сотрудники МВД выяснили, что должностные лица, злоупотребляя служебным положением, на протяжении двух лет незаконно перечислили 5 млн. гривен (и в дальнейшем их присвоили) на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью за посреднические услуги по продаже автобусов, которые фактически не предоставлялись. Как оказалось, это лишь небольшое звено в цепи непроясненных пока до конца махинаций, опутавших предприятие.

По словам прежнего председателя правления ЗАО «Львовский автомобильный завод» Юрия Сорокина (председатель правления ЛАЗ с апреля 2002 по август 2005 г. ), продукция на НАК «Нефтегаз Украины» по контракту между ЛАЗом и «Нефтегаз Украины» грузилась постоянно на 40%, а то и 50% дороже, чем по прайсовой цене. «То есть сегодня, в период коррупционных скандалов, когда начинается наведение порядка в вопросах распределения государственных средств, 40%-е превышение стоимости автобусов - это просто преступление», - сказал он.

По его словам, это можно легко проверить. Достаточно посмотреть официальные прайсовые цены на момент заключения контракта и сравнить их с реальными ценами, по которым был этот контракт заключен. «Я могу четко назвать превышение по каждой модели автобуса. Более того, сегодня, когда происходит отгрузка, под видом более дорогих моделей автобусов, которые выпускаются в туристической комплектации, отгружаются пригородные автобусы. Это опять-таки материал, который можно проверить очень просто».

Как объяснил Сорокин, есть технические условия, которыми обусловлено, в какой комплектации какой автобус поставляется. И пригородный не станет «туристом» только потому, что в него поставят туристические сидения и набьют на кузове соответствующую аббревиатуру. Таким образом, реальная стоимость автобусов, которые поставляются на «Нефтегаз Украины», еще ниже прайсовой.

Еще один казус в том, что на автобусы, которые уже отгружены и готовятся к отгрузке на «Нефтегаз», была сделана предоплата, и назначались они совсем другим клиентам, многие из которых уже подали в суд за непоставку этих автобусов.

Но не у одного Сорокина есть что сказать о работе предприятия. Губернатор Львовщины Петр Олейник заявляет, что «имеются серьезные основания для возбуждения уголовного дела против самого прежнего председателя правления ЛАЗа «поскольку при его руководстве на заводе были наработаны схемы, с помощью которых предприятие разворовывалось». Олейник также добавил, что деятельность экс-председателя правления - это субъективный фактор неудовлетворительного финансового состояния ЛАЗа. Объективный - проблемы с возвращением предприятию НДС, которая, как заверил председатель облгосадминистрации, на стадии решения.

По словам Юрия Сорокина, областная администрация работает над вопросом приоритетного возвращения ЛАЗу НДС, однако «на ЛАЗе последние годы объемы экспорта продукции снижались, а в последние месяцы вообще экспорта продукции собственного производства не было. В связи с этим говорить о задолженности бюджета по возмещению НДС безосновательно».

По его словам, НДС, который подлежит возмещению, есть, но не по собственной производственной деятельности. ЛАЗ купил у Черноморского судостроительного завода несколько траулеров и продал их на экспорт. Но цены были завышены в десятки раз, и в августе ЛАЗом было заявлено возмещение по отчету за месяц в размере 8 млн. гривен. «Это была одна из причин моего увольнения, когда я сказал, что ни я, как председатель правления, ни мои коллеги не будут подписывать соглашения, которые будут связаны с возмещением НДС», - говорит Сорокин.

Зимой 2004 года тогда еще президент Открытого акционерного общества «Львовский автобусный завод» Степан Давыдяк заявил в Фонд госимущества о нарушениях во время приватизации завода в октябре 2001 года. (Его уволили на второй день после заявления).

«Мы утверждаем, что имеем достоверную информацию, согласно которой конкурс состоялся с грубыми нарушениями», сказано в обращении Давыдяка и группы акционеров в ФГИ. В частности, он и группа акционеров заявляют, что к конкурсу не был допущен один из претендентов компания «Омега мотор», потому что якобы она представила недостоверные данные об объемах сотрудничества с ЛАЗом.

По словам Давыдяка, две другие фирмы, которые были допущены на конкурс, - «Сил-Авто» и «Розточчя» - на самом деле не были конкурентами. «Установить этот факт очень просто» - сказал Давыдяк. По его словам, самым грубым нарушением было то, что в день проведения конкурса комиссия в составе 5 человек проголосовала двумя голосами против определения победителя. Также был подписан протокол, согласно которому конкурс не состоялся. «Тем не менее, грубо нарушая все нормы, через неделю комиссия собралась повторно и признала победителем конкурса СП «Сил-Авто». Назвать это предприятие промышленным инвестором ЛАЗа, что было обязательным условием конкурса, абсолютно абсурдно», сказано в обращении.

По словам Юрия Сорокина если действительно есть проблема приватизации ЛАЗа, то для этого в Украине существуют соответствующие учреждения, которые должны выяснять этот факт, подавать документы в суд и расторгнуть соглашение купли-продажи: прокуратура, ФГИУ и др. Этого не было, поэтому говорить о незаконности приватизации - просто «голословие».

* * *

ФГИ выставил ЛАЗ на продажу в 1999 году. После того как конкурс несколько раз не состоялся, 15 октября 2001 года более 70% государственных акций купила компания «Сил-Авто» за 27 млн. гривен, при стартовой цене 23,5 млн. гривен. Победитель конкурса предложил самую высокую цену и принял на себя условия конкурса: погашение задолженности по зарплате до конца 2001 года, исполнение программы технической реконструкции предприятия, сохранение на протяжении 2 лет количества рабочих мест, сохранение профиля деятельности предприятия, снижение доли производства с вредными условиями труда, проведение работ по защите окружающей среды.

Источник: "Проект-Украина"



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: