ТЕМА

На чем наживается ректор Тугай? Часть1

28 сентября 2009 | 14:39

Продолжение расследования деятельности руководства Киевского национального университета строительства и архитектуры. Так на чем наживается ректор Анатолий Тугай и его окружение сейчас, когда лихие 90-е - далеко позади, вместе с криминальным бизнесом доцента Савилова?


Кстати, о Савилове. Источники в правоохранительных органах, вскоре после публикации вспомнили, что такой «товарищ» на учете у них состоял. И ходил он под «Рыбкой». Тоже впоследствии убиенным. Среди тех, кто выжил в той мясорубке, и теперь занимается бизнесом бытует мнение, что основные капиталы Савилова перешли в учрежденную университетом фирму «Будинвест», которая активно строит дома, то и дело «кидая» вкладчиков. Еще в начале 90-х она кинула всех инвесторов строительства жилого дома по ул. Оболонская, 12, где выступила якобы застройщиком. А Тугай на деньги, оставшиеся от убиенного Савилова, построил в Ржищеве церковь. Видимо, чтобы отмаливать грехи.

 

Кстати, о грехах. В интервью Gazeta.ua Анатолий Михайлович пожаловался: «Наши профессора получают 4 тыс. грн. Зарплата у нас вдвое меньше, чем в Киевском политехническом, университетах имени Шевченко и природопользования и биоресурсов Украины. Вот бывают у государства такие казусы…».

 

Но в чем же тут казус? Государство исправно выделяет деньги на финансирование всех вузов. И если их не красть, то зарплаты будут выше. Но Тугай в содружестве с главным бухгалтером — Светланой Федосеевной Прошей решили по-другому. Уже много лет они проворачивают хитрую схему. Ее суть в следующем. Каждый преподаватель вуза в Украине имеет право на оклад и ряд дополнительных выплат. Это надбавки за выслугу лет, ученые степени и звания, работу с контрактными студентами, заведывание кафедрой и т.д. Плюс — ежегодно оздоровительные в размере месячного оклада.

 

Но в КНУСА каждые четверо из девяти преподавателей работают «за того парня», т.е. - на полторы ставки. При этом штатная должность «распиливается» на части среди совместителей, соответственно каждый из них имеет зарплату с предусмотренными государством надбавками, и доплату за совместительство. Но «оздоровительные» он получает только за свою должность. И размер доплаты за работу с контрактными студентами у него не меняется — аж 135 грн.

 

Таким образом, экономия фонда заработной платы на каждом преподавателе составляет ежемесячно — 70 грн., плюс — раз в год оздоровительные с тех штатных должностей, которые «распилили» на совместительство. Учитывая, что в интервью Тугай сказал «У нас преподают 100 докторов и профессоров, 400 кандидатов и доцентов», а простых преподавателей, старших преподавателей и ассистентов — в разы больше, чем «титулованных», получается: ректору и его команде остаются 60 с лишним тыс. грн. ежемесячной экономии плюс свыше 2 млн. грн. экономии на «оздоровительных» в год.

 

Куда деваются эти деньги? Читаем сайт http://www.daily.com.ua/news/3/2009-03-83601.html. «В январе 2008 года Анатолий Михайлович Тугай получил как ректор 35955 грн. и как главный научный сотрудник 1587 грн. В феврале — 33289 грн. и опять 1587 грн. соответственно. Март прошлого года оказался для нашего героя самым доходным: он «намолотил» аж 60 тыс. грн. ректорской зарплаты. И это притом, что средняя зарплата профессора, доктора наук в столичном государственном вузе составляет всего 3 тыс. грн. в месяц. Ничего себе разница: 60 тыс. грн. и 3 тыс. грн!

 

Идем дальше. В апреле прошлого года Тугай заработал 23829 грн. как ректор и 1753 грн. как главный научный сотрудник (эта часть его дохода держалась стабильной по август прошлого года включительно). В мае мы уже видим 44642 тыс. грн. В июне — 37299 грн., месяц спустя — 67472 грн., в августе — 31996 грн., в сентябре — 74809 грн., в октябре (снова «жирный» месяц выдался!) — аж 60138 грн., в ноябре 16098 грн., в декабре — 33680 грн. Вдобавок к этому ему выплачивалась зарплата главного научного сотрудника, которая, начиная с сентября 2008 года, стала расти как на дрожжах: 1988 грн., 2063 грн, 2063 грн., и в декабре — 2463 грн. И все это, повторюсь, в государственном высшем учебном заведении, которое постоянно жалуется на нехватку средств…». 

 

Но журналисты, обнародовавшие зарплату Тугая, почему-то не копнули дальше. Кто еще получает в столичном строительном университете такие большие оклады? Оказалось, что… все та же Светлана Федосеевна Проша (около 20 тыс. грн. в месяц) и ее подчиненные в бухгалтерии. И все это доплаты не за научные заслуги, а за молчание. Кстати, у Тугай с самого начала имелся на Прошу весомый компромат: на должность главбуха национального университета она была назначена без… базового образования. Уже занимая высокую «посаду», заканчивала в своем же вузе менеджмент.

 

Двое других верных помощника Тугая в его хитрых делах — это начальник учебного отдела Вязанкин Виктор Алексеевич и начальник отдела кадров Вольтерс Александр Юрьевич. С Тугаем им роднит многое. Например, карьерный взлет.

 

Мало, кто помнит, что Анатолий Михайлович пришел в ректорское кресло с должности… секретаря парткома Он это не упоминает ни в одной своей биографии. И очень неохотно так же вспоминает, что был деканом сантехнического факультета. В строительной и научной среде это мало престижно.

 

Однако в строительной и научной среде знают: Тугай поднялся при помощи Александра Омельченко и Станислава Сташевского. За это дочь Сташевского стала впоследствии учредителем «Института инвестиций, дизайна и урбанистики», который располагался прямо в одном из общежитий КНУСА (там висела его огромная вывеска). А сам Сташевский — был членом наблюдательного совета вуза.

 

Но не это важно. Сменить тогдашнего ректора могли многие профессора — кандидатур хватало. Но, вопреки всем научным канонам, ректором был поставлен доцент и кандидат наук Тугай. Правда, он сразу же стал профессором. Но это сути не меняет.

 

Точно так же и Вольтерс с Вязанкиным. Они заняли высокие административные должности, будучи всего лишь старшими преподавателями на своих кафедрах. Опять- таки, что представляет из себя типичный старший преподаватель? Это трудяга лет 40, так и не родивший диссертацию, которому за многолетний преподавательский труд  жалуют (по принципу «так уж и быть!») звание старшего преподавателя, дабы немного повысить зарплату. Но Вольтерс с Вязанкиным при этом еще умудрились стать доцентами без кандидатских, что так же встречается в исключительных случаях.

 

Сейчас они, вместе с Прошей, являются ключевым звеном в схеме махинаций с оплатой труда. Вязанкин распределяет нагрузки, составляет штатное расписание, махлюет с мат.помощью. Кстати, Тугай при его высокой зарплате материальной помощью не брезгует и каждый месяц ее исправно получает. А чего отказываться в самом-то деле? А Вольтерс покрывает «мертвые души». Например, как уже писали где-то в Интернете, на кафедре экономики лежат трудовые книжки кандидатов наук Марины и Александра Масенко. Эти люди уже больше 10 лет живут в Германии. Естественно, к вузу, где они некогда защищались, отношения никакого не имеют. Тем не менее, трудовой стаж им капает, зарплата регулярно начисляется, университет за их счет компенсирует недостачу в титулованных преподавательских кадрах, а зарплата «мертвых душ» кладется в карман Тугая и его окружения.

 

Дополнительно к немалым (хоть и ниже, чем в бухгалтерии) зарплатам, Вольтерс с Вязанкиным имеют крайне комфортный график оплаты своего преподавательского труда: почасовой. Грубо говоря, они меньше других работают и намного больше  получают.

 

Отдельная тема — это иностранные студенты, особенно, китайцы. Их задача максимум — учиться всю жизнь, минимум — лет 10-12. Т.е. на каждом курсе сидеть хотя бы по два года. Но по закону, студента с задолженностью нельзя переводить на следующий курс. Тем не менее, в КНУСА почти всех платежеспособных иностранцев не отчисляют, а переводят с задолженностью за 3-4 курс на, скажем, 5-й. Всем этим руководит проректор по работе с иностранцами Елена Горовая. Мало того, что она не имеет высшего технического образования, и потому по всем канонам не может занимать должность проректора в техническом же вузе, так еще и является… дочкой той самой главной бухгалтерши.

 

Мать и дочь прекрасно взаимодействуют по части сбора с иностранных студентов официальных, полуофициальных и совсем незаконных платежей. Горовая собирает, Проша — оприходует. И всем хорошо.

 

Жаль только, что все эти доходы оседают в карманах лишь узкого круга лиц. А рядовые, заслуженные преподаватели получают при своей низкой зарплате на юбилей — 60 грн и на похороны — 500 грн. Просто насмешка и издевательство, по сравнению с заработками приближенных ректора и его самого. И что самое обидное: по распоряжению Тугая, все преподаватели (включая самых заслуженных, с учеными степенями), по достижении  60 лет должны каждые два года проходить конкурс. Такую себе проверку на отсутствие маразма. Дескать, чтобы были в тонусе. Но при этом себе Тугай назначил «проверку на маразм» раз в семь лет. Его следующие перевыборы на должность — через полгода. И он не скрывает своего желания остаться на доходном месте.

 

Продолжение следует

 

Иван Никольских, Вера Петрова, ОРД



комментарии [3]

31.03.2010 10:09     ///////// Це просто жах.В це важко повірити.Кращеб написали, що він хорошого зробив і для скількох людей.Повірте тут будуть по більші цифри ніж його суми.......
18.12.2009 15:51     ... Вам хоть стыдно такой бред писать?
29.09.2009 21:09     Строитель На деньги убиенного Савилова Тугай не только церковь пстроил но и дачу в Погребах. а остальное сложил в сундук
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Reuters

Украинский атлет Ярослав Семененко перед стартом на 100 метров по плаванию на паролимпийских играх в Лондоне.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: