ТЕМА

Украинский "Аэрофлот" Игоря Коломойского

24 ноября 2009 | 00:11 , Сергей Светлов для ТЕМЫ

Вторую по величине авиакомпанию в Украине "Аэросвит" покидают ключевые менеджеры гендиректор Костадин Ботев и один из совладельцев Аарон Майберг. А накануне ряд должностей в компании заняли менеджеры, связанные с группой "Приват". /"Коммерсант"/


Скандал, вспыхнувший между владельцами авиакомпании «Аэросвит» в августе 2008 года получил свое завершение 16 ноября 2009 года. Напомним суть. 08.08.2008 миноритарный владелец Аэросвита (4,8% ООО «Бюро») обратился к правительству с просьбой воспрепятствовать компании в получении кредита 10 миллионов долларов США под залог земельного участка в Форосе, оценочной стоимостью 147 миллионов долларов США в банке «Кредит-Днепр», подконтрольном Виктору Пинчуку. Виктору Пинчуку также принадлежит 24,99% акций Аэросвита через компанию «Генавиаинвест». Затем было продолжение 27 августа 2008 года:

“События, которые произошли 27 августа 2008 года в админздании ЗАО «Авиакомпания «АэроСвит», сопровождались применением силы», — вспоминает исполняющий обязанности генерального директора «АэроСвита» Костантин Ботев. По словам очевидцев, группа из 20 человек ворвалась в административное здание авиакомпании, избила охрану, выломала двери и ворвалась в кабинеты сотрудников. «Блокирование собрания сопровождалось вынесением региональными судами неправомочных решений, направленных на блокирование деятельности органов управления, дестабилизацию работы транспортного предприятия», — констатирует Ботев. Впоследствии менеджменту авиакомпании стало известно, что Комсомольский районный суд города Херсона принял ряд определений, запрещающих проводить 27 августа заседание набсовета, собрание акционеров, и запрещающее регистратору авиакомпании проводить регистрацию акционеров. Кроме того, 31 июля Комсомольский районный суд Херсона признал недействительной доверенность одного из акционеров «АэроСвита» компании Gilward Investments BV, которой принадлежит 38% «АэроСвита». С этими решениями на руках в «АэроСвит» прибыл старший судебный исполнитель Бориспольского горрайонного управления юстиции Григорий Соколов. При этом административное здание «АэроСвита» не находится в пределах Бориспольского района. Представители топ-менеджмента авиакомпании считают происходящее попыткой рейдерского захвата. В компании также отмечают, что за всем происходящим стоит ООО «Бюро», которому принадлежит 4,8% акций «Аэросвита». Именно от его имени подавались в суды иски, направленные на блокирование работы управляющих органов. В «АэроСвите» отмечают, что при вынесении данных судебных определений представители компании в зал суда не были приглашены. По словам Ботева, данные судебные решения незаконны и будут обжалованы. Кроме того, «АэроСвит» уже обратился в Минтранс и Межведомственную комиссию по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий.” (газета «Дело»)

Далее события получили развитие 19 сентября 2008 года. Григорий Гуртовой заявил о том, что владеет 50% компании Gilward Investments B.V. Он рассказал о конфликте с Ароном Майбергом, владеющим также 50% этой компании, который длится более трех лет. Он обьявил о незаконности доверенности, которая давала право принимать решения Арону Майбергу от имени собственника 38% акций Аэросвита. Кроме того, Гуртовой обьявил о своем контроле над ООО «Бюро», владеющем 4,8% акций. Григорий Гуртовой предложил договориться Арону Майбергу и мирно урегулировать конфликт, но в ноябре 2008 года Майберг становится председателем наблюдательного совета и сохраняет контроль над компанией. Практически весь 2009 год конфликт имел непубличный характер.

Следующий виток напряжения - в сентябре 2009 года, когда был выставлен на продажу государственный пакет акций 22,39% за 17 млн. гривен. Проанализируем эту ситуацию. Сложились две группы влияния на компанию. С одной стороны - Виктор Пинчук с Ароном Майбергом (24,99%+19%). С другой - Игорь Коломойский с Григорием Гуртовым (9,8%+19%+4,8%), то есть 43,99% на 33,6%. Следовательно, в зависимости от того, кто купит государственный пакет, зависит победа одной или другой группы. Поскольку Игорь Коломойский публично предложил за этот пакет 232 млн. гривен, можно сделать вывод, что за 17 млн пыталась купить госпакет другая группа. Скандал опять перешел в публичную плоскость и сделка не состоялась. ФГИ временно отказался от продажи своей доли. Но время играло против Майберга. Состояние компании ухудшалось, росли долги. Кроме того, спорное голосование Майбергом от имени владельцев всех 38% можно оспариваеть в суде, о чем заявлял Гуртовой в своем интервью в сентябре 2008 года. А управляя только 43,99% Майберг должен потерять кресло председателя.

Что стало катализатором событий? Финансовое состояние авиакомпании или решение суда по Gilward Investments - на публику не выносится, но 16 ноября 2009 в конфликте поставлена точка. Арон Майберг сложил с себя полномочия председателя наблюдательного совета. Генеральный директор Костадин Ботев подал в отставку. Сопредседателем наблюдательного совета избран Григорий Гуртовой. Все это произошло в связи с продажей Майбергом доли в Gilward Investments. Таким образом, сегодня Гуртовой с Коломойским сконцентрировали контроль над 52,6% акций Аэросвита. Но борьба еще не закончена, в связи с тем, что у Пинчука есть возможность контролировать 47,38%, купив государственный пакет. С победой можно поздравить Игоря Коломойского несмотря на это, так как он получил контрольный пакет. Следовательно Виктор Пинчук может создавать проблемы в принятии решений, но не блокировать их, а тем более не сможет назначить лояльный к себе менеджмент.

16 ноября 2009 года завершился не просто спор между владельцами Аэросвита, а завершился очередной этап в жизни авиации Украины. Почему, спросите вы? И как контроль над одной компанией влияет на судьбу всей авиации Украины? Обратимся к официальным данным, опубликованным в прессе.

94,6% авиакомпании Днеправиа приобрела за 59 млн. гривен компания Галтера, подконтрольная Игорю Коломойскому. В состав компании также входит аэропорт Днепропетровск.

18,296% ЗАО Укртатнафта были приобретены 30 июня 2009 года компанией, подконтрольной Игорю Коломойскому за 2,1 млрд.гривен. 25 августа 2009 года Высший хозяйственный суд признал недействительной сделку по приобретению Татарстаном 28,77% акций Укртатнафты, а в середине октября акции были возвращены предприятию регистратором. 3 ноября 2009 года Хозяйственный суд Полтавской области признал покупку 8,6% акций Укртатнафты российской Татнефтью незаконной и обязал передать пакет эмитенту. 43,5% акций принадлежат НАК «Нефтегаз Украины», которая не смогла выкупить 18,296% акций в июне ввиду отсутствия средств. Следовательно группа "Приват" может получить 56,92% Укртатнафты. Укртатнафта на сегодня производит основной обьем авиатоплива Украины.

Необходимо также отметить, что Аэросвит владеет 75% авиакомпании Донбассаэро.

По данным 2008 года общее количество пассажиров, перевезенных украинскими авиакомпаниями, составило 6,2 млн. Из них 3,040 млн.(49%) перевез альянс Аэросвит-Донбассаэро, 1,68 млн.(27%) МАУ, 0,432 млн.(7%) Днеправиа, 0,4 млн.(6,5%) Роза Ветров и 0,42млн.(6,75%) Виззэйр. Вместе они  перевезли 96,3% всех пассажиров, которые стали клиентами украинских компаний.

Если сложить авиационные активы Игоря Коломойского, то мы увидим, что получив контроль над Аэросвитом, он получил контроль над 56% пассажирских перевозок отрасли плюс контроль над аэропортами Днепропетровск и Ивано-Франковск, а также контроль над рынком авиационного топлива. То есть смело можно утверждать, что контрольный пакет всей авиационной отрасли находится у группы "Приват". Это позволит ей косвенно контролировать практически все аэропорты Украины. Именно поэтому 16 ноября 2009 года можно считать завершением определенного этапа в истории авиации Украины.

Каким же может быть следующий этап? Для установления полного контроля нужно получить еще пакет акций МАУ, находящийся в государственной собственности (61,58%). В этом случае группа будет контролировать 83% авиационной отрасли. То есть мы с вами можем увидеть возрождение "Аэрофлота" советских времен, когда все аэропорты и самолеты государства контролировались одной авиакомпанией. Только разница в том, что теперь контроль будет частным. В любом случае такая системность подхода в достижении поставленных целей заслуживает уважения.



комментарии [1]

02.12.2009 01:03     газават Беня-жид просто ох...ел. С одной стороны плохо, с другой абсолютно понятно кого первого можно брать за обрезанный орган и делать тему а-ля украинский Ходорковский, только нужно выманить гниду из солнечной Швейцарии.
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: