В День украинского журналиста коллеги удивили меня предложением подписать петицию "Стоп цензуре" и принять участие в акции на Крещатике.
- Спасибо, друзья, - ответил я этим хорошим людям. - Но я никогда не участвовал в политтехнологических акциях сторонников Януковича против президента Ющенко и правительства Тимошенко. И, соответственно, не вижу смысла участвовать в нынешних поллитехнологических акциях, к которым относится и "антицензурная" кампания.
Естественно, цензура существует в нынешних украинских СМИ - в том же самом объеме, в котором она существовала при прошлом правительстве. Говорить о какой-то "свободной журналистике", до тех пор, пока она представляет собой вид бизнеса, попросту нелепо. Практически все ведущие СМИ имеют свою четкую политическую ориентацию, как правило, обусловленную коммерческим интересом. Эта своеобразная, негосударственная "самоцензура" (которой часто занимаются желающие угодить начальству журналисты) в частности, определяется позицией собственников телеканалов. Они не желают демонстративно выступать против власти, что бы она из себя не представляла, и всегда соблюдают в ее критике известную меру. Приход к власти Януковича не изменил эту ситуацию - например, в издании где я работаю, традиционно не заметно цензурных веяний - а там, где раньше до неприличия прогибались под власть, прогибаются под нее и сейчас. Поэтому в Украине обычно кричат о цензуре ситуативно, исходя из личных политических пристрастий или финансовых интересов. Причем, создается нехорошее впечатление, что эти борцы с цензурой с огромным удовольствием поддержали бы ее, если бы у них была возможность "прижать" своих политических оппонентов.
К примеру, мне очень странно слушать о цензуре от Вахтанга Кипиани - ярого сторонника Михаила Саакашвили, который послал спецназ на штурм оппозиционного телеканала, применив против него резиновые пули и слезоточивый газ. Другие нынешние антицензурщики (в том числе те, кто занимается этим на профессиональной коммерческой основе, вроде Сюмар, Довженко и Лигачевой), тоже почему-то проигнорировали эти события, либо отреагировали на них крайне вяло. А раскрывший данную тему на УП Владимир Чемерис едва ли не был заклеймен прозвищем "путинского агента". Да и широко известные цензурные инциденты прошлых лет - вроде увольнения Игоря Слисаренко за сюжет о том, как и за сколько питаются в элитной школе дети Виктора Ющенко, или отчаянных попыток не пустить в эфир культовый ролик "пропало все!", почему-то не стали поводом для каких-то журналистских кампаний.
Конечно, это двоемыслие бросается в глаза не только в связи с журналистикой.
Doublethink украинской интеллигенции заметен на каждом шагу. Люди, которых никогда не интересовало положение глубоко презираемых ими шахтеров родного Донбасса, вдруг с азартом выступают в поддержку кузбасских горняков (на которых им на деле точно также плевать). Люди, которых практически не интересовало рутинное избиение борцов против застройки на Ахматовой и Гончара, массовое задержание "Беркутом" защитников института "Республика", или вопиющие инциденты в самом центре столицы - когда на улице Шелковичной, буквально рядом с парламентом и офисом президента, милиция и бандиты неоднократно мочили местных жителей и активистов (в бизнес-интересах одного из нынешних патриотических оппозиционеров) - вдруг массово встают на защиту вырубки деревьев в Харькове.
На днях, после одной из акций, Чемерис правильно сказал мне, что режим Януковича по существу является продолжением режима Ющенко и Тимошенко, с развитием прежних тенденций, заложенных еще в кучмовские времена. В наших глазах Янукович ничем не лучше этих своих заклятых союзников-конкурентов - однако значительная часть либерально-патриотической интеллигенции всегда делала большие скидки прежним лидерам Украины. Они действуют исходя из известных слов Рузвельта, сказанных по поводу кровавого палача Сомосы: "Это сукин сын, но это наш сукин сын!". И, по существу, критикуют Януковича за то, о чем помалкивали при его предшественниках.
Конечно, это не значит, что нам не нужно снижать накал атаки на действующую украинскую власть. Напротив, ее надо давить без всякой жалости и без всяких скидок - чтобы не дать никаких шансов закрутить гайки в стране (мечта всех украинских премьеров и президентов). Позорный инцидент в Харькове или гибель студента в райотделе милиции, смычка с путинским режимом, которую демонстрирует нынешний кабинет, должны стать поводом для самых широких выступлений. Больше того - в связи с реальной угрозой масштабных антисоциальных реформ по указке МВФ нужно уже сейчас переходить от частных акций к крупным протестным кампаниям - но очень важно, чтобы они не подпали под политтехнологическое влияние политиканов из оппозиционного к Януковичу лагеря. И возмущенных людей опять не поюзали новые кандидаты в мессии, переведя общий социальный протест в русло политического междусобойчика.
Постскриптум. Коллега lisovi_ravlyki емко написала о газете "антицензурной" кампании:
"Украинская неправда" похожа на приколы, которые делались у нас на первых курсах для себя поржать, только с заимствованным брендом, версткой коммерсанта и грантовым качеством полиграфии. Весело, но сотни журналистов и так ежедневно пишут выдуманные новости,
а тысячи блогеров ежечасно строчат утопические и апокалиптические предсказания".