ТЕМА

Эксперт: «Власть пытается сделать коррупцию контролируемой. И это хорошо»

15 июля 2011 | 15:27 , Подготовил Олег Ельцов

С 1 июля заработали два Закона, призванные сломать хребет коррупции. С этого мы и начали разговор с человеком имени которого не назовем. Скажем только: он имел отношение как к разработке обоих законопроектов, так и к их сегодняшнему выполнению на одном из «ответственных участков». Увы, раскрытие имени героя повредило бы самой беседе, в которой пришлось бы оставить лишь официоз.


- Итак, по заверению властей, с 1 июля 2011 года в Украине началась эра непримиримой борьбы с коррупцией. Виной тому – вступление в силу двух законов: «Про засади запобігання і протидії корупції» и “Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо відповідальності за корупційні правопорушення”. Однако, еще до вступления Законов в силу, поднялась волна критики. Наблюдатели считают, что принципиально ничего не изменится. Что вы думаете по этому поводу?

- Да, эти Законы не совершенны, и все же они принципиально меняют ситуацию к лучшему. И еще: то, что после неоднократных проволочек они вступили в силу, подтвердило, что власть готова бороться с коррупцией.

- С чем были связаны проволочки?

- Для начала следует признать, что разработка этих норм началась еще в 2005 году, ваш покорный слуга принимал непосредственное участие в этой работе. Увы, власть тогда не проявила достаточного упорства в доведении задуманного до конца. Лишь в 2009-м проекты были приняты. Их вступление в силу несколько раз откладывалось, а в декабре 2010 года  Верховный Совет вообще принял решение отмененить их действие.

- Чем это было вызвано?

- Необходимостью для чиновничьей братии подкорректировать пару-тройку положений Законов. Например, в Законе раздражали нормы, предполагавшие необходимость декларирования доходов не только чиновниками, но и их родственниками.

Пугала ответственность за незаконное обогащение. Эта норма присутствует в новом законе, но теперь незаконным обогащение становится толькокогда его размер превышает 45 000 гривен. Не укладывался в новую систему раздела полномочий и правительственный Уполномоченный по противодействию коррупции. Эта принципиально новая структура впервые начала комплексно подходить к решению проблемы коррупции в стране, и уже выстраивалась определенная система противодействия. Однако Президент предпочёл вернуть себе контроль над этой сферой.

Кстати, назначение в декабре 2010 года А. Богдана и Р. Рябошапки на должности Уполномоченного по противодействию коррупции и руководителя Антикоррупционного бюро выглядело несколько нелогично. Эти господа были представителями предыдущей команды и достаточно долго и умело эксплуатировали «хлебную» тему противодействия коррупции. С одной стороны они умудрялись разъезжать по заграничным командировкам за бюджетные деньги «с целью изучения опыта», с другой - всячески замалчивали наличие института Уполномоченного по противодействию коррупции, который не соответствовал их меркантильным интересам. Когда же сами были назначены руководителями этого института, быстро скомпрометировали его настолько, что он де-факто исчез. После этого ликвидация его де-юрэ была уже не существенной.

-Но почему Законы разрабатывались-принимались долгие шесть лет, с 2005 по 2011-й?

- Короткий ответ будет таким: ввиду отсутствия политической воли.

- А сейчас она, по вашему мнению, появилась?

- Судите сами, долгие годы, на фоне гипертрофированного роста коррупции, в стране не действовали законодательные механизмы по ее снижению. Когда отменили законы, принятые в 2009 году, возникли серьезные сомнения в том, что такие механизмы заработают при новой власти. Но ведь законы приняли и они вступили в силу. Безусловно, это сигнал, что так как раньше, жить не будем!

- И вы считаете, что эти Законы позволят нанести сокрушительный удар по чиновничьей мафии?

- Я бы так не сказал. По моим наблюдениям, власть почувствовала угрозу своему существованию от всепоглощающей коррупции. Коррумпированное чиновничество уже подменяет собой саму госвласть и в состоянии блокировать выполнение распоряжений высших органов государства. Думаю на Банковой и Грушевского правильно оценили угрозу и решили этого не допустить. На первом этапе постараются вернуть контроль над процессом, т.е. добиться в стране «управляемой коррупции».

- То есть: для своих – все, для чужих – Закон о противодействии коррупции?..

-  Приблизительно так. Но в сложившейся ситуации радует, что хотя бы для какой-то части чиновников начнет действовать закон.

- Вы не оригинальны в своих выводах: эту картину наблюдает все общество: оппозиция мотается по допросам и по судам, а новые чиновники эксплуатируют все те же коррупционные схемы, что и их предшественники. И это вы называете позитивом в борьбе с коррупцией?

- Все верно, с одной поправкой: если раньше коррупционеры впринципе были ненаказуемы, то сейчас касту неприкасаемых чиновников пытаются ограничить, а все остальные рискуют попасть «под раздачу». Это уже прогресс, это шаг в нужном направлении. Таким образом, общество должно готовиться к следующим шагам. И думаю, они последуют. Моя логика проста: мы находимся на самом коррупционном дне: дальше падать практически некуда. Коррупция стала нести угрозу самой власти и радует то, что власть это поняла. Значит единственный путь наверх – это предпринимать шаги по борьбе с коррупцией.

- Возможно реализация реформы криминальной юстиции, которая уже стартовала, ускорит этот процесс (16 июня Президент одобрил проект нового Уголовно-процессуального Кодекса, с окончательным текстом которого можно ознакомиться на сайте Минюста)?

- Уже сейчас можно утверждать, что если эта реформа будет реализована, общество ждут действительно революционные изменения. Но я не считаю Уголовный кодекс основным инструментом, способным снизить уровень коррупции в нашей стране. Поэтому изменения уголовного процесса, даже самые революционные, я бы не связывал с ожиданиями в сфере противодействия коррупции. Тем более иллюзорно выглядят надежды на уголовную юстицию, как на ключевого борца с коррупцией с учётом состояния судебной системы.

- Как Вы считаете: действующая власть захочет идти дальше в борьбе с коррупцией или не будет этого делать, ведь ее начинания могут саботировать коррупционеры на местах?

- Собственно, для меня это не имеет принципиального значения. По моим личным наблюдениям власть пока не делает действенных шагов к самоочищению. При этом очевидно, что нынешней команде хочется держать все под контролем. Принятие антикоррупционных законов демонстрирует, что какая-то часть этой команды стала понимать, что всепоглащающая коррупция делает такой контроль иллюзорным.

- По логике вещей, нынешние “ хозяева страны» должны быть заинтересованы в том, чтобы сделать из дикой, коррумпированной, бедной Украины слепок европейского общества. Ведь у Ахметова и кампании все сложилось: они выиграли политическую битву, расставили всюду своих людей, создают преференции для собственного бизнеса (чего стоит ожесточенная торговля с Россией вокруг цены на газ, так необходимого для их предприятий металлургии и нефтехима, но отнюдь не для частного сектора). Пора наводить порядок в стране, а не отгораживаться от народа «кремлевской стеной» корпорации «Люкс» с автоматчиками по периметру.

- Если бы они хотели строить европейское общество, то начали бы возрождать малый бизнес, формировать средний класс. Никто этого не делают, общество держат на голодном пайке и только закручивают гайки. Проще и выгоднее в случае политического провала попросту свернуть бизнес, вывести средства за рубеж и отправиться туда самим.

- Вернемся к противодействию коррупции. Хочется подробностей: что именно изменилось с 1 июля, что поможет удержать чиновника от получения взятки?

- Думаю, норма Закона «Про засади запобігання і протидії корупції» об обязательном увольнении коррупционеров сзанимаемых должностей, предусмотренная ст.22 (особи, яких притягнуто до кримінальної або адміністративної відповідальності за корупційні правопорушення, пов'язані з порушенням обмежень, передбачених цим Законом, підлягають звільненню з відповідних посад у триденний строк з дня отримання органом державної влади, органом місцевого самоврядування, підприємством, установою, організацією копії відповідного судового рішення, яке набрало законної сили, якщо інше не передбачено законом) будет удерживать часть чиновников от коррупционных действий. По крайней мере молодёжь и чиновники предпенсионного возраста теперь рискуют многим. Для молодых есть опасность навсегда остаться за бортом государственной карьеры, для лиц предпенсионного возрастаощутима угроза утраты государственной пенсии.

Это достаточно серьезно, и мне доподлинно известно, что эта норма уже привела чиновников в замешательство. В принципе, и раньше можно было уволить чиновника за подобные прегрешения, но фактически никто не лишался должности. В новом Законе эта норма прописана предельно четко, и неувольнение коррупционера повлечет аналогичное обвинение в коррупционном деянии вышестоящего руководителя, не уволившего подчиненного. Кому захочется идти на такой риск…

- Но ведь в Законе не говорится о запрете уличенному в коррупции чиновнику занимать руководящие должности в госсекторе определенный срок.

- Говорить об этом нет необходимости. При назначении на должность каждый претендент проходит спецпроверку. И в ходе ее всплывет судимость, что автоматически подразумевает отказ в трудоустройстве. Думаю, эффект от принятия этой нормы граждане могут ощутить довольно быстро.

- Как вы оцениваете требование к чиновнику декларировать доходы?

- Могу прогнозировать, что в ближайшее время идею декларирования доходов нивелируют, сделают сущей формальностью. В сложившейся ситуации я бы не возлагал особых надежд на эту норму. Могу твердо заявить, что в Украине не было прецедентов наказания за недостоверно указанные данные о доходах: в государстве не существует эфективного механизма проверки таких деклараций. К тому же давно известно, что декларация о доходах ровным счетом ничего не значит без контроля расходов. А для этого не делается ровным счетом ничего. И за один день, принятием самого распрекрасного закона, задачу не решить. Общество следует готовить. Например, ввести требование оплаты дорогостоящих покупок исключительно безналичными средствами, с платежной карточки.

Также преждевременной выглядит норма с лимитированием подарков. Общество и к этому не готово. У нас любят дарить подарки:часто и весьма дорогие. Я не считаю, что подарок всегда можно связывать с коррупционным интересом дарителя. У нас борьбу с коррупцией надо начинать не с контроля подарков.

- Возможно, начинать следовало с создания по-настоящему действенного органа, для которого не существует авторитетов – Национального бюро расследований?

- Начинали его создавать еще при Кучме, но всякий раз, по разным причинам Бюро так и не заработало. Последняя попытка провалилась в 2005-м. Над созданием НБР работала группа при президенте Ющенко. Даже был подготовлен проект закона. Но все было «похоронено» когда «співголови» рабочей групы Король и Стретович начали приспосабливать этот проэкт каждый под себя. Но надежда есть. Кстати, новый антикоррупционный закон предусматривает создание отдельного «спеціально уповноваженого органу з питань антикорупційної політики».

- Можно ли назвать новую редакцию Уголовно-процессуального кодекса антикоррупционной вехой?

- Только частично! Это безусловно революционный документ, который возвращает всю систему следствия, судопроизводства, надзора за соблюдением законов с головы на ноги. Нельзя отнести его разработку исключительно к заслугам нынешней власти, его концепция разрабатывалась ещё при Ющенко. Однако тот факт, что проект представлен к обсуждению парламентом – это уже заслуга Януковича.

- С его принятием потребуется перестройка всей системы, касающейся области уголовного преследования. Это коснется сотен тысяч людей, которые никогда еще не работали в таких условиях. Не стоит ли ожидать коллапса госорганов, особенно тех, что занимаются борьбой с преступностью?

- Очевидно, у преступников наступят условные «каникулы». Но все это будет не столь масштабно и не столь продолжительно. У любого государства есть очень хороший ресурс – общество. Во времена революций и перестроек оно всегда вынуждено самоорганизовываться чтобы не началась анархия. Думаю, будут найдены формы управления процессом в переходный период. Ожидать коллапса и криминального беспредела не стоит.

- Как и когда мы сможем оценить эффективность введения законов о противодействии коррупции?

- Сегодня существует единственный критерий оценки – статистические данные. Первые  цифры можно будет узнать в октябре – из квартальной отчетности. Уже сейчас могу прогнозировать, что общий фон антикоррупционной кампании может оказаться негативным. С одной стороны начнётся выдавливание показателей, с другой много дел будет провалено в суде. Причина проста: у нас нет опыта исполнения этих законов. Квалификация исполнителей оставляет желать лучшего: по-началу будет много ошибок во время квалификации действий чиновников, при составлении административных материалов и расследовании уголовных дел, соответственно будут неединичные закрытия дел в судах ввиду недоказанности. Это прогнозируемо, но это не будет значить несовершенства законов. Нужно пережить эту волну, в дальнейшем все пойдет на поправку.

- Вам не кажется, что вы настроены чересчур оптимистично. Ни власть, ни законодательная база не дают оснований для такого безудержного оптимизма.

- Это не оптимизм, это понимание процесса. В данный момент действительно есть позитивные сдвиги. Но, по моему глубокому убеждению, коррупцию в силах победить только общество. Законы – это скорее вспомогательная мера, угроза наказания может остановить отдельного коррупционера, но отнюдь не отменить само явление.



комментарии [3]

16.07.2011 11:09     ANARCH Господа, товарищи, панове! Пока вы не откажетесь от классовой модели общества, все ваши хитропостроения будут никчемнейшей демагогией и бесплоднейшей мистификацией. Ну, неужели вам так охота холопствовать всю жизнь и пресмыкаться перед дебилами от власти? Вы ведь неглупые люди, а всё туда же, в позапрошловековую темень стремитесь попасть. Вам, видимо устраивали сеансы регрессивного гипноза, где вы все были Клеопатрами да Цезарями. Уверовали вы в своё избранничество и дворянский титул, оттого и классовое построение общества полюбили? Нет, господа, товарищи, панове! Всё уже сп*и*з*д*или до нас с вами! А оставили только халуйничество и НИКАКИХ КЛЕОПАТР С ОКТАВИАНАМИ АВГУСТАМИ! Ну, это если стартовый капитал не позволяет. А у кого сей капитал в избытке? Смотри : www. poiskpravdy.com
15.07.2011 21:02     украинец пока эти твари не начнут с себя - хрен что у них получится.
15.07.2011 19:46     Оптимист Будет прикольно, когда Януковича привлекут как коррупционера за незаконное обогащение при "обналичке" Межигорья (а это явно больше 45000 грн.), и он будет уволен с занамаемой должности в ипёхдневный срок.
Ржу ни магу
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Как нардеп Продивус руководил Ровенщиной и контролировал янтарные прииски

02. 09. 2024 | 09:10 , ТЕМА

Об этом криминальном герое доводилось писать в далеком 2014 году. Со свержением банды Яныка и подельников Саши-Стоматолога, контролировавших нелегальную добычу янтаря в Полесье, этот вид бизнеса остался бесхозным. Для передела собственности немедленно выдвинулся тогдашний БЮТовец Продивус с боевиками. Это была славная битва! А потом про янтарный беспредел возопил свежеиспеченный министр внутренних дел Аваков и добился-таки ввода в Полесье бойцов Нацгвардии. Бойцы завезли помпы, установили их в полковых палатках и начали мыть… Продивус был теневым хозяином Ровенщины. Об этом на записях Мельниченко докладывал Кучме еще министра Кравченко. Сегодняшний его статус неизвестен. Ссылку на нашу статью десятилетней давности приведем в конце текста, а начнем с фабулы недавнего решения суда по событиям того периода.

фототема (архивное фото)

© фото: .

photos by Monsieur Etienne. Фото парижанки

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: