ТЕМА

Эпоха большого передела

19 января 2006 | 09:06

Ноу-хау от МВД: журналист интересуется деятельностью милиции, а ему в ответ: будете интересоваться и дальше вызовем на допрос. Но речь вобщем-то не о том. Речь о большом переделе. И участии в нем людей в погонах.


Кто-то называет период после Помаранчевой революции новой страницей украинской истории. Хочется конкретизировать этот термин. Одной из основных черт наблюдаемого момента является процесс передела и перераспределения всех сфер общественной жизни: передела политического, административного, криминального и конечно же бизнесового.

Причем, этот передел происходит не как хотелось бы нам с вами мирно и демократично, а все так же, как это происходило и при Леониде Даниловиче со стрельбой, наездами людей в погонах, самоубийствами и переходом нажитого непосильным трудом в чужие руки. В сфере госуправления и соответственно, причастности к управлению потоками госсредств, все началось с самоубийства руководителя очень денежного министерства Георгия Кирпы. Застрелился и руководитель иного ведомства, обеспечивавшего силовую составляющую государственно-криминального бизнеса Юрий Кравченко. Как известно, после молниеносной победы над некогда грозными ОПГ, место бандюков заняли граждане в погонах. А без контроля над ними новые бизнес-отношения построить никак нельзя. Поэтому Юрий Федорович стрелялся наверняка с контрольным выстрелом. За этот период сменились два генпрокурора к счастью для них без смертельного исхода. Отстрелы бизнесменов и чиновников рангом пониже продолжаются и поныне. Но не это есть главная черта нынешнего передела бизнес-пирога.

С первых дней восшествия народной власти происходит активное перераспределение бизнес-пространства. Бизнес щемят и прессуют по всем направлениям по старой хорошо зарекомендовавшей себя схеме. Силовые ведомства организовывают незаконные проверки, в ходе которых бизнес-жертве предлагают порешать вопрос. Если та не соглашается проверки продолжаются вплоть до полного разрушения годами налаженного бизнеса. Некоторые бизнесмены приходят к выводу, что лучше заплатить, как это делалось в темные времена правления Кучмы... И попадают пальцем в муку. После первого подношения следуют новые наезды и так до окончательного финансового истощения донора. Одним словом, механизм перераспределения бизнеса работает на полную мощность вопреки заявлениям власти про очищение, борьбу с коррупцией, создание благоприятных условий для инвесторов и прочая... Спешим привести красноречивый пример.

Есть в Украине такая коммерческая компания: Бест лайн. Ну кто же ее не помнит плитка, сантехника и пр. Сеть магазинов, прямые поставки из-за рубежа, собственные магазины и складские помещения по всему Киеву. Трудно не заметить таких бизнес-достижений и ... не положить глаз на чужое добро. Компания жила-развивалась добрый десяток лет, поставляя украинцам качественные унитазы-умывальники. Ее руководители, как и все трезвомыслящие граждане, возмущались беспределом старой власти, поддерживали революцию оранжевого цвета. И даже в суровые времена, когда за контакты с лидером оппозиции Ющенко можно было лишиться всего, как-то презентовали большому любителю старины Виктору Андреевичу чудом сохранившийся грузовичек ЗИС, который, по словам очевидцев, по сей день стоит на президентском подворье в Безрадичах.

Но едва команда Ющенко пришла к власти и освоилась в новых креслах, как у Бест лайна начались проблемы. Вернее поначалу начались проверки. Следите за хронологией событий.

  • В июле 2005 года в отношении дочерней фирмы Бест лайн Медисон началась проверка по факту покупки нежилого здания в центре Киева по улице Рыбальской, 22. Здание было куплено у Министерства обороны. Несколько лет до этого Бест лайн арендовал здание под склад и магазин. Желание купить раскрученный среди клиентов объект выглядит совершенно логичным. И никто до того не подвергал сомнению законость купли-продажи, стоившей компании два с половиной миллиона гривен. И вдруг такое пристальное внимание к покупке трехлетней давности... Проверку проводили ни кто-либо, а СБУ при участии столичной прокуратуры. Про результаты проверки руководителям Бест лайн, которых собственно и проверяли, ничего сообщено не было.
  • В октябре 2005 года в Бест лайн с удивлением узнали, что 17 августа прокуратура Киева таки возбудила уголовное дело №50-4112 по ст. 233 УК (незаконная приватизация государственного, коммунального имущества). Дело возбудили по факту и речь в нем идет о якобы заниженой стоимости приватизированного имущества. Следствие начинало вести Печерское РУВД Киева. Но, очевидно, за четыре с лишним месяца ничего накопать не удалось и тогда, для усиления следственной работы дело забрали в следственное управление ГУ МВД Киева. Как говорится почувствуйте масштаб!

А ведь с момента начала проверки минуло полгода. Владелец Бест лайн Николай Богданенко, к слову, в прошлом работник милиции, утверждает, что никаких оснований для возбуждения дела и пересмотра решения о продаже здания нет. Что, кстати, было однозначно подтверждено и в результате доследственных проверок, а затем и в ходе следствия. Вот что пишет Богданенко в своей жалобе на имя Генпрокурора Медведько:

За это время цена покупки была подтверждена трижды, в том числе два раза по запросу следствия экспертами КНИИСЭ (Киевский научо-исследовательский институт судебной экспертиры Минюста Украины авт.). Изучены сотни документов, допрошены десятки людей. При этом не было выявлено ни одного нарушения законности покупки строения в 2002 году.

А буквально вчера и сам босс сантехнического бизнеса был вызван на допрос в качестве свидетеля в следственное управление столичного главка милиции, куда он когда-то сам ходил на работу. По его словам, новый следователь (второй за четыре месяца с момента возбуждения дела), по его мнению просто пытается разобраться в сути. Свидетель Богданенко пытался выяснить какие претензии к нему и к покупке его компанией здания, но так и не смог их услышать.

Автор этой публикации, дабы соблюсти все каноны журналистской этики, преисполненный решимости, позвонил следователю Евгению Масалову, ведущему дело, дабы поинтересоваться его взглядом на перспективы расследования. Совершив за свою профессиональную жизнь не одну сотню подобных звонков я был буквально ошарашен ответом Масалова. Самое корректное, что довелось услышать это совет обратиться в пресс-службу (годами отработанная уловка чиновников, желающих избежать контроля прессы). Далее у самого г-на Масалова возникли ко мне вопросы, а также некоторые рекомендации (не станем называть их угрозами).

1. Какое отношение журналист Ельцов имеет к этому делу?

2. Если я буду продолжать задавать свои неуместные вопросы, то он вызовет меня на допрос и выяснит масштабы моей вовлеченности в это дело. Замечу, что подобных перспектив, весьма напоминающих угрозу, мне не доводилось слышать даже в мрачные времена кучмизма...

3. У чиновника Масалова нет нужды отвечать на вопросы прессы, он этого делать не обязан. А сам факт звонка на его служебный телефон он расценил едва ли не как разглашение гостайны.

Из этого кратного, но красноречивого разговора я сделал вывод: наши госструктуры становятся день ото дня прозрачнее для контроля, открытее и гуманее. И действуют они исключительно в соответствии с буквой закона. Я, правда, не применул посоветовать следователю Масалову на всякий случай изучить содержание Закона Украины о прессе. Но я не уверен, что тот в суете державных дел последует моему совету.

И ведь что характерно: я предупредил собеседника, что отнюдь не собираюсь вторгаться в следственные тайны, а лишь хочу удостовериться в сказанном свидетелем Богданенко. А тот сообщил мне, что на допросе следователь заявил ему, что планирует организовать очередную, четвертую (!) по счету экспертизу по оценке стоимости привтизированного строения. Любопытно: а выводы трех предыдущих каким-то образом были опротестованы, отменены, а специалисты, состоящие на службе в учреждении Минюста понесли должное наказание? Очевидно нет. Так на каком основании следователь Масалов транжирит госсредства, собираясь провести очередную экспертизу (да будет известно читателю, за ее проведение МВД платит Минюсту из своего бюджета, то есть за счет налогоплательщиков). Но эти вопросы остались без ответа.

А коль следствие не считает нужным аргументировать свои действия, остается мучиться догадками. Ими пока еще свидетель Богданенко поделился в письме на имя Генпрокурора Медведько:

Создается впечатление, что цель проверок не установление фактов нарушений, а целенаправленая дестабилизация работы фирмы, буквальная травля меня, и возможно, таким образом, вымагательство денег?

Признаюсь, что в приватном разговоре с автором этих строк, г-н Богданенко был более откровенен и делился с журналистом не только своими догадками, но и оперировал некоторыми фактами. Впрочем, это уже повод для другой статьи и информация для совсем другого расследования.

 

Потенциально подследственный по уголовному делу № 50-4112

Ельцов Олег



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: