ТЕМА

Как «Свобода» защищает природу

18 апреля 2014 | 09:37 , Александр Арбузов

В последнее время проявились тревожные признаки, что со сменой власти в стране подходы Минприроды в отношении морского транспорта не изменятся.


Осенью 2013 г. были предприняты первый шаги по изменению нормативно-правовых актов, позволяющих
инспекторам Госэконинспекции заниматься вымогательством в морских портах. Сейчас очевидно, что это
была имитация «очень бурной деятельности» накануне подписания соглашения об ассоциации с ЕС. Тем не
менее, сегодня эти наработки можно использовать и принять решения, которые ожидались еще в ноябре
прошлого года.
7 ноября 2013 г. Кабмин принял постановление «О внесении изменений в Правила охраны внутренних
морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения». Изменения направлены на
приведение этих Правил в соответствие с положениями Международной конвенции о предотвращении
загрязнения с судов MARPOL-73/78, которая не предусматривает химический контроль изолированного
балласта. Как уже неоднократно писал «Транспортный бизнес», Украина - единственная страна,
официально ратифицировавшая конвенцию, но при этом отечественные чиновники от экологии в портах
требуют проведение контроля этого вида балласта на основании внутриведомственных документов, что
создает условия для вымогательства с «емкостью рынка» в десятки миллионов долларов.
Этот проект был подготовлен Мининфраструктуры и до вынесения на рассмотрение правительства почти
полтора года проходил согласования. В итоге, он был «как бы принят», но, как записано в протоколе
заседания КМУ №63 от 07 ноября 2013 г.: «Принять постановление …, поручив Мининфраструктуры вместе
с Минприроды и Аппаратом Совета Национальной безопасности и обороны Украины доработать его в
недельный срок с учетом результатов обсуждения, в частности, в отношении экологического контроля
изолированного балласта». Подобная формулировка выглядит просто неадекватно, поскольку речь шла о
приведении подзаконного акта в соответствие с международной конвенцией MARPOL-73/78, к которой
Украина присоединилась еще в сентябре 1993 г. (постановление КМУ №771 от 21 сентября 1993 г.). В итоге
вопрос был спущен на тормозах, а вскоре Азарову&Ko стало не до проблем изолированного балласта. Хотя,
насколько актуальна эта проблема можно судить по сообщению Мининфраструктуры.
Тогда же Минюст потребовал от Минприроды привести в соответствие с законодательством ряд своих
приказов. В частности, приказов от 26 октября 1995 г. №116 «Об утверждении Положения о порядке
расчета размера компенсации и оплаты ущербов, нанесенных вследствие загрязнения с судов, кораблей и
других плавучих средств территориальных и внутренних морских вод Украины» и от 08 сентября 1999 г.
№204 «Об утверждении Положения об экологическом контроле в пунктах пропуска через государственную
границу, и в зоне деятельности региональных таможен».
В соответствии с одним из данных документов, «экологи» могут (незаконно) появляться на судах когда им
заблагорассудится, а во втором случае - «творчески» подходить к начислению сумм ущерба. Однако,
пожелания Минюста были просто «приняты к сведению».
В итоге, свою лепту в борьбу с экологическим беспределом решил внести Михаил Бродский. 3 февраля 2014
г. Госслужба регуляторной политики приняла решение №20 «О необходимости устранения Министерством
экологии и природных ресурсов нарушений принципов государственной регуляторной политики в
соответствии с требованиями Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в
сфере хозяйственной деятельности». В этом решении был признан утратившим силу упомянутый приказ
Минприроды №204.
Казалось бы, при новом Кабмине, задекларировавшем курс на борьбу с коррупцией, эти проблемы должны
начать решаться. Тем более, что это не просто сокращение поборов с судовладельцев на десятки
миллионов долларов в год. Важно, что в порты Украины заходит 95% судов под иностранным флагом. А
это уже международный престиж страны.
В конце марта редакция tbu.com.ua обратилась с запросами в Секретариат КМУ, Мининфраструктуры и
Минприроды по поводу судьбы, якобы принятого 07 ноября 2013 г. постановления «О внесении изменений
в Правила охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения».
Мы обращали внимание, что такой антикорупционный документ прошел все этапы согласования даже в
Кабмине Азарова и насколько он важен. Тем более, что делать ничего не нужно, только принять «уже
принятый» вариант.
Полученные ответы не вселяют оптимизма. В отношении КМУ и Мининфраструктуры хочется надеяться на
то, что у новых властей не дошли руки до этого вопроса. А позиция Минприроды свидетельствует то ли ото, что у новых властей не дошли руки до этого вопроса. А позиция Минприроды свидетельствует то ли о
том, что в этом ведомстве сменился только министр, а желание зарабатывать на схемах «папередников»
остается в силе.
Итак, в Секретариате КМУ нам сообщили, что доработанный текст не получали. По их версии
разработчиком документа является Минприроды (на самом деле МИУ), поэтому они наш запрос переслали в
природоохранное ведомство.
3 апреля 2014 г. мы получили первый ответ из Минприроды. Фактически это просто отписка, в которой
сказано, что Минприроды рассмотрело доработанный проект еще в январе, о чем проинформировало КМУ и
МИУ.
В свою очередь, в Мининфраструктуры сообщили, что проект дорабатывался дважды и направлялся
экологам в декабре и январе. И, что важно, - 7 марта 2014 г., уже при новом правительстве, от Минприроды
поступил ряд замечаний в т.ч. таких, «которые не были высказаны на предыдущих совещаниях». И
«доработка» пошла по третьему кругу.
Более того, на прошлой неделе мы получили второй ответ от Минприроды, уже по итогам
перенаправленного запроса из Кабмина. Это уже не отписка и заставляет задуматься о соответствии
деклараций и реальных дел ВО «Свобода», представитель которого возглавил это ведомство.
Главный тезис в этом ответе (из замечаний для МИУ от 07 марта 2014 г.): «Предложенный проект
нормативно-правового акта предусматривает внесение изменений только в раздел «Охрана внутренних
морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и засорения с судов» и оставляет без
внимания вопросы охраны внутренних морских вод и территориального моря Украины от загрязнения и
засорения береговыми объектами морской транспортной инфраструктуры».
Эта формулировка, мягко говоря, шокирует. Изначально речь шла о приведении подзаконного актам в
соответствие с нормами международного морского права. Даже у г-на Азарова не было концептуальных
возражений по этому поводу. Так почему бы не принять и не примешивать сюда береговую
инфраструктуру?
По сути, это не бюрократическая проволочка, а прямая угроза в адрес Мининфраструктуры, типа: будете
продолжать в том же духе, создадим проблемы в портах в части согласования различных проектов и просто
волюнтаристских запретов. Ведь речь идет не только о береговых объектах морской транспортной
инфраструктуры, а, и о множестве других объектов. Любой ресторан в «Аркадии» загрязняет море не
меньше, чем весь Одесский порт.
В последнее время не было известно о случаях вымогательства с капитанов судов. Инспекторы
Госэконинспекции обязаны присутствовать только в составе комиссий на судах с опасными грузами, доля
которых незначительна. Но при этом, «экологи» - это те же инспекторы, которые в последние годы
нанесли ущерб на миллионы долларов, и продолжают посещать суда, где их присутствие не предусмотрено
законодательством. А где Вы видели чиновника, выполняющего работу, которую он делать не обязан?
И это в ситуации, когда в стране введена жесткая экономия, урезаются социальные статьи, премьер-министр
летает в эконом-классе. Как Украина будет выглядеть в нынешней ситуации, если, не дай Бог, у кого-то из
«защитников» природы «природа возьмет свое», а капитан иностранного судна, с которого будут вымогать
деньги, напишет публичный протест?
 "Транспортный Бизнес"



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Al Pacino and Robert De Niro photos by Joan Colom

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: