Военный конфликт в Донецкой и Луганской области наглядно показал, что украинской армии не хватает бронированных автомобилей. В то же время, российская армия входила в Крым именно на бронеавтомобилях ГАЗ-2330 "Тигр", которые при всех недостатках, позволяют быстро перемещать личный состав и защищать его от обстрелов. Украинские солдаты в лучшем случае могут укрыться от обстрела из придорожных кустов пока только в БТР-80. Но далеко не все задачи можно решать на таком крупном транспорте как "восьмидесятый". Иногда патрулировать участки местности проще лучше на небольшом и маневренном бронеавтомобиле. Но именно на бронеавтомобиле, способном защитить от очереди из "калаша" или выстрела снайпера. К тому же оснащенного мощным вооружением, способным подавить огневую точку противника.
При всех преимуществах "Дозор-Б", 200 единиц таких ББМ - это не достаточно для армии. К тому же существует определенное время для выполнения этого заказа. Но в Украине есть и другие разработки. В частности и ББМ "Казак". Как уже сообщал AUTO-Consulting, этот бронеавтомобиль продемонстрировали тогдашнему президенту Ющенко еще в 2009 г. Виктор Андреевич осмотрел "Казак", но тем все дело и ограничилось. А между тем, ББМ "Казак" получил хорошие оценки силовиков. Так почему же не использовать эту разработку в АТО?
Но если первый "Казак" получался довольно дорогим из-за использования импортных агрегатов и двигателя, то его создатели придумали как значительно удешевить боевую машину и наладить ее массовое производство в кратчайшие сроки.
ББМ "КАЗАК" изготовлена Научно-производственным объединением "Практика", которое является ведущим отечественным производителем средств технической безопасности для банков и активно ведущая работы по бронированию транспортных средств. Изначально созданная «Практикой» ББМ была предназначена для применения в составе специальных подразделений (тогда в Украине только заговорили о создании Сил специальных операций, для которых и создавался «Казак»).
Справка
5,5-тонный "Казак" имеет двигатель мощностью 176 лошадиных сил и в снаряженном состоянии способен буксировать прицеп весом до 4 тонн. Он способен преодолевать препятствия под углом 35 градусов и брод глубиной до 1,5 метра. V-подобное днище способно выдержать взрыв мины не менее 3 килограммов в тротиловом эквиваленте, а каркасный принцип построения капсулы салона дает возможность экипажу при этом оставаться неповрежденными. Конструкция разрешает варьировать степенью защиты путем замены толщины панелей, в зависимости от условий применения боевой машины. Также "Казак" имеет GPS-навигатор, прибор радиационной и химической разведки, камеру заднего вида, парктроник, кондиционер, систему ABS и повышенные звуко- и термоизоляцию.
Вооружение - 12,7-мм пулемет НСВТ или украинский «аналог» - КТ-12,7 (боекомплект - 450 патр.), 7,62-мм пулемет ПКМ (2000 патр), авт. гранатомет АГС-17 (87 выстр.)
Колесная формула - 4х4
Клиренс - 365 мм
Двигатель - IVECO, дизельный, 4-цилиндровый с турбонаддувом, рядный, EURO-4
Макс. скорость - 120 км\ч
Минимальный радиус разворота - 9,5 м
Контрольный расход топлива - 15 л на 100 км
Экипаж - 5 чел
Стоит заметить, что тогда весь процесс от разработки до создания исследовательского образца ББМ происходил за счет НПО "Практика". Вооруженные Силы Украины не израсходовали ни единой копейки. Но, хотя машина получила высокие оценки от руководства Минобороны и Генштаба, к сожалению, дальше разговоров и похвал тогда дело не пошло. Стоит надеяться, что сейчас ситуация изменится.
К слову, в том, что руководством НПО «Практика» движет уж никак не желание «заработать» на сегодняшних нуждах силовиков, а действительно основанное на патриотизме желание помочь стране, можно убедиться на других примерах.
Так, как сообщил нам глава НПО «Практика» Олег Высоцкий, в настоящее время между его научно-производственным объединением и Госпогранслужбой Украины подписан договор, в соответствии с которым «Практика» бесплатно (т.е. за счет предприятия) осуществляет бронирование имеющихся в распоряжении пограничников Land Rover Defender. В частности, на сегодня закончены работы по оборудованию первого опытного образца.
Как убеждает руководство НПО, силовая установка «лендроверов», которыми оснащены подразделения пограничников, вполне позволяет оснастить машину легкой противопульной и противоосколочной броней. Которая, тем не менее, способна обеспечить вполне неплохую защиту в столкновениях с группами террористов на восточных границах Украины. При этом внешне автомобиль практически не претерпевает изменений.
Как отмечает сайт "Информационное сопротивление" еще одна «ситуативная» разработка НПО «Практика» - использование для создания бронетехники базы автомобилей, имеющихся в составе ВС Украины. В частности, если изначальный вариант «Казака» был разработан с двигателем IVECO, то на данный момент существует вариант с использованием шасси ГАЗ-66, с полной заменой силовой установки на новую, с дизельным двигателем. Решение действительно гениальное по своей простоте. Ведь использование агрегатов старых ГАЗ-66 позволит значительно снизить стоимость ББМ "Казак" и быстро организовать его поставку в армию.
Как известно, этих автомобилей на базах хранения армии – огромное количество, что сильно удешевляет производство ББМ на их основе.
На «Казак» на базе ГАЗ-66 устанавливается пулемет калибра 12.7 мм (НСВТ или КТ-12,7), либо автоматический гранатомет АГС-17. Совместно с КБ «Луч» разработана модификация с ПТУР. Данный образец прошел успешные полевые испытания.
Есть также модификация на базе ГАЗ-53. Этих автомобилей также осталось немало в составе и Вооруженных сил, и иных вооруженных формирований страны.При всех минусах использования стандартного шасси сельхозгрузовика ГАЗ-53, такой "Казак" получается еще дешевле полноприводной версии. Он вполне может патрулировать городские кварталы. В данной схеме также проводится полная замена силовой установки, устанавливается новый бронированный кузов с креплениями для установки вооружений.
Отметим, что это еще не все разработки, которые есть у украинских предприятий. В частности, и у КрАЗа есть готовое решение бронеавтомобиля для десанта - КрАЗ-01-1-11/SLDSL
Новейшие российские бронеавтомобили
Автоконсалтинг
|