Реформа органов внутренних дел в Украине: медленно, без денег, но с надеждой на лучшее28 мая 2015 | 09:37 , Евгений Захаров ЧТО УЖЕ СДЕЛАНО ДЛЯ «ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЯ» МИЛИЦИИ В УКРАИНЕ И ЧЕГО ОЖИДАТЬ В БЛИЖАЙШЕМ БУДУЩЕМ — ГЛАЗАМИ ПРАВОЗАЩИТНИКА ЕВГЕНИЯ ЗАХАРОВА. ОБЩЕЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ОТ МУЧИТЕЛЬНОГО «РЕФОРМИРОВАНИЯ» — ЗАПОЗДАЛЫЙ КОСМЕТИЧЕСКИЙ РЕМОНТ. Сначала отметим, что в условиях военного конфликта надеяться на дополнительное финансирование реформ бесполезно: бюджет МВД остался таким же недостаточным, как и раньше. А при средней зарплате в МВД на уровне 2.5-3.5 тыс. грн. какие могут быть серьезные изменения? По результатам анонимного опроса персонала ОВД Киевской, Харьковской и Одесской областей 53% опрошенных сказали, что доходов хватает только на питание, и еще 22% — что их не хватает. Отвечая на вопрос о достаточном уровне зарплаты, 42% назвали сумму в 6500-13000 грн, а почти каждый третий — 13000-19500 грн. При этом только 12% опрошенных имеют возможность работать менее чем 56 часов в неделю, остальные указали, что работают больше, в том числе 5% ответили, что работают более чем 98 часов в неделю. Тем не менее, изменения уже не назрели, а перезрели. Преступные действия сотрудников ОВД уже были одной из причин двух украинских революций — 2004 и 2014 годов. На необходимости реформ настаивают все — и государство, и общество, и сами правоохранители. В условиях тотального дефицита ресурсов МВД пошло по пути сокращения управленческого персонала за счет внедрения новых ИТ-технологий, подразделений, дублирующих функции друг друга, реорганизации структуры ОВД, привлечение экспертной и технической помощи США, Европейской комиссии, стран Европейского Союза и других доноров. Создана Национальная платформа «Реформируем МВД: прозрачность и ответственность».Ее девять рабочих групп, в каждой из которых работают сотрудники ОВД, общественные и зарубежные эксперты, создают различные части Плана действий для реализации Стратегии — оптимизация структуры МВД и ОВД, новая система охраны общественного порядка, реорганизация службы участковых, разделение полиции на Национальную и местную, создание новой системы показателей эффективности ОВД, ориентация работы ОВД на общины (введение моделей community policing), развитие процедур внутреннего и общественного контроля и противодействия коррупции, изменение кадровых процедур, реформа ведомственного образования, законодательное обеспечение всех этих изменений. Деятельность Национальной платформы поддерживается Международным фондом «Возрождение» и Консультативной Миссией ЕС. Осенью проект Плана действий должен рассматриваться правительством. А параллельно вводятся те его части, которые можно реализовать уже сейчас. Так, в прошлом году введены номерные сейф-пакеты для хранения личных вещей задержанных, задержанные получили возможность ознакомиться со своими правами и обратиться в Центр бесплатной правовой помощи для приглашения адвоката. Нарабатывается практика участия активистов правозащиты в служебных расследованиях по заявлениям о нарушении прав человека сотрудниками ОВД для подготовки соответствующего нормативного документа. Заработная плата повышается работникам реформированных подразделений за счет экономии бюджетных средств — такой принцип взят в МВД за основу в вопросе зарплаты. Так, работники новой патрульной полиции, которая создается на основе существующей патрульно-постовой службы и ГАИ, должны получать 8-10 тыс. грн. в месяц. Новые патрули появятся в Киеве с 20 июня, если парламент в мае примет пакет законопроектов, которые вводят ее создание и коренные изменения в ГАИ. А пока что с начала этого года на основе конкурса и собеседований отобрали из 33 тыс. кандидатов 2 тыс. работников, они сейчас заканчивают обучение. В апреле стартовал процесс сбора документов на конкурс в Одессе, Львове и Харькове. Если законодательная база будет создана, то новые патрули заработают до конца года в этих трех городах и Днепропетровске. Соединение ППС и ГАИ в едином патрули было апробировано в рамках эксперимента в Хмельницком в декабре 2014 — феврале 2015 года, что позволило определить потребности в машинах, в топливе, количестве работников, отработать схемы патрулирования и тому подобное. Главная проблема патрульной службы известна — несвоевременное реагирование на сообщения о правонарушениях. В результате часть граждан вообще не обращается в милицию, не веря в ее способность оказать помощь. В первую очередь это касается случаев административных правонарушений и актов семейного насилия. Чтобы изменить эту ситуацию, нужно существенно уменьшить время прибытия патруля на место правонарушения. Для этого в пределах Львовского пилотного проекта вводится автоматизированная система управления патрулями. Она предусматривает внесение оператором 102 или дежурной частью ОВД в базу единого учета сообщения / заявления от гражданина, категоризацию этого события и визуализацию его на электронной карте с привязкой к адресу и времени, а также направление ближайшего патруля к этому месту. Таким образом будет создаваться электронная карта событий, связанных с преступлениями и правонарушениями на данной территории. Эта система должна стартовать во Львовской области уже в июне, а затем, после ее проверки и апробации, распространится на всю страну. На основе этой же системы в будущем планируется образование общегосударственной службы спасения 112 как части общеевропейской службы спасения 112, а также общегосударственной службы розыска детей 116000 как части единой европейской горячей линии розыска детей 116000. Однако при существующей структуре ОВД, когда на территории райотдела действует один-два патруля, и патрулируют и участковые, и даже следователи с оперативниками, проблема эффективной охраны общественного порядка не решится. Во Львове разработали новую структуру органов внутренних дел, при которой количество работников ОВД, привлеченных к охране общественного порядка, увеличивается до 70% от личного состава ОВД, как это и предусмотрено Стратегией. При этом в райотделе в среднем будет функционировать 7 патрулей, которые перекроют все сутки, а патрульные будут иметь 8-часовой рабочий день с двумя выходными. Для проверки этих идей подготовлена нормативная база и начат эксперимент в Самборском городском управлении внутренних дел. Разработаны новые процедуры контроля за безопасностью дорожного движения, основанные на использовании видео слежения и радаров. Для привыкания к этим процедурам сначала планируется ввести каждому водителю 150 баллов как начальный стартовый пакет. Если правонарушение фиксируется видео или радаром, снимаются баллы. Когда они иссякнут, уже начисляется штраф. При неуплате штрафов в течение 30 дней — накладывается пеня в двойном размере штрафа, при неуплате штрафа и пени в течение 60 дней — дело передается в исполнительную службу. Административное взыскание вносится в автоматическом режиме и направляется по адресу места жительства владельца машины. То есть будет штрафоваться владелец, а не водитель; владелец же путем регрессного иска сможет вернуть себе стоимость штрафа, если нарушителем был другой водитель. Предполагаются также и sms-сообщения о наложении административного взыскания. Нарушитель получает ссылку на видео, где зафиксировано его нарушение, и пароль доступа. Человек, указывая личные данные и пароль, сможет зайти и посмотреть короткий ролик о своем собственном правонарушении. Далее он либо платит штраф, или оспаривает решение об административном взыскании. Срок обжалования — 10 дней со дня вручения постановления о правонарушении. Обжаловать можно как в вышестоящем административном органе, так и в суде, и обжалование приостанавливает срок оплаты. Несколько иная процедура, если за правонарушения штрафуют на месте патрульные полицейские. Если нарушитель не отрицает штраф, в машинах патрульной полиции будет электронный принтер, который дает возможность человеку оплатить штраф кредитной картой и тут же получить электронную квитанцию, то есть электронный протокол правонарушения. Следует заметить, что в законопроекте не будет «вилки» штрафов, предлагается один штраф за правонарушения, и это будет минимальный сегодня существующий штраф. Для реализации этих изменений МВД разработало пакет из четырех законопроектов, которые внесены в парламент. Поспешность, с которой готовились законопроекты, можно понять: окно возможностей является узким и коротким. Однако, и оставлять недостатки в законопроектах, которые противоречат принципам реформирования полиции, нельзя. В частности, трудно согласиться с оставлением в законопроекте о национальной полиции военизированной системы званий от лейтенанта до генерал-полковника, отказа от конкурсной процедуры назначения на некоторые должности, отсутствием инноваций в системе ведомственного образования и профессиональной подготовки. Тем не менее, на мой взгляд, законопроекты можно принять в первом чтении, а затем исправить все недостатки, которые неизбежны при таком коротком периоде их подготовки. В конце заметим, что реформа ОВД заключается не только и не столько в разработке и принятии новых законов, сколько в институциональных изменениях и инновациях, которые должны быть введены и проверены. А изменения в законодательство нужны для правового обеспечения этих изменений и инноваций.
также читайте[22.10.2024] [17.10.2024] [14.10.2024] [08.10.2024] [07.10.2024] [04.10.2024] |
по темеВновь на шашлыки?21. 11. 2024 | 21:10 , Олег Ельцов. ТЕМА Украина партизанская15. 11. 2024 | 11:45 , Бенджамин Кук Про Подоляка с Банковой и бабку с 16 этажа30. 10. 2024 | 18:50 , Олег Ельцов. ТЕМА ГШ ЗСУ участвует в краш-тесте25. 10. 2024 | 13:39 , Том Купер
19 ноября 2024
17 ноября 2024 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |