ТЕМА

Мюнхен на три дня: что немцу хорошо...

09 марта 2016 | 14:48 , Олег Ельцов, ТЕМА

Если ты летишь кататься на лыжах в Австрию, а самолет приземляется в Мюнхене, то возникает логичный вопрос: а не выпить ли пивка?.. И ты три дня изучаешь Мюнхен, немцев, сорта пива... Спешу поделиться впечатлениями.


Как-то даже неудобно: полмира объехал, а в Германии - впервые за свои 53-и. Признаюсь: в своих географических открытиях я сознательно избегал эту страну. Издали она казались очень уж вылизанной, рядочком построенной, предсказуемой... При ближайшем знакомстве выяснилось, что предчувствия не обманывали!

С каждым годом, оказываясь в какой-то европейской стране с удивлением обнаруживаю, что аборигены весьма успешно борются с кошмарами индустриального мира. Собственно, они давно уже в постиндустриальном. Это мы, безвылазно застряв в пост-совке, смотрим на них с завистью и сарказмом: вот жлобы – на великах катаются, на бензине экономят при их-то зарплатах! Трудно понять тех, кто существует в иной системе координат... пока собственными глазами не увидишь результаты такого загадочного существования.

Прилетев в аэропорт Мюнхена, имеешь две возможности: воспользоваться, как большинство соотечественников, услугами такси, либо нырнуть в подземку. Мы знаем, как тратить деньги в эпоху девальвации гривны. Мюнхенцам удалось осуществить транспортный мегапроект, достойным звания одного из чудес современного мира. Город существует как бы в двух уровнях: на поверхности – рай для пешеходов и велосипедистов, под землей – разветвленная инфраструктура для доставки тела из пункта А в пункт Б в пределах всего мегаполиса.

Под землей пересекаются бесконечные ветки метро и электрички, мало отличающихся друг от друга. Там же, под землей – сеть всяческих бутиков и харчевен. Старики и инвалиды без проблем попадут в вагон: повсюду эскалаторы и лифты.

Чтобы добраться из аэропорта в центр города, где мы забронировали комнату в хостеле, следует купить единый билет. Их существует великое множество: от месячных проездных до одноразовых. Цены могут навеять грусть на украинского туриста, не имеющего отношения к прокуратуре и депутатскому корпусу. Поэтому всегда стоит внимательно читать правила и условия. Итак, поскольку нас пятеро, покупаем коллективный однодневный билет на все виды транспорта. Получается по три евро на брата вместо семи евро за билет на одну персону.

Через сорок минут мы в хостеле. Он чем-то напоминает здание школы: все чистенько, единообразненько: стены выкрашены в два цвета, как это принято в дошкольных учреждениях и психиатрических лечебницах. Длинные коридоры с вереницей дверей, в комнатах железные кровати, идеальный санузел... Моя малолетняя дочь почему-то сразу назвала наш хостел «дурдомом».  Цена вопроса: 25 евро с носа, включая завтрак. Это очень дешево для Мюнхена.

До исторического центра – двадцать минут пешком. За границей стараемся игнорировать общественный транспорт: пешие путешествия помогают изучить среду обитания.

Первое, что удивляет в Мюнхене: он совершенно не ассоциируется с большим городом самой богатой страны Европы. Больше похож на чистенький райцентр где-то на Западной Украине, в котором только что заасфальтировали дороги.

Очень мало машин и очень много велосипедов. Фактически, вся инфраструктура заточена под пешее и велопередвижение. Тут крутят педали все: дедки-бабки, почтальоны, мамаши с парой детей в велокаляске или любимым псом там же. Машин очень мало, популярных у нас «скотовозов» типа мегаджипов и топовых версий всяческих седанов – еще меньше. Создается впечатление, что их все вывезли в Украину и прочие дикие страны.

Жизнь протекает как-то неспешно, без суеты, ругани и толкания локтями. За три дня мы не видели ни одной автомобильной пробки и даже мало-мальского затора. А все потому, что на рельсах не бывает пробок. И перемещаться в подземке значительно быстрее и удобнее, чем за рулем авто. Правило простое: далеко – садишься в метро, ближе – на велосипед, совсем близко – топаешь пешком.

Мы, конечно, знаем, что Германия – очень богатая. Но где-то это богатство надежно спрятано. Пьяных не видно, «крутэлыкы» тоже не бросаются в глаза. Правда, как-то набрели на улочку часовщиков. Представьте: вся улица в витринах, заставленных «Омегами» и «Брегетами» по надцать тысяч евро. Оживления не наблюдается, в очередях народ не толпится. В брендовом магазине «Лейка» сезон скидок: коробка легендарной «Лейка-М» упала до жалких 5520 евро. Правда, еще придется прикупить объектив. Есть акционные предложения: всего 2500 за одну линзочку. Оживления не наблюдается.

И вот еще: мобильные телефоны становятся все дешевле, а камеры в них все лучше...

Зато в пивнухах – совсем другое дело! Мой одноклассник, давно обменявший Родину на ПМЖ во вражеской Германии, говорит, что существует извечный спор между немцами и чехами: чье пиво лучше? Откровенно сказать, чехи мне ближе ментально и в пиво их я влюблен с первого же посещения Чехии. Но, должен заявить, как на исповеди: немецкое пиво краше!

Мы долго кружили по мюнхенским улочкам, пока наконец не наткнулись на вход в мегапивнуху «Ховбраухауз», настоятельно рекомендованную бывалыми. Вход с узенькой тихой улочки. Ничего интересного не ожидаешь... Открыл дверь и тебя как обухом по голове! Огромный зал, которому не видно конца.

Может показаться, что попал в церковь ... или на стадион. Гул невероятный – тысячи пьяниц хлебают пиво из литровых кружек и галдят без умолку. Где-то посредине прилепился оркестрик, но его вряд ли кто слушает. Музыканты то и дело отвлекаются хлебнуть пивка. Между огромными деревянными столами мелькают грудастые девицы в баварских костюмах с несколькими литровыми кружками в каждой клешне.

Это древнейшая баварская броварня – ей сотни лет. Выбор здесь не богат: четыре сорта пива, рулька, крендель, сосиски. Но  сюда приходят не поесть: хорошее пиво и неповторимая атмосфера дорогого стоят! В углублениях зала – целые стены с вывешенными рядами кружками под замочками. Здесь хранят свои «инструменты» завсегдатаи - профессиональные любители пива. Им хлебать сказочный напиток из одной кружки с вами и сотнями таких же неофитов – оскорбление религиозных чувств. Кстати, кружки исключительно литровые.

В рядах посетителей – много мужиков с лихо закрученными усами, в тирольских шляпах с пером, в шортиках и гетрах. Ну, любят они в таком виде покрасоваться в общественном месте после тяжелого трудового дня. Пусть себе бродят – лишь бы Третью мировую не начинали.

В это место мы влюбились бесконечно. Всего в «Ховбраухауз» три зала – каждый со своей атмосферой. На следующий день посетили другой – тот, что на втором этаже. Там все поспокойнее, людей поменьше, можно даже разобрать, что играет оркестрик с местным колоритом. Всякое в жизни бывало, но пить пиво под звуки арфы еще не приходилось!

А неподалеку расположилось еще одно культовое заведение, где когда-то начинал свой путь к вершине кровавый Адольф Алоизович. Нигде это не обозначено, но пиво здесь стоит дороже, чем в легендарном «Ховбраухауз». Крепка народная память!

 

Но, не пивом единым жив культурный человек. Следующий день начали с посещения местной Пинакотеки. Это такие четыре грандиозных выставочных галереи. Откровенно говоря, мы посетили три наиболее популярные, четвертую не нашли, да и силы иссякли от встреч с  прекрасным.

Впечатление двоякое. С одной стороны, есть немало интересных работ. А по соседству – откровенно посредственная мазня. В чем была задумка музейных работников – не ясно. Возможно, они желали продемонстрировать, что искусство бывает разное – действительно великое и.. никакое. Собственно, мы и раньше об этом знали.

Самая оживленная галерея – там, где собраны именитые старинные мастера. А вот третья, с образцами современного искусства – яркое свидетельство того, что человечество уперлось в какую-то стену и теперь не знает, что дальше делать. Поэтому генерирует всяческий мусор, называя это современным концептуальным искусством: здесь сполна представлены всякие уорхолы и прочие трубадуры тлена и декаданса... Особенно впечатлила грандиозная фотография Андреаса Гурски «Рейн-II».

Это самое дорогое фото в мире. Цена – 4,3 миллиона долларов. Размер: 185,4 × 363,5 см. Рама мне понравилась – дорогая такая, сделана со вкусом. По поводу творчества Гурски, думаю, это просто отмывание денег. Кстати, в свое время эту картину якобы купил наш современник, великий меценат и знаток современного искусства Пинчук. Думаю, он свою денежку отмыл, после чего фото оказалось в зале мюнхенской пинакотеки.

Посетителей, желающих насладиться современным искусством, практически нет, что красноречиво свидетельствует: я не одинок в своих оценках художественных творений наших современников - зритель голосует ногами.

Большей частью нам встречались грустные служители галереи. Правда, есть там экспозиция, посвященная истории дизайна. Наверное, специалисты ее оценят. Мне же запомнилась исключительно легендарная Татра Т77 в идеальном состоянии!

Удалось отыскать даже монументальную инсталляцию "Майдан-2". Там даже можно отыскать фотографии бойцов "Беркута"... Ее художественные достоинства не берусь оценивать.

Нет, мы даже не подозревали, что огромный древний Мюнхен ограничил свой культурный багаж единственно залами Пинакотеки. Поэтому в один из вечеров отправились на балет в Национальный мюнхенский театр. Имя автора представления нам ничего не говорило, но тяга к прекрасному неумолимо влекла в обитель искусства.

Должен признаться, что изучением репертуара и покупкой билетов занимались наши друзья. Меня сразу удивила дешевизна посещения мюнхенского храма искусства – 10 евро на лицо. Эта тайна открылась слишком поздно и была весьма драматична... 

Окрестности театра произвели неизгладимое впечатление: подступы к храму искусства напомнили облагороженный пустырь: широченный безлюдный проспект – наследие имперского прошлого, с подобием Триумфальной арки и парой зданий без признаков жизни с толстым намеком на римскую традицию.

Само здание оперного театра грандиозное. Черт его знает – может его сам Шпеер проектировал? Организация внутреннего пространства очень необычная. У меня почему-то возникла ассоциация с Клубом железнодорожников в Харькове – классикой конструктивизма. В нем из центрального входа посетитель не поднимается, а спускается по ступеням. В мюнхенском оперном все тоже очень необычно. Но здесь это помножено на грандиозные масштабы и свои нетрадиционные решения.

Мы смело отправились на цокольный этаж в поисках гардероба, но вскоре нас перенаправили вверх. Оказывается, посетители каждого яруса раздеваются в собственном гардеробе и со зрителями прочих «уровней» практически не пересекаются. Такую кастовую систему я встречал только в индийских кинотеатрах. Там продают билеты сначала для зрителей, сидящих на балконе, куда билеты стоят дороже, а потом – для зрителей собственно в зале – низшего сословия.

Персонал театра вышколен до совершенства. Сам театр в шести или семи уровнях. Зрители на галерке наблюдают за сценой с высоты девятиэтажного дома. Что они там видят – не ясно. Наверное, разглядывают друг-друга. Вообще, для немцев поход в театр – это целое событие. Разряжены в меха и вечерние платья, ведут себя как в храме.

Мы забрались, наверное, на четвертый ярус и тут нас ожидал сюрприз. Оказывается, нам отведен последний ряд: но там нет кресел! У нас в билетах указаны места... Все верно, но они стоячие. Так нам открылась тайна их дешевизны. Но при покупке на немецком сайте, увидеть этого не удалось. Все это выглядело как-то не театрально. Удивительно, но рядом с собой я обнаружил немку в алом атласном платье с оголенным плечом. Она выглядела, как наследница древнего рода и совсем не комплексовала по поводу своего стоячего места.

Собственно о балетном действе. Давали что-то неклассическое (название стерлось в памяти). Вспоминая незабываемое посещение «Дон Карлоса» в оперном театре на Сицилии, я ожидал как минимум отличных декораций. Увы, их не было. Вообще! Наверное, это был ну очень современный балет. Хотя внешне происходящее здорово напоминало репетицию. А уровень танцоров только усиливал это ощущение. Окончательно омрачила картину прима-балерина. В ней мне не понравилось все, особенно ноги... Часть нашего многочисленного коллектива ценителей балетного искусства ретировалась уже в первом антракте. Мы продержались до второго. Отсюда вывод: не все то золото, что в Старом свете.

На этой безрадостной ноте можно было завершать наше знакомство с Мюнхеном и немецким образом жизни. Но впереди оставался еще целый день жизни на немецкой территории. И надо было прожить его так, чтобы не было мучительно больно...

Европа за исключением музеев – скучна и предсказуема. Чтобы как-то компенсировать кошмар этого капиталистического рая, при случае всегда стремлюсь отыскать местный блошиный рынок. Это – очаги сопротивления предсказуемости того существования, которое ожидает все человечество через какую-то сотню лет. Обитатели блошиных рынков – несистемные люди, которые живут не по правилам капитализма и вопреки рекомендациям глянцевых журналов. Это – сборище фриков и неспешных людей. Здесь всегда весело. Так я думал, основываясь на своем предыдущем опыте.

В интернете без труда узнал, что в Мюнхене блошиные рынки есть в каждом районе, но самый крупный – на территории Олимпийского стадиона (ну, того, где расстреляли израильскую сборную если помните). И по стечению обстоятельств наша скорбная обитель располагалась поблизости.

Утром потопали по прямым как взлетная полоса мюнхенским улицам. Мы шли по не очень старым районам, напоминающим военный городок или рабочий квартал крупного завода: одинаковые дома, выстроившиеся в ровные линии - без балконов, без каких-то отличий...

Вдруг на глаза попался некий жилой комплекс, которому с виду был лет сто. Кроме толщины стен и деревянных рам на окнах он мало чем отличался от современных сооружений. Даже занавески на окнах были единообразные и герань на подоконниках тоже. На меня это произвело неизгладимое впечатление. Это здание говорит про немецкую нацию больше, чем все выпущенные Мерседес-бенцы. Никаких украшательств и нефункциональных деталей. Все просто, утилитарно, надежно, единообразно. По своей безликости немецкая архитектура напомнила киевские новостройки. Жить во всем этом нельзя – повеситься можно. Но немцы как-то живут, успешно диктуя свои правила всей Европе. Здесь я окончательно понял: что немцу хорошо – славянину смерть! По крайней мере, я бы не выжил здесь и неделю. Как хорошо, что я не сириец...

Затем наш путь пролегал по прекрасному парку – такому же чистенькому и разлинееному, как все в Мюнхене. А ведь такой же мог быть под моими киевскими окнами. Но вместо сквера появился забор, за которым вот уже 17 лет планируется строительство чего-то монументально-церковного вроде Софии Киевской. Здесь вам не Германия!!

Наконец, мы обнаружили главный блошиный рынок Мюнхена. Но даже такое анархическое собрание немцы испортили своей тягой к порядку. На чистенькой парковке ровными рядами выстроились автомобили торговцев, которые чинно-благородно торговали каким-то хламом: никакого галдежа и толкотни, никаких нетрезвых людей и прекрасных безумцев с горящим взором... Ничего из разряда древностей на прилавках. Здесь – место для реализации хлама родом из 80-х. Никому ненужные видеокассеты, тостеры и шубы по 20 евро – мечта совковой домохозяйки. Даже виниловых пластинок нет! Жалкое зрелище...

Ну что вам рассказать про Германию? Да, здесь очень любят работать, любят порядок, здесь все чисто и предсказуемо. И от всего этого можно сойти с ума... Если не выпить кружечку отличного баварского!



комментарии [1]

10.03.2016 08:09     777 Автору респект! Был сам там)))))))
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

photos by Monsieur Etienne. Фото парижанки

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: