Затерянные в горах (много картинок). Часть 1

20 сентября 2016 | 02:22 , Олег Ельцов, ТЕМА, фото автора

Отчет о пятидневном путешествии Олега и Наташи Ельцовых по сентябрьским Карпатам. Наш любимый маршрут и невесомые рюкзаки, буддистские пирамиды, ягодное ассорти и потерянный гриб, нехоженые склоны и русла, а еще – ода женскому чутью и отсутствующей логике.

Каждое лето лазим по Карпатам с рюкзаками, всякий раз мечтая сходить в горы осенью: ведь это совсем другая картинка! Доводилось ходить по Карпатам зимой, и это было прекрасно! Осень обещает совсем другие ощущения и краски…

Итак, билеты куплены, рюкзаки упакованы, мы отсчитываем дни: чертовски надоел город, его жара, шум, понты и беспричинная суетность.

Ехали без наших постоянных спутников — малолетней дочки с подружкой, поэтому шли налегке: с маленькой палаткой, мизером одежды и провизии, с новыми облегченными рюкзаками. Из излишеств — бутылка коньяка. Не смогли нарушить традицию:  мы традиционно пьем по стопке на каждой вершине — за погоду: помогает.

Поскольку все Карпаты мы уже облазили, то выбор нынешнего маршрута был не прост. Остановились на Горганах — десять лет назад мы уже ходили здесь и сохранили о том походе самые светлые воспоминания.

Сошли на станции Татаров, которую тоже посещали в прошлые годы. Раньше как-то не обратили внимание на чудесное старинное здание вокзала.

Спешно попили кофе в придорожном магазинчике. Сегодня в самом глухом карпатском селе без труда отыщешь настоящую кофе-машину – это победа однозначно! Рядом с нами потягивали кофеек местные, судя по экипировке - труженики лесного хозяйства. Поинтересовались откуда лучше стартовать к гору Хомяк – первой точке нашего маршрута. Мужики отговорили нас топать по асфальту через весь Татаров к подножью, предложив подвести. Мы не заставили себя уговаривать.

Через пятнадцать минут мы вышли на окраине села Паляныця. Старший лесник отказался брать деньги за подвоз. Думаю, причина в том, что с вопросом обратился к нему не я, а Наташа. Лесник указал направление: идите прямо, там есть метки, не заблудитесь. Поблагодарили добрых людей и отважно двинулись вверх.

Мы сразу обратили внимание, что группы туристов дружно поднимаются по другой тропе неподалеку. Но сомневаться в осведомленности лесника не было оснований. Мы бодро шагали вперед, но не наблюдали меток на тропе.

Впрочем, заблудиться было сложно: через час поднялись на живописную полоныну Хомяки. Она очень красивая: запомнилась с нашего похода десятилетней давности. С тех пор здесь прибавилось колыб и туристов. Мы даже обнаружили общественную столовую и кухарок при ней. Они кормили организованных туристов.

Мы расположились на травке под ленивым сентябрьским солнышком и уставились в небо. Хорошо! Здесь и заночуем.

Но Наташе не хватало туристического подвига, и она отпросилась сбегать на вершину Хомяка. Так в первый же день наша ячейка общества раскололась. Я ни куда не собирался идти: готов был врасти в полоныну корнями и зарасти здесь мохом.

На покорение Хомяка моей попутчице хватило часа. Мы поставили в сторонке палатку, что-то приготовили на примусе. Удалось даже развести жиденький костер. Найти дрова здесь проблема: все в округе изрядно порублено - это популярное место отдыха выходного дня жителей окрестных поселков и городков.

Под вечер на полоныне выросло с десяток палаток. Мы опасались, что как водится, кто-то обязательно напьется и будет горланить на всю округу песни. Но народ оказался на удивление спокойным, а мы выспаными.

Утром спешно позавтракали, упаковали наши новенькие рюкзаки и затопали на гору Синяк. Шли по хребту, усыпанному каменными глыбами. По ним приходится скакать, словно зайка – такая особенность гор в этой местности. То и дело встречались заросли низкорослой сосны, через которые продираться – что плыть против течения. Если при этом идет дождь, то за считанные минуты становишься мокрым с ног до головы, собирая всю влагу с елок. Но на дворе стояла отличная осенняя погода.

Вершина Синяка украшена каменными пирамидами, сложенными местными последователями буддизма. По дороге мы приятно удивились, обнаружив вдоль тропы заросли спелой брусники и остатки черники. В целом, по этому маршруту можно ходить налегке: воду найдешь почти везде, ягоды тоже хватает, да еще полно грибов. И все это дополняется живописнейшей природой.

Синяк почти незаметно перешел в Малый Горган. В полном одиночестве мы выпили традиционные 20 грамм коньяка – исключительно в профилактических целях: за погоду. С вершины открывается великолепный вид. Вдали как на ладони лежит Буковель со своими отелями и спа-салонами.

Дальше наш путь лежал вниз и выглядел он малопривлекательно. Нам пришлось спускаться по крутейшему склону, состоящему из «живых» камней, каждый из которых норовил выскочить из-под ботинка. Впрочем, спуск оказался недолгим и вскоре мы очутились на полоныне Блажив. Тут стоит столб с указанием направлений и расстояниями до ближайших вершин и поселков. На вершине мы заметили точку. Ею оказался одинокий турист, который решил позвонить домой. Мы без труда разбирали суть его телефонного разговора – в горах удивительная акустика.

Мы достали из рюкзака котелок со сваренной утром кашей, приготовили чаю и отправились к горке Бабий Погар, которая скорее представляет прыщ на хребте. Вершина отмечена покосившейся никому не нужной металлической конструкцией метеорологов. От нее есть тропа влево с хребта – на Буковель. Но мы категорически не желали посещать эту юдоль олигархии.

Готовя маршрут, мы старались видоизменить наш путь десятилетней давности. В интернете полезной информации не много. Лишь в одном описании обнаружили упоминание о некой тропе, которая якобы пролегает по хребту и затем уходит вниз. Хребет очень быстро закончился, но никакой тропы обнаружить не удалось. Зато я вдруг наткнулся на огромный красивейший белый гриб! Он тут же был помещен в кулек и привязан к рюкзаку. Наташа хищно предрекла, что сегодня у нас на ужин грибной суп. Осталось совсем чуть: дойти куда-то, поставить палатку и придаться кулинарным излишествам.

Возвращаться к горе и спускаться в Буковель категорически не хотелось. И тогда мы решили «ломануть». Этот термин означает – идти по кратчайшему пути, не взирая на отсутствие троп и маркировок. В иных условиях это грозит неприятностями, но не в Карпатах. Здесь как бы ты не сбился, непременно выйдешь к дороге и к жилью. Нужно просто спускаться вниз, а дальше идти по течению реки. Эта формула проверена нами неоднократно.

Спуск оказался не самым безмятежным. Склон густо зарос лесом, почти не пропускавшим свет. Обилие подземных источников превратило местность в джунгли: влажные, заросшие мхом, под которым прятались полусгнившие скользкие ветки. Картину дополнял бурелом, который не всегда удавалось обойти. Мы спускались все мокрые, грязные и не очень жизнерадостные. Спуск длился дольше, чем хотелось бы. Так мы проползли часа два, пока не спустились к руслу полупересохшей речки, зажатой между двумя хребтами. Мы опустились с высоты 1500 метров до 1000.

Надвигались сумерки, и пора было думать о месте для ночлега. Какое там! Вокруг не было и сантиметра горизонтальной поверхности.

Наши надежды на то, что рядом с рекой мы обнаружим хоть какую-то тропу или дорогу не оправдались. Похоже, кроме нас и зверей в этих местах никого не водилось. Двигаться по руслу речки было отнюдь не легче, чем ломиться по горным дебрям. Доводилось то и дело перепрыгивать с берега на берег, ища проходимые места, валуны были чертовски скользкими и каждый шаг грозил закончиться падением в воду. Мы изрядно устали, а Наташа к тому же натерла ноги.

Становилось все темнее. Начали вкрадываться сомнения, что до наступления ночи мы сможем найти место для палатки. Передвигаться же ночью, даже с фонариком, в таких условиях - безнадежное дело. Но меня больше волновало не это, а перспектива женской паники. Я начал готовить Наташу к не самому комфортному ночлегу, рассказывать, как мы сможем скоротать ночь, сидя на карематах, обмотавшись спальниками и похлебывая коньяк. По реакции жены понял: она настроена неромантично. А тем временем сумерки становились все гуще, а перспектив выбраться на ровную тропу оставалось все меньше.

Проверено неоднократно: если дела – хуже некуда, значит непременно будет лучше. Вдруг я заметил, что над нашей речкой проложен мостик из ряда бревен. Правда, он давно уже не использовался и почти сгнил. Но само его присутствие оставляло надежду, что рядом может оказаться дорога. Увы, обнаружить ее не удалось. А еще через сто метров наша речушка слилась с более полноводной речкой и мы оживились. Правда, теперь нам приходилось еще медленнее передвигаться: воды стало больше, а горы не расступались: места для палатки по-прежнему не было.

Я неоднократно замечал за своей женой одно превосходное свойство, которое отсутствует у меня напрочь. Она может в совершенно безнадежной ситуации, когда не осталось ни глотка воды в кромешной тьме обнаружить единственный в округе едва капающий родничок, скрытый в густых зарослях. Или в безлюдной пустыне на развилке дорог неоднократно угадывать на какую именно нам следует свернуть. Причем, объяснить логику своего решения она не может. Просто угадывает и находит! В такие моменты начинаешь задумываться: может это качество у женщин является компенсацией отсутствия логики – в нашем, мужском понимании…

На этот раз Наташа в очередной раз явила чудо. Она вдруг уверенно заявила, что выше по склону есть дорога или тропа. Откуда она это взяла – объяснить не смогла, но уверенно настаивала на своем. Почти в полной темноте уже нельзя было ничего увидеть дальше метра от носа. Тем не менее, она взобралась вверх по склону и … вышла на дорогу: старую, заброшенную, но вполне проходимую.

Нашей радости не было предела. Теперь мы можем идти хоть всю ночь! Но нам хватило всего получаса, чтобы наткнуться на избушку лесников. Это был безлюдный кордон заповедника. А рядом –атрибут цивилизации в виде шлагбаума. И совсем неподалеку – роскошная безлюдная поляна на берегу речки.

Пять минут спустя у нас стояла палатка, грелась вода на примусе, я даже разжег костер, а Наташа принимала в речке ледяные ванны. Мы предвкушали грибную юшку из моего гигантского гриба… Увы, в этой жизни не обходится без потерь. В кульке, привязанном к рюкзаку, мы обнаружили огромную дыру, благодаря которой лишились нашего гриба. И все же мы не умерли с голода. А полчаса спустя мы спали как убитые.