ТЕМА

Революция с роскошью

24 сентября 2006 | 14:24

это случилось. Современное искусство в Украине больше не является подвальным маргиналом, который пахнет копченым сыром и отрыгивает разбавленным пивом. Больше никаких блох, сальных волос и неподмытости в Киеве открылся центр современного искусства «PinchukArtCentre».


  Объект

«PinchukArtCentre» - это первая респектабельная площадка презентации современного искусства в Украине; крупнейший центр современного искусства в Восточной Европе. Располагается в центре Киева в развлекательном комплексе «Арена» (ул. Шелковичная, 42-44). Площадь центра 2500 м². Автор архитектурного проекта Филипп Чамбаретта.

Значение и прогнозы

До появления «PinchukArtCentre» ситуация в современном украинском искусстве была следующей:

Существовало государство. Государство любило всяческую деревенщину, свинок, солому, хаты, сало, натюрморты и казаков. Благодаря такой позиции государства, мировое культурное сообщество полагало Украину отсталым провинциальным пространством, где живут не люди, а диковатые чернолицые аграрии, теребящие пипку национального со страстью, свойственной наиболее рафинированным фанатикам. Фактически, художественные позиции украинского государства являлись (и являются) настолько отсталыми от мировых художественных предпочтений, что блядством сиим отрицали сам факт существования новой страны Украины. Благодаря государственной художественной политике, Украина была глубокой Африкой с анальным отверстием в центре лица. Все пускали кишечные газы, говорили о национальной идее и ели помидорки. Все воняло и вызывало стыд да комплексы неполноценности.

Увиделся свет и запахло свежестью в Украине появился художественный авангард в лице Ройтбурда, Чичкана, Савадова и прочих котиков. Но они оказались в ситуации без структуры, когда новосозданное искусство попадало в пространство хаоса. Отсутствие системы современного искусства в Украине приводило к тому, что новое искусство выбрасывалось в непонимающие массы и малочисленную художественную тусовку снобов, которые «все знают и все видели». Имели место быть также единичные выбрасывания в заграничный эфир Россию и Европу. Но без хорошего и качественного тыла в лице мощной культурной институции, эти выбрасывания были не полноценной и эффективной стратегической атакой, а беспомощным выстрелом экзотики, которые вскоре забывались. Искусство зависало в воздухе, после чего растворялось, не успев пустить в культуру необходимые корни.

Дальше были гранты и художники-паразиты, которые изредка создавали что-то, что должно было понравиться пластиковому божеству в лице достопочтенного Сороса чужого дядьки, ставшего папочкой новой волны современного искусства в Украине. Чужой папочка открыл в Украине свой Центр Современного Искусства. До поры до времени это было очень хорошо, но идеологический характер данной институции давал понять, что быть лидером такой Центр может только временно. 

Затем появились партизанские галереи модный междусобойчик господина Карася, свободолюбивый и анархистский «ЦЕХ» и галерейка с претензией на высший свет «Lart». Они стали оазисами современного украинского искусства, но образовать структуру так и не смогли требовалось нечто глобальное, дорогое и объединяющее.

Ситуация застыла. Качественные старики научились уезжать в другие страны и продаваться там, где хорошо, а молодые пустились в нытье о плохом государстве, которое не хочет поддерживать современное искусство и давать бабло на новые унитазы Дюшама.

Так или иначе, Украина пребывала в  ситуации культурной резервации, когда между местными художественными кругами и мировыми культурными практиками высился занавес.    

Приход в современное искусство опального олигарха Виктора Пинчука это конфетка со вкусом надежды. Случилось небывалое. Во-первых, современному украинскому искусству больше не нужно надеяться на уродливое государство. Все стало на свои места искусством заинтересовались богатые, жаждущие культурного имиджа и траты денег на прекрасное, модное да из мира высоких материй. Во-вторых, наконец-то современное украинское искусство перестало ходить с любительским лицом да существовать в виде «каких-то там не очень-то и серьезных практик». Центр Пинчука подарил ему респектабельность, пышность, серьезность лица и намерений дорогой и важный костюмчик.  

Появление «PinchukArtCentre» означает, что украинское современное искусство переходит на иной этап своего развития. Фактически, мы получили реальную возможность полноценной интеграции в мировое культурное сообщество. «PinchukArtCentre» - первый центр современного искусства в Украине, который выполнен на нормальном, цивилизованном, европейском уровне. Случился переход украинского галерейного мировоззрения  на высший, достойный современности этап. Отныне мы не являемся обочиной, где торгуют овощами. Отныне мы в хорошей компании есть чем дружить с Гуггенхаймом, Tate Modern и разночинными бьеннале. Есть пушка, из которой можно стрелять.

«PinchukArtCentre» приносит в Украину новую художественную ситуацию и в дальнейшем будет задавать тон на территории современного искусства. Здесь будут определяться тенденции, мода, этикет и правила игры в украинском искусстве. Отсюда начнется украинская культурная реформа все художественные единицы, которые существовали доселе в Украине, будут вынуждены измениться, реформироваться, подкорректировать себя, дабы встроиться в новую ситуацию. В противном случае, эти культурные единицы будут обречены тихо помереть, оставшись в руинах на обочине актуального. Начнется галерейная война и противостояние художников, которые в борьбе за лакомое выставочное пространство начнут стараться более гоже изъявлять талант. Война галерей и художников ляжет в основу священного развития.

Центр Пинчука обладает всеми потенциями стать транзитной культурной зоной своего рода площадкой вещания современного искусства. С одной стороны, именно с этой базы современное украинское искусство будет транслироваться в мир. С другой стороны, именно эта база будет принимать мировое современное искусство в Украину. Таким образом, получаем организм культурного обмена, развития и обогащения, художественный тыл, волшебный авианосец украинского contemporary art, источник интеллектуального влияния.

Не маловажен также факт, что только с таким центром за спиной в Украине может появиться специфическая, невероятно важная тусовка тусовка коллекционеров современного искусства и богатых прихлебателей, которые могут ничего не понимать в этом искусстве, но ради моды и имиджа вносить в него жизненно важные деньги. Речь идет о возможности появления в Украине богатого буржуазного пласта при современном искусстве. Этот пласт основа существования современного искусства по всему миру.

В конце концов, и это самое главное, «PinchukArtCentre» - центральная культурная точка Украины, которая превращает хаотичное пространство украинского contemporary art в цельную Систему. А когда есть Система, есть механизм, порождающий движение и развитие.

Мы находимся на пороге грядущих больших изменений. В ближайший год украинский художественный ландшафт будет полностью переосмыслен, а эволюция, несомненно, изменит характер и скорость.

Критика

Безусловно, как и любое деяние рук человеческих, «PinchukArtCentre» не совершенен и заслуживает не только восхищения, но и критического отношения. Тем не менее, на момент рождения Центра Пинчука его критика неуместна. Сам факт появления такой площадки, а также её позитивные стороны, перекрывают любой имеющийся негатив. Полагаю, мы должны избежать снобизма, дать сему явлению родиться, понять его, изучить, прислушаться к нему, и только затем, когда «PinchukArtCentre» перестанет быть удивительной диковинкой и встроится в нормальный ход украинского культурного процесса, его стоит подвергнуть критическому оскалу. Нынче же время хлопать в ладоши, ибо достойно, ибо заслужено, ибо воистину важно и светло.

Новое пространство

«PinchukArtCentre» открылся проектом «Новое пространство» (куратор Александр Соловьев). Экспозиция  получилась совершенно не революционной, относительно вторичной и, парадоксально, своевременной. Именно такой проект должен был открыть такой центр. Александру Соловьеву удалось создать кураторскую гобелену своего рода иллюстрацию современного искусства. «Новое пространство» демонстрирует имена, дух и тенденции. Оно фиксирует это искусство на допинчуковском этапе, подводит черту, предвкушает иное завтра. По сути, Соловьев показывает о чем идет и будет идти речь.

Среди прочих милостей объединение в проекте украинских и международных художников. Таким образом, «Новое пространство» манифестирует вовлечение современного украинского искусства в мировой художественный процесс и вовлечение международного художественного авангарда в Украину.  
Само пространство проекта организовано отменно. Помимо того, что Центр Пинчука и без того представляет собой трехэтажный художественный лабиринт с белоснежным баром, умопомрачительным туалетом и видео-залом, сами творческие артефакты собраны  так, чтобы случилось многоголосье идей, стилей и формы здесь есть и живопись, и фотография, и скульптура, и инсталляция, и видео-арт и прочее, прочее, прочее.

К вопросу о культуре презентации проект был невероятно ласковым по отношению к прессе. Дело, на этот раз, не в халявном алкоголе.  Дело в вежливости помимо полноценного проиллюстрированного каталога каждый артефакт «Нового пространства» снабжался отдельным пресс-релизом, а это уже из рода этики и изящной пропаганды.

Впрочем, не обойдется и без легкого кисломордия. Хотелось бы верить, что «PinchukArtCentre» сможет избежать внутритусовочных баталий. Отсутствие в «Новом пространстве» такого знакового и уже классического украинского постмодерниста как Александр Ройтбурд непонятный и крайне подозрительный жест. Без него иллюстрация современного искусства получилась у Соловьева неполной, немного провисающей, пунктирной. В дальнейшем это может стать поводом схватить Центр за бороду да вопрошать: «Поссорились?».

Участники проекта «Новое пространство»: Сергей Братков, Кзавье Вейан, Александр Гнилицкий, Илья Чичкан,  Субодх Гупта, Владимир Кожухарь, Олег Кулик, Борис Михайлов, Сара Моррис, Карстен Николай, Филипп Паррено, Навин Раваншайкуль, Томас Руфф, Арсен Савадов,  Чарльз Сандисон, Олег Тистол, Хун Нгуен-Хацушиба, Карстен Хеллер, Василий Цаголов, Олафур Элиассон, «Институция нестабильных мыслей». 

Экспозиция продлится с 16 сентября по 16 декабря 2006 года.

 

сайт "Проза"



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Владимир Гусев

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: