Человек и фотоаппарат20 октября 2006 | 13:17 , Карел Чапек, перевод Д.Горбова Кажется, большинство имеющих фотоаппарат получают его в подарок на рождество или именины. Фотографический аппарат относится к предметам, о которых нормальный человек мечтает с детства, в то же время считая их излишними. Но к подаркам у человека никогда нет правильного профессионального подхода: подаренным фотоаппаратом владелец его стреляет направо и налево, как буйный помешанный, которому попал в руки браунинг, сам изумляясь, что иногда получается снимок.
При этом он никогда не пытается постичь великие тайны например, что же, собственно, делается там внутри: он явно избегает касаться таких технических подробностей, как шторка, резкость или, скажем, экспозиция. У него к аппарату отношение отчасти суеверное: бог пошлет выйдет; не пошлет не выйдет. Говорю вам: с дареным фотоаппаратом профессионально работать невозможно. Если вы хотите заниматься фотографией профессионально, то купите себе аппарат сами. Но предварительно надо примерно в течение года объявлять при встрече всем знакомым, что вы собираетесь приобрести фотоаппарат. Покупайте Альфу, авторитетно посоветует один. У меня Альфочка. Снимает изумительно. Я бы Альфу даром не взял, с возмущением заявит другой. Если хотите иметь хороший аппарат, покупайте только Дюрреншмидта. У меня Дюрреншмидт. Вот это снимки! С Дюрреншмидтом пропадете, предупреждает третий. Купите себе лучше зеркальную камеру. Зеркалка надежней всех. Зачем зеркалка? возражает четвертый. Я двадцать лет старой Коппелкой снимаю таких снимков больше нигде не найдешь. Да ну ее! протестует пятый. Что можно сделать с этим старым ящиком. Покупайте только Элку. У меня Элочка, и я вам говорю... Не слушайте никого, ворчит шестой. Ни один аппарат не даст вам таких снимков, как Арцо. У меня по крайней мере Арцо. И так далее. Вооружившись этими сведениями (весьма противоречивыми, как полагается настоящим профессиональным сведениям), вы входите в магазин фотографических аппаратов и пробуете произвести внушительное впечатление на продавца, произнеся несколько ученых слов, вроде "линзы", "матового стекла" или "бленды". Но продавец не поддается: он обрушивает на вас всякие "светосилы", "фокусные расстояния", "шейнеры", "компуры", "преломления света", "углы изображения" и другие магические слова, с их помощью ясно доказывая вам, что вы обязательно должны купить аппарат Нидермейера и никакой другой. С этого момента вы говорите при встрече всем своим знакомым: Покупайте Нидермейера. Я с другим аппаратом и возиться нипочем бы не стал. Вы не представляете себе, какая у Нидермейера изумительная глубина резкости!
Но путь к созданию фотоснимков долог. Прежде всего вам, может быть, и удастся открыть аппарат, но закрыть вы его все равно не закроете: где-то что-то держит; видимо, в конструкции какая-то ошибка. Вы бежите с ним к продавцу: дескать, аппарат не закрывается. Да как же ему закрыться, ворчит продавец, когда вы не утопили объектив. На другой день вы опять у того же продавца: в общем, этот объектив не завинчивается. Да как же он может завинчиваться, говорит продавец, когда вы не отвели защелку. Так вы узнаете, что самое сложное в искусстве фотографирования открывать и закрывать фотоаппарат. Точно так же штатив, прежде чем привыкнет к вам, устроит целый ряд подвохов: например, как ни удивительно, одна нога у него окажется длинней других; либо он подставит вам ножку; либо окажет энергичное сопротивление вашим попыткам сложить его. Установка и складывание штатива тоже один из самых трудных элементов искусства фотографирования. Если вам удалось овладеть этими техническими хитростями, можете приступать к самому фотографированию. Вы устанавливаете штатив, открываете аппарат и начинаете показывать всем любителям, как надо это делать. II И вот можете себе представить! в этот момент во всей вселенной не находится двенадцатого объекта, который согласился бы фотографироваться. Ни гость не зайдет, ни нищий не позвонит; собака не выходит из конуры, кошка в бегах. Любитель шарит взглядом вокруг, ища, во что бы прицелиться. Вон то дерево? Гм, оно совсем голое. Общий вид из окна? Ерунда. Тогда, может быть, внутренность своей комнаты? Брр!.. Господи, хоть бы что-нибудь подходящее! Только бы закончить дюжину и отдать проявить. И уже завтра смотреть на первые свои снимки. Ах, только завтра!.. Да, но где же взять двенадцатый? Наконец двенадцатый тоже сделан, и любитель мчится в мастерскую при магазине проявлять свои первые достижения. Первая дюжина. Постойте, кто же у нас там? Любитель перебирает в памяти все сделанные им снимки и обнаруживает, что у него на двенадцати кадрах тринадцать снимков! На другой день он бежит смотреть на них, проявленные и отпечатанные. Ну, как вышло? кричит он уже с порога. Прекрасно, отвечает продавец, озаряясь покровительственно-ободряющей улыбкой. Почти все удачно; только восемь или девять чуть-чуть не того, туманно. Счастливый создатель снимков перебирает их один за другим дрожащими руками. А... на этом вот ничего не видно! Пустяки. Вы забыли поднять задвижку, говорит продавец. Ага. А этот... этот удачный, только... только чуть-чуть перекошен. Немножко на резкость не навели, успокаивает продавец. Ага... А у этого верхняя половина черная. Отчего это? Плохо подняли задвижку. А вот совсем черный! Это ничего. Видимо, оставили открытым объектив. Ага. А это что такое, скажите, пожалуйста? Это? Это вы на одну пленку два снимка сделали. Ага. А почему вот здесь Иозеф Мах (1) так страшно оскалился? Это улыбка, отвечает продавец тоном знатока. Но для первых снимков, сударь, изумительно удачно! IIIОдин из неисследованных законов оптики гласит, что обычно первые снимки выходят изумительно, но затем дело идет все хуже и хуже. Чем ты становишься опытней и твоя работа профессиональней, тем более хитрые ловушки расставляют тебе наводка на резкость и выдержка, смещение перспективы, фон, блеск очков и прочие оптические явления. Имейте в виду: фотография настоящий спорт; с нею связаны, во-первых, известное честолюбие и, во-вторых, отчаянный азарт. Это-спорт такой же волнующий, как охота на тигров или лотерея: то промах, то небывалое везенье, то несчастные дни, то целые фильмпаки, осененные благодатью; никогда не знаешь заранее, что будет. Я сильно подозреваю, что тут все дело в каком-то колдовстве или чуде, которое не зависит от нас и совершенно не в нашей власти. Может быть, оттого, что удачный снимок представляет собой нечто дарованное свыше, нечто сверхъестественное, автор его вправе без всякого стеснения им хвастаться. Я, например, никогда не бегаю и не кричу о том, какую изумительную книгу я написал или как мне удалась какая-нибудь статья; но в то же время без малейших колебаний вытаскиваю из кармана сделанную мной фотографию и громко требую от каждого, чтоб он подтвердил, что она у меня замечательно удачна и что он в жизни не видел такого снимка. Тут исчезает всякая скромность и благородная сдержанность самооценки: тут, милый, хвали, хвали меня, восхищайся моим талантом! Гордость фотографа по поводу удачного снимка чувство довольно сложное: человек с фотоаппаратом, с одной стороны, хвастает своим искусством и личным своим достижением, а с другой добивается похвал своему фотоаппарату и выслушивает их с довольной физиономией, как будто фотоаппарат составная часть его личного достоинства, чем доказывает, что авторское тщеславие составная часть тщеславия собственника. Но бойтесь другой гордости, которая человеку с фотоаппаратом не к лицу: гордости художника. Хороший фотолюбитель собиратель явлений действительности; подлинная прелесть его снимков заключается в неисчерпаемой красоте реальных предметов, воспроизведенных светом. Или очарование личного контакта. Портреты милых нам людей. Интимность воспоминаний. Все это гораздо более ценно, чем фабрикация картинок, похожих на нарисованные, имитирование литографии или офорта, погоня за настроением, светотенью и прочими живописными трюками. Если вы не дорожите и не способны любоваться простой, голой действительностью, лучше не устремляйте на нее своего объектива, которому самим господом богом положено правильно и отчетливо ее отражать (при условии, что вы не забыли сделать надлежащую наводку на резкость). Не менее своеобразно и отношение фотографируемого к сделанному с него снимку. Самый безропотный чувствует себя болезненно задетым, если лицо его вышло на фотографии недостаточно выразительным или на нем застыла какая-то глуповатая улыбка. И самый отъявленный скептик радуется, видя, что лицо его приобрело на фотографии серьезное, глубокомысленное выражение, отмечено печатью мужественной красоты. Я думаю, дьявол и тот очень огорчился бы, если бы его фотокарточка выдала все его безобразие и ту низкую роль, которую он играет во вселенной. Отсюда ясно следует, что каждый человек относится к самому себе с нежностью и даже с уважением; что он хочет быть красивым, ярким, способным вызвать любовь с первого взгляда. Есть люди, которых прямо терзает страх, что они никогда не выйдут на фотографии так, как им хотелось бы. И вдруг иной раз получилось, что лицо их глядит со снимка милое, живое, интересное. Они долго с удовлетворением созерцают это свое лучшее я, потом вдруг разражаются: Послушайте, да у вас просто чудесный аппарат! 1930 также читайте[16.09.2024] [13.09.2024] [06.09.2024] [02.09.2024] |
по темеЗаперейменували!20. 09. 2024 | 08:59 , Олег Єльцов, ТЕМА Надутые ветром19. 09. 2024 | 09:25 , Алексей Кущ Руйнація економіки РФ почнеться в 2026 році. Нам треба протриматись: соціолог Євген Головаха, ч. II18. 09. 2024 | 09:44 , Артур Гор
19 сентября 2024
18 сентября 2024 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |