ТЕМА

С Дурдинцом в голове

06 мая 2005 | 16:29 , Сергей Викторов

Можно себе представить, чтобы в ведение Национального бюро расследований попадали добыча полезных ископаемых, транспорт, торговля, туризм и фармакология? Трудно. Однако кое-кто спит и видит, чтобы эта структура оформилась именно таким образом


Не так давно автору этих строк довелось побывать на экспертной конференции по случаю «торжественной реанимации» идеи создания очередного «ФБР made in Ukraine». Речь, как вы уже догадались, идет о Национальном бюро расследований, многострадальная история которого тянется аж с 1994 года. Общество на конференцию и впрямь собралось видное. Но вот прозвучавшие «мудрые мысли» вызывали уже куда менее благостные ощущения

То есть про организаторов форума ничего плохого, конечно, сказать нельзя. Украинский Центр экономических и политических исследований им. Александра Разумкова в буквальном смысле провел «интеллектуальную мобилизацию», действительно пригласив всех, кто хоть мало-мальски смыслит в «истории и теории НБР». Остальные вопросы организационно-материального обеспечения тоже были решены «на уровне, приличествующем месту встречи» (происходившей в «Президентотеле «Киевский»).

Но, увы, тщательно подобранные папки с рабочими материалами и прекрасный набор вин «постконференциального» обеда лишь рельефнее высветили очевидный факт: интеллектуальная продуктивность экспертного мероприятия не может быть выше интеллектуальной продуктивности самих экспертов. По крайней мере, тех, которые задают на этом мероприятии тон.

А здесь сразу возникли серьезные проблемы. За редким исключением выступавшие старшие и высшие офицеры - штатные борцы с организованной преступностью (преимущественно те, от услуг которых благодарная Родина решила отказаться) -дружно славили выдающиеся организационные таланты Василия Васильевича Дурдинца (что само по себе говорит о многом). И все время норовили наступить на те же грабли, которые привели к подзабытому уже фальстарту НБР «образца 1997 года».

Слова из отчета Александра Давиденко звучали, как сладкая музыка: «Была разработана четкая структура ведомства, которая обеспечивала эффективное взаимодействие всех его многочисленных служб и подразделений Проделана огромная работа по созданию необходимых условий для работы личного состава Нам был передан целый военный городок в центре г. Киева на Печерске, состоящий из десятка больших корпусов, боксов для транспорта, множества различных хранилищ, АЗС и других нужных объектов Были решены вопросы финансирования и выделены реальные деньги».

На фоне этой благостной картины как-то забывалось о том, что НБР «системы Литвака-Дурдинца», проработав два с половиной года и получив «реальные деньги», разместило в «боксах и хранилищах» на Печерске аж 300 сотрудников (эффективность подбора кадров была столь «высокой», что за доукомплектованием «расследователям» пришлось обращаться даже в Министерство информации Украины в такие «оперативные подразделения», как общий отдел (канцелярия) или отдел регистрации и статистики печатных СМИ. В результате они (сотрудники) не сделали ровным счетом ни черта, только загрузив другие органы государственной власти и управления огромным количеством пустопорожних бумажек - включая постоянные требования «забезпечити позитивне висвітлення (так в конце 1990-х назывались будущие темники) деятельности Бюро.

И вот теперь предлагается повторить все по новой. Одинокие голоса Владимира Стретовича и некоторых других выступающих на предмет, что элитная служба не может сразу создаваться со штатом в тысячи сотрудников, обвешанная корпусами/хранилищами/автозаправками, и иметь разветвленную иерархию, включающую должностных лиц, которые будут носить звания до эквивалентных генералу армии включительно (!), явно тонули в хоре «энтузиастов», ожесточенно доказывавших, что нам нужно именно такое НБР: большое, красивое, разветвленное (за счет чего оно при этом сможет оставаться мобильным и некоррумпированным, так никто и не объяснил).

Чувствовалось, что многих ветеранов милицейских спецслужб интересовала не столько борьба с организованной преступностью, сколько Структура. С городками, гаражами, боксами, штатами и званиями. А уже потом - противодействие ОПГ/ОПС («организованные преступные группы» и «организованные преступные сообщества» соответственно), коррупции и пр.

Впрочем, на мотивы одного из главных лоббистов «реинкарнации» НБР - ассоциации ветеранов спецподразделений «Центр», - видимо, способен пролить свет уже сам круг интересов этого (и правда, весьма неординарного) «общественного объединения». В этот круг входит: добыча полезных ископаемых (!), транспорт, торговля, туризм, фармакология (наверняка, не аспирин), «обеспечение безопасности бизнеса» и даже услуги по «защите (интересно, каким образом?) торговых марок ведущих иностранных производителей».

Честно говоря, ознакомившись с перечнем интересов и кадровым составом ассоциации, возникло сильное желание попросить (по старой журналистской памяти) Юрия Луценко взять и ассоциацию «Центр», корпорацию «Центр» и кредитный союз «Центр» в максимально плотную оперативную разработку. Потому что когда бывшие убоповцы рвутся в горнодобычу и фармакологию, одновременно начиная лоббировать создание полностью автономной полицейской спецслужбы, это интересно уже само по себе

Говорят, что история повторяется дважды: один раз - как трагедия, второй как фарс. «Новое рождение» НБР, похоже, станет исключением фарс пошел по второму кругу. Если генерал-депутат Король и «просто депутат» Стретович не могут договориться даже по такому «стратегическому» вопросу, как название будущей структуры (НБР, по Королю, и СПК/«САПКА», то бишь «служба противодействия коррупции», по Стретовичу), то что уж говорить о вещах более важных? Нет, безусловно - слова имеют власть. Но не до такой же степени, чтобы засорять мозги парламенту и общественности «аббревиатурными диспутами»!

Далее, г-н Король полагает, что «в системе органа» (это не похабный намек, это из докладной записки) нужно иметь: главное управление, региональные и межрегиональные бюро. Закон Мэрфи требует: если есть структура - нужно заполнить ее работниками. Но где взять столько честных оперативных сотрудников (с учетом того, что комплектовать «НБР по Королю» придется из коррумпированного СБУ, еще более коррумпированного МВД и сверх всякой меры коррумпированной ГНА)? - Виктор Николаевич почему-то не объясняет.

С другой стороны, г-н Стретович (видимо, вконец отчаявшись найти в правоохранительных органах честных людей) предлагает штат своей «САПКИ»/СПК формировать только из служащих тех ведомств, которые ранее борьбу с коррупцией не вели (как будто в органах власти, не занимающихся «правоохранением», не берут взяток!). И подобный «консенсус» - почти по каждому ключевому вопросу.

Очевидно, что создадим мы новую украинскую спецслужбу по рецепту генералов-депутатов, бизнесменов-экс-полковников или политиков-специалистов по борьбе с коррупцией результат будет один, на свет появится ГУБОП-2 с правами СБУ. Т.е. организация настолько жадная и борзая, что усмирять ее аппетиты, чего доброго, придется индивидуальным предпринимателям при помощи индивидуального же арсенала. До чего доводить, по правде говоря, не совсем хотелось бы.

Опять-таки «общественная» горнодобывающе-фармакологическая корпорация бывших убоповцев у нас уже есть. Так нужно ли инициировать ее «клона» - да еще в увеличенном масштабе, «под государевой крышей» и на деньги налогоплательщиков?

При этом, если в предложениях милиционеров-депутатов и ассоциации-корпорации явно чувствуется (конечно, по чистому совпадению!) «бубновый интерес», то часть инициаторов создания/воссоздания НБР/СПК, возможно, вполне искренне желают победить коррупцию. Беда в том, что мыслят они чересчур масштабно. По крайней мере, для страны, где не то, что «150-200 подразделений» укомплектовать, а 150-200 честных и в то же время имеющих достаточную подготовку и опыт следователей найти - большая проблема.

Вообще говоря, по-здравому, для начала надо бы просто создать постоянную межведомственную оперативно-следственную группу, вменив ей в обязанность чисто полицейскую, без всякой «профилактики», борьбу с коррупцией среди должностных лиц, занимающих (как выражаются составители нашего УК) «ответственное и особо ответственное положение». Набрать в эту группу человек по 3-5 из СБУ, МВД, ГНА, следственного аппарата Прокуратуры (такое количество инициативных честных профессионалов, возможно, найти удастся). Дать ей офис (не на Печерске). И ничего больше (кроме полномочий) - никаких городков с ангарами и автозаправкой. Пусть поработает месяцев шесть. А потом уже смотреть: можно ли эту группу развертывать во что-то более серьезное?

Что же до законодательного обеспечения На первое время хватит даже не Указа, а распоряжения Президента, подкрепленного несколькими приказами по профильным ведомствам. Хотя одно исключение действительно должно быть в условиях, когда все правоохранительные органы страны уже давно содержат в себе явные признаки ОПС, поручать Прокуратуре Украины контроль за «командой полицей-терминаторов» нельзя. Поэтому через Верховную Раду нужно провести закон, как максимум - вводящий в Украине институт независимых прокуроров для специальных расследований, а как минимум - позволяющий иметь хотя бы одного (курирующего «группу спецрасследований») такого прокурора. Подотчетного исключительно Президенту и Верховной Раде и снимаемого с должности только в связи с истечением срока полномочий, «по собственному» или в порядке, аналогичном применяемому для импичмента.

Пока же участники поединка за конфигурацию НБР будут страдать «острым мегаструктурализмом», неизбежно будет получаться, как в анекдоте эпохи ранней независимости (тогда остряки утверждали, что герб Украины должен выглядеть следующим образом: «Кучма, обвитый Плющем, с Хмарой над головой и с Дурдинцом в голове»). Это в лучшем случае. А в худшем возникнет еще одно «государственное ОПС». На сей раз под вывеской «Национальное бюро расследований Украины». Неужели нам это надо?

«Обозреватель»



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Как нардеп Продивус руководил Ровенщиной и контролировал янтарные прииски

02. 09. 2024 | 09:10 , ТЕМА

Об этом криминальном герое доводилось писать в далеком 2014 году. Со свержением банды Яныка и подельников Саши-Стоматолога, контролировавших нелегальную добычу янтаря в Полесье, этот вид бизнеса остался бесхозным. Для передела собственности немедленно выдвинулся тогдашний БЮТовец Продивус с боевиками. Это была славная битва! А потом про янтарный беспредел возопил свежеиспеченный министр внутренних дел Аваков и добился-таки ввода в Полесье бойцов Нацгвардии. Бойцы завезли помпы, установили их в полковых палатках и начали мыть… Продивус был теневым хозяином Ровенщины. Об этом на записях Мельниченко докладывал Кучме еще министра Кравченко. Сегодняшний его статус неизвестен. Ссылку на нашу статью десятилетней давности приведем в конце текста, а начнем с фабулы недавнего решения суда по событиям того периода.

фототема (архивное фото)

© фото: .

Юлия Комиссарова

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: