ТЕМА

Кризис консерваторов

02 ноября 2006 | 09:17

аграрная украинская литература в меньшинстве


  В своем интервью на страницах газеты «Без Цензуры» (№43(188) от 26 октября 2006 года) знатный украинский консерватор от литературы и директор издательства «Смолоскип» Ростислав Сэмкив говорит: «В Украине начинается новая эпоха консервативного отношения к литературе и культуре в целом. То есть авангард 90-х выполнил очень серьезную задачу: пробил скорлупу, в которой все уже стали задыхаться. Но сегодня сами писатели, славившиеся немалым авангардизмом и радикализмом, начинают возвращаться к более консервативным жанрам».

Данное суждение вполне можно воспринимать как иллюстрацию текущего состояния отечественных культурных консерваторов. Ещё вчера все они были абсолютно уверены в своем доминировании на культурных полях, а сегодня говорят о наступлении некоей «Новой эпохи консервативного отношения». То есть за последние годы жизни украинской культуры молодое литературное хулиганье достигло важной стратегической цели авангард заставил консерваторов ощутить спровоцированное отчуждение. Их попросту вытолкнули с трона и довели до состояния маргинальности, при котором в разговоре о своем существовании и развитии им приходится признавать, что они оказались в ситуации, когда их время ещё не пришло, но вот-вот должно наступить.

По сути, подобная риторика является классической риторикой культурного меньшинства. С той лишь разницей, что авангард, апеллирующий к ней, изначально воинственен, а посему не пустословно констатирует, а вбрасывает ультиматум он реально готов выводить в бой зубастых обезьян. Консерваторы же никогда не боролись, а посему их разговоры не означают, что они собираются способствовать приходу своего концепта в короли, они лишь ожидают, что этот концепт победит по лишь им понятным, логическим причинам.

Безусловно, культура это раскачивание маятника, и за радикализмом непременно наступает консервативная тишина, которую позже сменит очередной радикализм. В таком случае, слова господина Сэмкива о приходе «Новой эпохи консервативного отношения» манифестируют невежество сегодняшних украинских консерваторов. Консерваторы законсервировались в банке. Только так можно объяснить их слепоту пред содроганием сегодняшнего дня, который все более захвачен желаниями нового, стремлениями к освежению; проявлением все более существенных и заметных авангардных практик.

Во-первых, хотелось бы знать кто же это такие украинские «писатели, славившиеся немалым авангардизмом и радикализмом»? Речь даже не о том, что в Украине пока нет, собственно, славившихся чем-либо писателей, но об абсурдности утверждения, что в этой стране вообще мог существовать какой-либо литературный радикализм (лишь футуристы, быть может).

Украинская литература извечно страдала аграрностью. Здесь не случался Пьер Гийота, Бенджамин Вайсман и Габриель Витткоп. Здесь не расцветали сады подлинной порнографии, не было плясок эстетствующего каннибализма средь детей, совращения малолетних инвалидов, оргищ священников во имя новых богов; не было, собственно, походов в извращенное запредельное. Даже местные геи-лесбиянки от литературы, в конце концов, оказались невнятным мерцанием традиционной тусклости. Что же могло быть в Украине радикального, если не было здесь Содома и Гоморры, не было уличных побоищ во имя поэзии, садомазохистских маршей, поклонения Верховному Трансвеститу и манифестов инцествующих националистов?          

Говоря об «украинских радикалах», господин Сэмкив все же дает нам несколько имен Жадан, Андрухович и Неборак. И всё становится на свои места. Очевидно, господин Сэмкив не видит разницу между культурным радикализмом и попросту качественной современной литературой. Все то, что не похоже на школьную хрестоматию, кажется господину Сэмкиву радикальным. А все потому, что ещё никто не сжигал его семью на кострищах авангардной революции, ещё никто не пытал его поэзией во влажных подвалах, никто не присылал ему телячью печень на Новый Год, никто не вступал с ним в однополую пляску эроса на шелковых простынях, покрытых текстами Герарда Реве или Алехандро Ходоровского.

Я не могу понять, полагаясь на какие факты можно манифестировать сегодня приход «Новой эпохи консервативного отношения», когда Украина переживает восход галерей современного искусства, открытие Центра Пинчука, рождение издательства «Буква и Цифра», интеграцию сетературы в реальный мир, инициацию проекта «Украинского Слэма», появления мускулов на теле поколения 2000 и т.д. и т.п.  

Быть может, господину Сэмкиву, который пропагандируют молодую украинскую литературу, очищенную цензурой от секса, мата и «антиукраинскости», хочется верить в то, что он и прочие, отброшенные на маргиналии культуры шакалы, скоро увидят приход желанной им «новой эпохи», но нам все же следует послать телячью печень господину Сэмкиву на Новый Год.

Анатолий УЛЬЯНОВ, "Проза"


Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Сиднейский музей полиции и юстиции

Конец 1930-х. Австралия. Фото с места убийства около железнодорожных путей.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: