ТЕМА

Химеры мэров

31 января 2007 | 11:40

Президент Украины Виктор Ющенко, поговаривают, недоволен отношением мэра столицы Леонида Черновецкого к Киеву как историческому, культурному и духовному центру, а потому намерен встретиться с ним, чтобы обсудить проблемы сохранения неповторимого облика Киева. Очевидно, в том есть резон. Ведь, как, например, сегодня считает известный киевский архитектор Николай Жариков, Киев, действительно, понес и продолжает нести большие духовные потери.


 Десятилетие правления Киевом Александра Омельченко бесславно закончилось 26 марта 2006 года, в частности, и потому, что киевлян убедили: та хаотичная, безудержная и эклектичная застройка Киева, доводящая горожан до истерик, до потасовок с инвесторами, до многолюдных пикетирований столичной мэрии, а самой уникальности города нанесшая непоправимый ущерб, то, прежде всего, - «заслуга» Омельченко. А потому - ату его, этого вечного прораба, изберем настоящего, а не липового патриота Киева и больше никто не будет отбирать у нас удовольствия наслаждаться прекрасным городом. Избрали. Что изменилось?

Жилой комплекс из двух высоток в Мариинском парке (Печерск, улица Грушевского, 9- а).

«Валить этот дом?! Да мы просто сделаем в Киеве землетрясение!» - сказал на своей первой представительной пресс-конференции после победы на выборах новый городской голова столицы Леонид Черновецкий. Но вердикт предыдущей власти вынес: дескать, за все, что натворил в Киеве Александр Омельченко, ему таки придется отвечать. Относительно же своей архитектурно-строительной  политики мэр сразу все точки над «і» расставил: «Какие я буду иметь отношения с теми, кто строил на головах моих избирателей?  Для меня важно не то, где возводят дом, а как к этому относятся люди. Если им заплатят по 100 тысяч долларов, предполагаю, что они согласятся с тем, чтобы рядом с их жильем что-то строилось. И что - мне идти против людей?..». Потом эти же сентенции мэром по-разному интерпретировались, но словесная суть оставалась неизменной. Именно словесная, так как в реальности... Самый ужасающий (в плане градостроительной политики) памятник власти прошлой – жилой комплекс по Грушевского, 9-а – одновременно и чуть ли не самый яркий пример того, какую силу имеет слово власть имущих: сегодня не только достраивают первый дом, а растет да и растет вверх вторая очередь!

Интересно: квартиры в этих элитных домах (стоимостью до 1,5-2  млн. долл.) раскупили большей частью как раз те, кому бы надлежало по служебным обязанностям первыми соблюдать законность (в частности, среди будущих новоселов упоминаются семьи народных депутатов, судей, высокопоставленных государственных чиновников).

К слову, Киевсовет с Омельченко (и, как потом уверяли некоторые тогдашние городские руководители, под давлением Президента Украины Леонида Кучмы) узаконили такие манипуляции с тем клочком особо лакомой земли в исторически-культурной зоне столицы, перед которыми даже меркнет талант Остапа Бендера! Решениями Киевсовета и подписями тогдашнего мэра столицы неприкосновенная по всем законам Украины земля была, наконец, признана не имеющей ни рекреационной, ни исторической, ни культурной ценности, а, значит - целиком пригодной разве что для возведения на ней домов...

Такими же фарсовыми покажутся нормальному человеку и метаморфозы с проектом комплекса: он неизвестно почему, как и при чьем содействии вдруг «возрос» до 22 этажей  вместо 15-ти запроектированных ранее! Более того, на днях бывший главный архитектор Киева и руководитель архмастерской «Архитектурный союз», проектировавшей комплекс, Сергей Бабушкин  сказал «Газете по-киевски», что никто ничего ни сносить, ни снижать не будет - первую очередь комплекса сдадут уже в этом году!

Впрочем, на днях сам Омельченко в беседе с автором возмущенно бросил: сколько, мол, вы будете попрекать меня этим домом, поинтересуйтесь-ка лучше, почему в общей сложности два этажа в доме занимают высокопоставленные служащие Секретариата Президента Украины?!  

Киевская крепость (Печерск, улица Рыбальская)

Историко-архитектурный комплекс «Киевская крепость» на рубеже 2006-2007 годов лишился сразу трех памятников архитектуры середины ХІХ века,  объединенных общим названием «Комплекс башни №5» и признанных памятниками национального значения - здания телеграфа и двух домиков для прислуги. Тяжелая техника ударно уничтожала киевскую историю даже в новогоднюю ночь! И все - ради возведения жилищно-офисного комплекса с подземным паркингом. Причем случилось варварство не без участия власти Черновецкого: в октябре 2006 года Киевсовет продал участок 1,59 га по улице Рыбальской, 24/16 компании «ЛВ-холдинг» для эксплуатации имущественного комплекса административных и хозяйственных зданий, а городская администрация распоряжением от 26 декабря 2006-го разрешила снести там нежилые помещения.

Правда, после боя замахали, было, руками и та же городская власть, и прокуратура, и Минкульт, и Комитет ВР по культуре… Но ненадолго.  Сначала киевская власть обнародовала информацию о создании ею комиссии, которая расследует этот случай. А чуть позже, в.о. заместителя мэра Киева Леонида Черновицкого Владимир Головач на пресс-конференции настаивал, что снесенные домики не были памятниками истории и культуры, о чем есть заключение Минкульта. А, значит,  компания  «Орга-Атлас», которая согласно  договору с «Лв-холдинг» и сносила здания, действовала в рамках закона - по решению Киевсовета и распоряжениям городской администрации. Так-то!

Однако же ни домика телеграфа (одного, кстати, из первых пяти киевских телеграфов, появившихся в городе в 1853 году и связавшими Киев с Москвой), ни двух исторических особнячков рядом, ни общей целостности комплекса уже не возвратишь...  

Олимпийский стадион (улица Красноармейская, 55)

Скандал вокруг застройки площади перед Национальным спорткомплексом «Олимпийский» (там возводится многоуровневый торгово-деловой комплекс) давно вышел на международный уровень и нанес ощутимый удар не только по имиджу Киева, но и Украины.

С одной стороны - негодование УЕФА, проверявшего готовность Украины  принимать футбольный чемпионат Европы-2012: застройка площади сводит на нет гарантирование  безопасности футбольным болельщикам, что, по международным меркам, расценивается вообще как нонсенс.

С другой стороны - негодование самых инвесторов строительства (при участии одной из самых крупных литовских фирм), которые буквально «зарыли в землю» уже несколько десятков миллионов долларов, поскольку, имея предварительно все разрешительные документы от городской власти, перманентно останавливают строительство - по решениям все той же власти. Дошло до того, что скандал стал предметом обсуждения между президентами Украины и Литвы!

Кстати, идея застроить площадь принадлежала самому, пожалуй, одиозному главному архитектору Киева Сергею Бабушкину, чья творческая мастерская имела отношение  и к разработке проекта застройки площади (там планировался целый микрорайон с несколькими небоскребами). Более чем 80-тысячному стадиону, в конечном итоге, отводилась незавидная роль - его просто... ликвидировали! Или, языком бюрократов, - переносили в другое место, куда-то на далекую окраину. А стадион, между прочим, сам по себе - памятник истории и архитектуры, едва ли не самое удачное творение известного зодчего Михаила Гречины. Этот первый в Украине объект такого типа, во-первых, должен был открыться 22 июня 1941 года (открылся, день в день, ровно через пять лет), во-вторых, он вошел в историю всемирной архитектуры. Но судьба стадиона, как и перспективы площади перед ним, и до сих пор окончательно не определена.

Новая власть, сменившая команду Омельченко, вообще заняла позицию равнодушия и выжидания, будто такой неординарный клочок центра столицы - и не Киев вообще. Правда, властные ошибки старается теперь «зарубцевать» Генпрокуратура: оттуда в Хозяйственный суд Киева направлен иск о признании незаконным строительства комплекса на предстадионной площади – слишком много нарушений законодательства, в частности, и по отводу земли, обнаружили надзорный орган.

Фуникулер (Почтовая площадь)

Одно из украшений Киева - фуникулер, соединяющий Подол с верхним городом уже в течение почти 101 года, сегодня трещит по швам. Вокруг него, с обеих сторон, продолжается застройка. Роскошный 7-этажный отель «Ривьера», который связывают с семейным бизнесом нынешнего лидера НДП Людмилы Супрун, вот-вот первых гостей будет принимать, а недавно, справа от фуникулера, вырос печально известный киевлянам своей вездесущностью зеленый забор и - засуетились за ним строители.  Поговаривают, близнец «Ривьеры» появится здесь уже через 1,5-2 года!

Грунты здесь неустойчивые, а потому любое строительное вмешательство в окружающую территорию - угроза и самому существованию этой уникального для Украины памятника, и тысячам киевлян и многочисленным туристам. Здания подъемника не выдерживают - трескаются. Фуникулер в прошлом году осенью уже ставили на незапланированный  ремонт – преимущественно, ради укрепления фундаментов и склона, по которому двигаются  вагончики. Кстати, земельный участок по адресу улица Сагайдачного 3-17, как узнал «Главред», был отведен еще властью Омельченко (2004 год) какому-то обществу «Эпоха-К» - для строительства, эксплуатации и обслуживание гостинично-офисного комплекса. Так что тоже – все законно…

Костел Святого Николая (ул. Красноармейская, 75)

У здания, равного которому нет в Киеве, у здания, к сооружению которого приложил свои талантливые руки знаменитый киевский архитектор Владислав Городецкий, - проблемы сродни тем, что и у киевского  фуникулера.  А именно: современная небоскребная застройка кругом плюс мелкое залегание метро под величественным зданием разрушают и стены, и фундамент костела, они пошли трещинами, кое-где  рука проходит! Еще костел страдает и от того, от чего страдает дитя, у которого семь нянек: он якобы и минкультовский, однако на территории города, он - и культовое сооружение, и концертное, и он же - памятник истории и культуры... Но на деньги для перманентных ремонтов, которых требует здание, возведенное еще в 1899-1909 годах, никто особо не раскошеливается.

Два года назад, когда храм уже едва на ладан не дышал, государство таки расщедрилось, но ремонт, который следовало бы завершить еще в конце 2005 года, до сих пор не закончился. Денег не хватило... Город давно умыл руки -  хотя именно ему надо бы компенсировать все те трещины, о которых здесь уже упоминалось. А государство, видно, само испугалось, что несколько миллионов гривен  и без того выделило на ремонт. И теперь стоит костел недоремонтированный, недокрашенный, без крестоцвета на одном из стрельчатых шпилей - стоит и отпугивает серостью стен, як некий укор всем, а властям – в первую очередь, кои настолько охладели к родному городу. Ни Омельченко, ни пока что Черновецкий не считают, очевидно, делом своей мэрской чести трогательное отношение к в самом деле уникальных памяток, которыми, слава Богу, еще славится Киев. Пустить 5,5 млн. грн. народных денег из городского бюджета на празднование Дня Киева - это, оказывается, новому мэру по душе, а найти в том бюджете, денег из которого - девать некуда (сам Черновецкий так сказал), несколько сот тысяч на завершение реконструкции костела - это неподъемное дело? Жаль...

Архитектурные «мелочи» (дом на углу улиц Рогнединской и Красноармейской, «мансарда Кличко» на доме за Оперным театром по Богдана Хмельницкого, лаврская башня Ивана Кущника  и т.п.).

За время строительного бума, начавшегося почти одновременно с восседанием на столичном престоле строителя по образованию Александра Омельченко, Киев очень изменился. Можно было бы, без оглядки, сказать - оевропеился, «вилюднився», из провинциального города огромной империи превратился  в город современный, достойную цивилизованного мира столицу, если бы... Вот как раз эти «если бы» и не пускают нас с гордо поднятой главой в цивилизованный мир, выдавая отчасти «совковые», отчасти холопские, отчасти обезьяньи, а отчасти и варварские наклонности в восприятии и сохранении особого колорита Киева, доставшегося нам всем в наследство.

Политика так называемого уплотнения существующей застройки  (особенно в исторической и центральной части города), которая сегодня не только не развенчана, а и фактически приобретает еще более уродливые формы, эта политика разоблачает суть ее проводников - после нас хоть потоп! По крайней мере, известный киевовед Михаил Кальницкий, считает, что такая оценка современного киевского «зодчества» - справедлива. Это - и оценка тех творений, которыми, к величайшему сожалению, столица Украины «обогатилась» в последние 11-13 лет.

«Строительный бизнес и до Октябрьской революции давал в Киеве постоянные доходы. Постоянные – но не бешеные! Рентабельность держалась на уровне 4,5 %. Доходный дом за год мог дать его владельцу 10 % - считалось, что это успешное вложение денег», - рассказал Кальницкий.

Мы рассказали в этом кратком исследовании только о некоторых из таких «творений», которые изуродовали неповторимый киевский облик. А сколько еще настоящих градостроительных и архитектурных химер, поражающих своими безвкусицей, махровым купечеством, псевдостилем, эклектикой - мешаниной модерна и готики, барокко и классицизма, раннего конструктивизма и  «сталинских излишеств», сельской улицы и хай-тека - можно увидеть в современном Киеве! Нет уже домика на Воздвиженской улице, 10 на Подоле, где родился Михаил Булгаков - 10 лет стоял этот двухэтажный особнячок, разрушаясь. Никому дела не было! И вот какой-то толстосум наконец выхлопотал себе земельку под этим раритетом - в прошлом году раритет стерт с лица земли, а на его месте будет строиться... Да, да, все такой же пресловутый жилищно-офисный комплекс с подземным паркингом, от каких даже обычного киевского обывателя (о гостях столицы нечего и говорить - им скоро  никакой истории и красоты не достанется!) уже тошнит.

Тошнит и многих градостроителей - не только отечественных, и не только от безликих высоток. Например, профессор Лариса Скорик, известный архитектор, защитница памятников, рассказала, как ей было стыдно, когда показывали французским коллегам восстановленный Успенский собор в Киево-Печерской лавре.

«Французские архитекторы, с ужасом посмотрев на позолоченный псевдобарельеф  Успенского собора, сказали: «Господи, так этот собор - о котором мы столько слышали,  что это прекрасная вещь, что здесь такой белый барельеф на белых стенах – и как арабская кровать выглядит! Мы видим, что здесь везде позолота - арабская кровать, да и только!». Это, скажите, можно пережить, когда архитекторы с высоким вкусом смотрят на эту мишуру и комментируют наши «достижения» в восстановлении памятников? Да и вообще, назовите мне хотя бы одно построенное сооружение без подделок под так называемую старину. Нет таких! Сплошное искажение памятников архитектуры. Даже на Успенском соборе не удержались от ужасного соблазна!» -  негодует известная киевлянка.

А еще есть в Киеве «вазочки, цветочки и барышни», которыми изукрасили, будто будуарчики куртизанки, немало отреставрированных зданий в центре Киева – в частности, на зданиях вокруг района Бессарабки.  Причем часто этих «украшений» и не разглядеть попервах (как на доме на углу Рогнединской и Красноармейской) - голову надо хорошенько  задирать, но уж как задерешь!.. Знаменитые наши боксеры  Кличко (старший Виталий теперь еще и политический деятель, советник Президента Украины, депутат Киевсовета, лидер фракции), по мнению той же Скорик, например, увековечили себя (может, и против своей воли) мансардой на  реконструированном ими доме по улице Богдана Хмельницкого, прямо напротив Оперного театра. Мансарда, теперь ее иначе, как именем  Кличко и не называют, исказила исторический дом, дотоле очень красивый и элегантный, тоже, в первую очередь, всяческими архитектурными излишествами.

А как «мозолит» глаз некогда изящная с белыми колоннами видовая площадка чуть ниже здания филармонии, на Владимирском спуске, откуда начинается знаменитая «лестница на Центральный пляж».  Несколько сотен ступенек, ведущие на набережную Днепра, к памятнику Магдебурского права, давно обветшали до такого состояния, что вход на них решили просто забить нетесаными досками, обкрутить ржавой проволокой и – так и оставить вот уже который год! А несознательный праздногуляющий элемент еще и усугубил все – написал там «гадости». Помнится, не раз витали в городе разговоры об осовременивании сего живописного уголка, вплоть до обустройства здесь своего рода посадочной станции уникальной для столицы дороги – наклонного эскалатора-тревелатора, с комфортом доставляющего народ с верхнего города в нижний и наоборот.

Но увы! Ни прошлой, ни нынешней власти этот уголок своим жутко непрезентабельным видом, похоже, глаза не мозолит, хотя он хорошо виден с очень оживленной проезжей части Владимирского спуска и, очевидно, тысячи раз давал поводы тем же гостям Киева неприятно удивляться.  

Зацепили новоявленные хозяева жизни и  воистину святые места - скажем, Лавру: под боком так называемой башни Ивана Кущника примостился... ресторанчик. Поговаривают, что к его функционированию имеет отношение ни кто-нибудь, а сам главный хранитель исторической среды Киева Руслан Кухаренко, в прошлом году, к слову, исключенный из Союза архитекторов своими же коллегами.

...В 1903 году киевский архитектор Владислав Городецкий построил себе дом. Необыкновенный дом - с использованием нового на те времена материала цемента, из которого были вылеплены десятки экзотических скульптур и скульптурок  на темы старинных мифов и охоты (Городецкий был азартный охотник, охотился даже в Африке!). Неоднозначно, как свидетельствуют архивы, восприняли творение архитектора в городе, хотя здание вызвало такой ажиотаж среди мещан и гостей! Дом и до сих пор называют домом с химерами, но эти химеры продолжают поражать и восхищать, они – обязательный пункт в маршрутах всех, без преувеличения, туристов. Жаль, но Киев времен независимости поражает другими химерами...

Любовь Федорова, «Главред»



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Кирилл Привезенцев

Британский блокнот. Она едет в клуб.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: