ТЕМА

Всем бояться! Грядет реформа правоохранительных органов

07 февраля 2007 | 09:02 , Олег Ельцов, "ТЕМА"

Ахтунг! Глава державы синициировал реформу правоохранительных органов в соответствии с европейскими стандартами. Концепция мудрецов с ул.Банковой предполагает гиперреволюционные перемены: изменение законодательства, принятие нового Кодекса, кардинальное изменение полномочий силовых ведомств Невозможно представить какое количество преуспевающих чиновников лишится насиженных мест, секретарш, авто, сколько коррупционных схем поламается Впрочем, паниковать рано. Ситуация может проясниться 9 февраля, когда в Секретариате Президента состоится заседание Национальной Комиссии по этому вопросу с дальнейшим вынесением на рассмотрение СНБО.


Из секретариата Президента выпорхнул уже третий с 2005 года вариант предложений по реформированию криминальной юстиции и системы обеспечения правопорядка в стране. Подписано главой Секретариата Балогой. Солидно! Естественно, что функция главы Секретариата ограничивалась проставлением под документом подписи высокопоставленного вельможи. Можно лишь строить предположения, кто разрабатывал Концепцию возможно ее породили в недрах СНБО под предводительством Гайдука. Две предыдущих редакции Концепции были куда менее впечатляющи. Первая, разосланная во времена руководства СНБО Порошенко, являла сущую профанацию. Составлял ее очевидно человек, не представлявший впринципе сути предмета. Вторая в период руководства СНБО Кинахом приблизилась по своему уровню к дипломной работе выпускника Академии МВД. Нынешняя заставляет подозревать у безымянного автора отнюдь не шапочное знакомство с предметом реформирования. Теперь по сути.

Предлагается  глобально поменять досудебную процедуру деятельности органов дознания и следствия. В частности, заменить понятие уголовные преступления на уголовные правонарушения. Последние разделить на преступления и проступки. Первые карать лишением свободы, вторые компенсацией нанесенного ущерба, то есть, «бить рублем». Предусмотреть ответственность за проступок не только физической, но и юридической персоны. А привлечение к ответственности за допущение административных проступков предлагается вовсе вывести из юрисдикции судов. Как вариант рассматривается возможность принятия Закона про уголовные проступки.

Досудебное следствие следует упростить, расширить права потерпевшего, ужесточить условия предоставления санкции на арест. Судья и прокурор должны быть лишены права препятствовать выбору защитника и его участию в деле. Отменить практику направления дел на дополнительное расследование. Также предлагается ввести процедуру примирительного правосудия. Выдвигается идея создания уголовных судов и судов присяжных. Также может быть запущена система признания фактов, которые не оспаривают обе стороны дабы не тратить ресурсы на их проверку. Апеляционные суды будут действовать лишь как суды апелляционной инстанции, а суды первой инстанции следует лишить права оперделять судьбу апелляционных жалоб. Для рассмотрения жалоб в кассационном порядке рекомендуетсмя создать Высший уголовный суд. Прелагается также лишить прокуроров права возбуждать дела по вновь открывшимся обстоятельствам, передав эти полономочия судам.

Что касается органов досудебного следствия тут многим товарищам генералам впору хвататься за голову: все их благополучие и власть пойдут прахом. Прокуратуре как то и предписано Конституцией, отводится исключительно надзорная роль и функция поддержания обвинения в судах. СБУ делегируется загадочная функция «органа, ответственного за безопасность граждан, защиту интересов общества и государства». Впрочем, ниже в документе предлагается наделить главную спецслужбу страны функцией контрразведки и и расследования деятельности, направленной против конституционных основ государства.

Планируется отнять у налоговой милиции функцию досудебного следствия, оставив за ней единственно фискальную функцию.

Будет чем заняться отделам кадров, ибо предлагается переименовать следователей на расследователей готовь тысячи новых удостоверений и табличек. Следует усовершенствовать карьерную систему следователей и дознавателей, дабы гарантировать их процессуальную независимость.

Предлагается новая методика оценки эффективности работы  органов досудебного следствия. Ее основой должна стать статистика просроченных дел, число жалоб на нарушение прав подследственных, результаты социологических исследований об уровне доверия населения вобщем, все как на западе. Для усиления контроля планируется расширить возможности контроля со стороны общественных организаций.

Планируется провести демилитаризацию органов правопорядка, максимально возможно заместив людей в погонах гражданскими сотрудниками, расширить сотрудничество «органов» с общественностью.

Теперь конкретно по ведомствам. МВД может стать гражданским министерством, в котором органы милиции (полиции) будут лишь одной из его составляющих. МВД достанутся функции: охраны правопорядка, границы и дорожного движения. Таким образом МВД передадут функции Госкомграницы, а также Госинспекции на автотранспорте Минтранссвязи. Но и это не все. МВД достанутся пожарная охрана, защита от стихийных бедствий и гражданская оборона. Таким образом, ему передадут полномочия МинЧС и министерства по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы. Угрозыск и служба по борьбе с оргпреступностью будут объединены. Сюда же включат и налоговую милицию, которой лишится Налоговая администрация.

Пенитенциарная сфера за исключением охраны мест лишения свободы (эта функция достанется МВД), а также работа по регистрации физических лиц делегируется Минюсту.

Кроме того, буквально походя упоминается о создании единого следственного органа. Но что он должен собой представлять об этом ни слова. Прощай идея Национального бюро расследований, да здравствует антиконституционное следствие прокуратуры, МВД, СБУ!

А вот касательно пересмотра полномочий СНБО одного из последних оплотов власти Президента, в проекте троеточие. Что не удивительно: реформа продвигается Секретариатом Президента, а ее концепция, очевидно, вынашивалась в утробе самого СНБО. Так зачем собственноручно рубить сук, на котором сидишь? Поэтому эта структура в проекте вовсе не упоминается. Вместо этого читаем ни к чему не обязывающее: «Проведению других институционных изменений будет служить разработка Концептуальных основ деятельности системы органов национальной безопасности и обороны Украины». О сроках этой разработки, ествественно ни слова

Если вы еще не поняли, сколь грандиозные изменения нам предлагают, огласим их суть.

- принятие Закона «По внесение изменений в Уголовный кодекс» и Закона «Про криминальные проступки»;

- принятие нового Уголовно-процессуального кодекса;

- принятие нового Кодекса про админпроступки;

- принятие нового Закона «Про прокуратуру»;

- принятие нового Закона «Про Службу безопасности Украины»;

- принятие Закона «Про внесение изменений к Закону Украины «Про налоговую службу»;

- принятие нового Закона «Про оперативно-розыскную деятельность»;

- создание единого следственного органа;

- подготовка и реализация плана реформирования системы органов правопорядка.

 

Каково?! Если будет реализована хотя бы половина предложенных новаций, наша страна совершит олимпийский прыжок в сторону Европы. И только благодаря этому нынешнюю власть можно будет золотыми буквами вписать в скрижали украинской истории.

Увы, этим романтическим планам едва ли суждено сбыться. Аргументируем.

Первое. Украина государство с сформированной кланово-коррупционной структурой. Отечественная мафия могущественна и вряд ли победима. Все органы и ветви власти сплелись в тугой коррупционый узел, который невозможно перерубить. Те многочисленные структуры и их представители, благополучию которых угрожают предлагаемые реформы, не позволят нарушить их покой, сделают все возможное, дабы сорвать радужные планы.

Второе. Сегодня в стране отсутствует политическая воля и ее носители для реализации столь глобальных реформ.

Третье. Принципиально важным является то, что инициатива такой реформы исходит от Президента, а не от парламента или правительства. И одного этого достаточно для умервщления идеи на алтаре политического противостояния. Тенденции последних месяцев свидетельствуют: все инициативы с улицы Банковой имеют максимальное противодействие на улице Грешевского. Поэтому все чиновники, чьи интересы задевает вышеизложенная концепция могут спать спокойно.

 

 

   

 



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Как нардеп Продивус руководил Ровенщиной и контролировал янтарные прииски

02. 09. 2024 | 09:10 , ТЕМА

Об этом криминальном герое доводилось писать в далеком 2014 году. Со свержением банды Яныка и подельников Саши-Стоматолога, контролировавших нелегальную добычу янтаря в Полесье, этот вид бизнеса остался бесхозным. Для передела собственности немедленно выдвинулся тогдашний БЮТовец Продивус с боевиками. Это была славная битва! А потом про янтарный беспредел возопил свежеиспеченный министр внутренних дел Аваков и добился-таки ввода в Полесье бойцов Нацгвардии. Бойцы завезли помпы, установили их в полковых палатках и начали мыть… Продивус был теневым хозяином Ровенщины. Об этом на записях Мельниченко докладывал Кучме еще министра Кравченко. Сегодняшний его статус неизвестен. Ссылку на нашу статью десятилетней давности приведем в конце текста, а начнем с фабулы недавнего решения суда по событиям того периода.

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

Танец маленьких лебедей

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: