ТЕМА

Боделан готовил Одесский аэропорт к семейной приватизации?..

30 мая 2005 | 12:17 , АЛЕКСАНДР ОРЛОВ

В результате «хитрой» приватизации семья Боделана и приближённые лица завладели рекреационными землями, предприятиями, коммунальной собственностью Одессы. Конкурентов нещадно устраняли. Одесские СМИ живописали разворовывание рекреационных земель, а в это время оставалось не замеченным уворовывание земли Одесского аэропорта. На последней сессии городского совета депутаты «вспомнили» о крупнейшем одесском коммунальном предприятии «Международный аэропорт Одесса». Точнее сказать, вспомнил мэр Эдуард Гурвиц. Депутаты лишь нажали на кнопки и земли аэропорта вернулись в коммунальную собственность. Читайте интервью, подготовленное журналистом Александром Орловым с гендиректором КП «Международный аэропорт Одесса» Светланой Кобылянской и первым заместителем Виктором Коренюком.


СПРАВКА

Коммунальное предприятие образовано на основании распоряжения Одесского городского головы от 25.08.1999 года №943-01р О создании коммунального предприятия Международный аэропорт Одесса, в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Украины от 03.08.1999 года №768-р на базе целостного имущественного комплекса государственного предприятия Международный аэропорт Одесса, переданного в коммунальную собственность города Одессы.

Государственное предприятие Международный аэропорт Одесса создано вследствие реструктуризации Одесского объединённого авиаотряда путём выделения имущества аэропорта по состоянию на 01 июля 1999 года. Авиакомпания Одесские авиалинии осталась в государственной собственности.

Светлана Кобылянская: 28 апреля 2005 года произошло историческое событие. Коммунальное предприятие Международный аэропорт Одесса получило в постоянное пользование 562,16 гектара земли. Эти земли разбазаривались Русланом Боделаном. Теперь границы аэропорта восстановлены и нас уже не выбросят за территорию города. В этом первостепенная заслуга Эдуарда Гурвица.

Руслан Боделан всячески тормозил проводение технической экспертизы земли. В планы его семьи входила приватизация Одесского аэропорта путём корпоратизации и создания закрытого акционерного общества контрольным пакетом акций которого владеют инвесторы оффшорные компании боделановского клана. Проход инвестиционных вливаний призван был осуществлять Соцкомбанк, также принадлежащий его семье. Подготовить почву к семейной приватизации до 2010 года с этой целью у руля был поставлен Владимир Боделан.

Стратегическое положение Одесского аэропорта обуславливается его географическим расположением. Через него проходят многочисленные авиатрассы, соединяющие Европу со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Европы. Генеральный план развития Одессы предусматривал вынос аэропорта за пределы города, что являлось основным тормозом его развития. Это привело к тому, что ещё в 80-е годы все попытки министерства гражданской авиации по реконструкции аэропорта отклонялись.

Виктор Коренюк: Прежние городские власти виновны в том, что аэропорт Одесса находился в таком состоянии. Сохранился документ, на котором рукой одного из бывших городских руководителей написано Нецелесообразно!. Сегодня этот чиновник занимает высокую государственную должность. Так рука одного руководителя решает судьбу предприятия. И только прошедшая сессия горсовета впервые узаконила нахождение аэропорта, как юридического лица, в черте города. Это решение, действительно, историческое. Аэропорт был на грани продажи и только благодаря смене руководства города коммунальное предприятие Международный аэропорт Одесса осталось в собственности городской громады.

Александ Орлов: Расскажите о взаимоотношениях коммунального предприятия с прежней местной властью.

Виктор Коренюк: Власть не помогала нам работать, но и не мешала. Много лет шли споры по вопросу передачи земли в собственность КП Международный аэропорт Одесса. Всё это время предприятие находилось в двояком положении: землю не выделяли и каждый раз думали, куда бы нас перенести. И каждый год отрывали кусок земли аэропорта, и ещё кусочек земли, вплоть до того, что дальние приводы уже находились в частных строениях на которых выросли особняки.

Будучи в госсобственности до 1999 года, аэропорт получал льготы по налогу на землю до 70%. После передачи в коммунальную собственность мы исправно платили налог на землю, который составлял 3 млн. гривен в год. Мы оплачивали городские программы, помогали дескому оздоровительному центру, осенью передавали N-ную сумму городу на приобретение газа, гасили городские задолженности.

Александ Орлов: Какие участки и сколько гектаров земли украдено у предприятия, а значит у городской громады?

Светлана Кобылянская. От международного аэропорта Одесса в разные годы отрезаны десятки гектаров земли. На нашей территории строились гаражи, сараи, павильоны и др. сроки временных разрешений давно истекли, а строения стоят. По-большому счёту - это самострой. Земля раздавалась направо и налево: вдоль забора настроили курятников, все - без разрешений. На наших землях построены кооперативные гаражи. Всё дарилось. Вот, хочешь? - На, бери. Хочешь? - Ещё, на...

Александ Орлов: Вы можете назвать фамилии чиновников, дававших разрешения на незаконное отчуждение земли?

Светлана Кобылянская: Спайка Руслана Боделана с бывшим генеральным директором Анатолием Русаленко работала согласованно. Без устного или письменного одобрения Боделана не выходило ни одно распоряжение. Всё, что касается земельных участков, было подконтрольно только ему.

Александ Орлов: Вас назначили заместителем Владимира Боделана осенью 2004 года. В каком состоянии было хозяйство?

Светлана Кобылянская: Предприятие было в запущенном состоянии. Отсутствовал акт на право собственности или пользования земельным участком, на котором находится хозяйство аэропорта. Постановление Совета Министров Украины предусматривало перерегистрацию всех земель до 2002 года. Более двух лет мы занимались этим вопросом.

Работа по инвентаризации земли началась в 2002 году, но логически завершить работу долго не удавалось. Вовочке Боделану некогда было ходить на работу. Ругались с Боделаном, несколько раз он выставлял меня из кабинета. Добились одного: вынести вопрос по закреплению за аэропортом наших же земель на рассмотрение сессии горсовета. Два раза нас депутаты опрокидывали. Почему? Оказалось, у аэропорта хотели оттяпать ещё два участка земли. Один напротив маркета Таврия-Аэропортовский, а это несколько гектаров тополиной рощи.

Действовавшая схема отторжения и передачи земли проста. Предприятие находилось в подвешенном состоянии, т.к. официально наши земли не были юридически оформлены за аэропортом. Используя это, Русаленко передавал участок земли аэропорта в городскую собственность как ненужный, затем земля продавалась. Некоторые земли переданы в пользование частным структурам не пройдя через сессию горсовета и не имея необходимых согласований.

Виктор Коренюк: Приведу пример. По международным нормам территория аэропорта обязана отделяться забором. Аэропорт граничит с землями Овидиопольского района. По забору нашего предпрития проходит городская черта. За ней - земли распаёваны и находятся в частной собственности. Любой шаг и мы нарушаем Конституцию Украины. Проделана кропотливая работа совместно с институтом Одеспроект. Были проведены геодезические работы Все наши соседи должны были согласовать границы. В прошлом году, наконец-то, сделали это. А узаконить не могли, т.е. провести через комиссии горсовета и сессию для получения государственного акта на право пользования земли. По закону мы могли землю взять в долгосрочную аренду или постоянное пользование. Аренда же для нас не выгодна, так как горсовет имеет право постоянно пересматривать арендные ставки. А постоянное пользование - это, прежде всего, гарантии для потенциального инвестора.

Александ Орлов: С 5 по 18 апреля 2005 года контрольно-ревизионный отдел г.Одессы проводил проверку хозяйственно-финансовой деятельности вашего предпритяия. Через два дня генеральный директор Владимир Боделан написал заявление об увольнении по собственному желанию. С чем это связано? Если выявлены нарушения, вынесены ли по ним частные определения на имя прокурора города?

Виктор Коренюк: Внутренний голос подсказывает: что-то не чисто! Подача заявления об увольнении с поста генерального директора совпала с проверкой финансовой деятельности. Я ничего не знаю конкретно, могу лишь размышлять. Со временем появится больше фактов.

Конкретно? Строительство забора вокруг аэропорта... У нас есть часть территории, которая по международным сертификационным требованиям авиабезопасности обязана быть ограждена только бетонным забором. Фирма, которой аэропорт перечислил деньги для строительства забора яма. Привёл её господин Боделан. Часть работ выполнена, а часть денег исчезла. Прораб жалуется на отсутствие финансирования. Но деньги ушли за подписью главбуха и Боделана. Это факт неубиенный. Нет ни фирмы, ни денег. Этим вопросом занимаются компетентные органы.

Александ Орлов: В акте проверки сказано, что аэропорт, согласно договора, незаконно передал Балух И.О. (жена председателя арбитражного суда Валерия Балуха А.О.), представляющей интересы общественной организации Прибой, три строения на базе отдыха Полёт расположенной в курорте Грибовка. Однако по нему счета нигде не прошли...

Виктор Коренюк: Мне этот факт известен. Строения оплачены. Цена их около полутора тысяч гривен.

Александ Орлов: Предприятие заключало договора о совместной деятельности нарушая п.11.4 Устава предприятия, в котором сказано, что ...отчуждение средств производства производится исключительно на конкурсной основе (через биржи, на аукционе, конкурсе).... В Акте проверки знакомые одесситам фамилии: народный депутат А.Грановский, брат депутата горсовета М.Кауфман, др.фамилии. Что получается? Депутатство превратилось во вседозволенность, образовалась элита чиновников, их высокопарным выступлениям горшь цена.

Виктор Коренюк: По уставу мы не имеем право отчуждать основные фонды. В данном случае фонды переданы в совместную деятельность находясь на балансе предприятия. Нарушений нет. Но есть одно но.... Элементарный анализ деятельности СП показывает, что оно прибыльно. В СП переданы хорошие основные фонды, а эффект от их деятельности нулевой. За два года не получено ни гроша. Так, справшивается, зачем такая деятельность?

Александ Орлов: Ещё один интереснейший момент в Акте проверки VIP-зал. Фигурируют фамилии Грановского, Боделана, бывшего гендиректор Русаленко...

Виктор Коренюк: VIP-зал это Клондайк. Там передан кусок границы. Это часть пункта пропуска международного аэропорта Одесса, через который был выявлен контрабандный провоз 70 кг драгметаллов. Писать о VIP-зале я бы опасался. Вы заденете интересы влиятельных людей.

Аэропорт интересен обслуживанием пассажирских перевозок и грузоперевозок. А это клиентура с деньгами. Вот две точки, вокруг которых крутится интерес криминальных элементов и лиц, желающих поучаствовать в наживе. Это груз и складирование, граница, таможня, всё это, как вы понимаете, возможность контроля. Нарушений множество. Бывшее руководство закрывало на это глаза. Причина тому - долевое участие в частном предприятии.

Александ Орлов: Модернизация всего комплекса была окончена за счёт средств аэропорта в 2004 году. Руслан Боделан вояжировал в Цюрих, Австрию, вёл переговоры с представителями компаний Турции, Арабских Эмиратов, Саудовской Аравии, широко рекламировались переговоры с немецкой и французской стороной, даже индонезийской... Горисполком внёс реконструкцию аэропорта в план развития социальной сферы Одессы на 2002-2006 годы. Истрачены миллионы на командировки, не смолкают разговоры о реконструкции, а дело стоит. Почему?

Виктор Коренюк: Все проекты и бизнес-планы, которые выполняли иностранные фирмы на предмет комплексной реконструкции, неизбежно наталкивались на срок окупаемости проекта. Объём отправок пассажиров и стоимость реконструкции не стыковались. Так, для уменьшения срока окупаемости, отправки должны составлять не менее 700-800 тысяч пассажиров в год. На время переговоров они составляли не более 100 тыс. пассажиров. Это проект капиталоёмкий, а увеличение отправок медленное - 10-14% в год, а в 2004 году - 17%. Это приводило к тому, что потенциальные инвесторы теряли интерес к комплексной реконструкции аэропорта и взлётно-посадочной полосы.

Александ Орлов: Что тормозит развитие инфраструктуры аэропорта?

Виктор Коренюк Один из важных факторов: до 1999 года предприятие находилось в госсобственности, а земля - в городской собственности. Это приводило в замешательство потенциальных инвесторов. Без собственника земли ни о каком развитии аэропорта, находящегося в госсобственности, не могло быть речи. Кабмин передал аэропорт в собственность города, дав возможность городской власти решать проблемы, вести переговоры с инвестором, заинтересовать его и привлечь капитал. Однако этого не произошло. Городской бюджет, естественно, капиталоёмкий проект не потянет. Аэропорт таких денег тоже не имеет. Надо было искать новые формы инвестирования. Например, поэтапную реконструкцию с привлечением украинских инвесторов, иные источники финансирования.

Александ Орлов: Какими видятся перспективы предприятия?

Виктор Коренюк: У =новой старой власти Одессы есть опыт изучения рынка. В бытность городским головой Эдуард Гурвиц детально изучил возможности аэропорта и перспективы его развития. В 1995 году я был в составе делегации Одессы в Мюнхене. Горисполком вёл переговоры с Даймлер Бенц-Айроспейс. Дочернее предприятие этой фирмы ДАЗА практически начинало реконструкцию второй взлётно-посадочной полосы аэропорта. Немецкие специалисты изучали привлекательность нескольких аэропортов Украины. Остановились на Одессе. Параллельно с перспективами развития нашего аэропорта изучали аэропорт Борисполь, которому и было отдано предпочтение. Хотя, при хорошем лоббировании, таким аэропортом мог стать аэропорт Одесса. Однако, в силу того, что руководство в городе поменялось, проект заглох. Поэтому я могу подчеркнуть нынешнее городское руководство имеет большой потенциал. Надо правильно выбрать стратегию поэтапного привлечения инвесторов. Ими могут выступать американские компании. Но были случаи, когда европейские инвесторы, защищая интересы своих стран, не были заинтересованы в развитии одесского аэропорта. Примером может послужить встреча в 1995 с господином Бернером, вице-президентом компании Айроспэйс. В беседе было сказано, что немецкая сторона не очень заинтересована в развитии международного одесского аэропорта, как крупного транзитного порта, т.к. он может составить конкуренцию аэропортам Мюнхену и Франкфурт-на-Майне. Наконец, комплексная реконструкция аэропорта может быть осуществлена только при лоббировании из Киева.

Александ Орлов: Вернёмся к главному вопросу. Почему на протяжении нескольких лет предприятие не могло юридически оформить право собственности на землю?

Виктор Коренюк: Анализируя разговоры с Владимиром Боделаном, сопоставляя факты, ознакамливаясь с результатами ревизии, я понимаю, что власть Боделана желала оторвать от предприятия мыслимые и немыслимые участки земли. С этой целью тормозилось решение сессии горсовета. Мне несколько раз приносили различные планы отторжения земельных участков под застройку. Думали: отхватим кусок земли, протащим через сессию и всё... Мне приходилось объяснять ребяткам, что это не городская баня, а авиационное предприятие, здесь летают самолёты, а мы обязаны обеспечить безопасность полётов. Необходимо пройти согласования с государственным предприятием Укррух, в Державиаслужбе и Минтрансе. Лишь обеспечив этот порядок, можно вести разговор о выделении участка и строительстве. Я, один из немногих специалистов, кто мог рассказывать директорату такие вещи. Поверьте, делать это было трудно. Ну, кто я такой?... Один щелчёк и... бери шинель, иди домой. Я защищал интересы предприятия, буквально боролся за безопасность полётов.

Александ Орлов: Было давление?...

Виктор Коренюк: Я привык говорить аргументированно... Есть мэры и губернаторы, министры и президенты, но есть и аэропорт, где взлетают лайнеры с людьми и мы обязаны обеспечить им безопасность взлёта и посадки. Ошибки в нашей профессии это человеческие жизни. Был случай, когда в притык к взлётно-посадочной полосе решили строить торгово-выставочный центр и торгово-увеселительное заведение. Это происходило в конце 2004 - начале 2005 года...

Частенько вспоминаю 17 марта 1979 года, когда на взлёте разбился ТУ-104 номерной знак 42444, летевший из Внуково в Одессу. Погибли свыше 70 человек. Перед моими глазами старый аэропортовский клуб и завёрнутые в красную материю гробы. Этого я никогда не забуду. Приходилось это доказывать тем, кто пришёл растаскивать землю.

P.S.

В заключение хотелось бы поставить несколько вопросов человеку, который не принимал участия в беседе, но невидимо присутствовал во все время разговора. Итак, вопросы автора к Руслану Боделану, который сегодня недосягаем для прессы:

Русланом Борисович! С учетом вашего затянувшегося нездоровья, лишь несколько неотложных вопросов.

- Правда ли, что Вашему семейству принадлежит сеть супермаркетов Таврия, в том числе Аэропортовский?

- Сотрудники авиакомпании уверяют, что Владимир Боделан вывозил из Украины cash самолётами авиакомпании Таврия, в котором ваш клан имеет долю, в обратном же направлении шла контрабанда товаров на рынок 7 км. Так отмывают награбленное в Украине?

- Успела ли ваша семья продать компании, контролирующие одесские коммунальные предприятия?

  • Как объяснить Ваши декларации о том, что разговоры о бегстве из Одессы распускают недоброжелатели, а город Вы не покинете? Вы прячетесь где-то в Одессе?

Выздоравливайте, Руслан Борисович, поскорее.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Facebook

Доставка цветов Исилькуль dostavka-byketov.ru.
   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: