ТЕМА

Сила профессионализма

08 мая 2007 | 09:20

Как-то незаметно за неполный месяц цены на нефтепродукты в Украине подросли. Причем ощутимо. Самый ходовой бензин А-95 уже продается по 4,15 гривны за литр, хотя в конце марта он стоил 3,90 гривны. Ни много, ни мало 6,5% получается. Что же привело к этому? Осмелюсь предположить, что помимо объективной составляющей, которая представляет собой повышение стоимости нефти в мире, можно привести и ряд сугубо субъективных моментов, которые отнюдь не красят нынешнее правительство «профессионалов». Причем это - целая цепочка не самых удачных действий. Попробуем их изложить.


  
Во-первых, не оправдала себя схема так называемой «формулы», при помощи которой предлагали определять рекомендательную стоимость нефтепродуктов на АЗС. Помнится, в конце прошлого года «формула» была едва ли не топ-темой всех энергетических новостей. В итоге вышел очередной «пшик». Последний раз, экспертно-аналитическая группа по вопросам функционирования рынка нефти, нефтепродуктов и развития нефтеперерабатывающей промышленности собиралась еще 15 февраля, когда утвердила методику расчета экономически обоснованных розничных цен на нефтепродукты и формат информационного бюллетеня, в котором будут публиковаться такие цены. С тех пор этот орган не предъявил стране чего-нибудь нового и аккуратно перестал привлекать к себе внимание. Технично ушел в тень. Видимо, и сами поняли бесполезность своей «регулирующей ценовой деятельности».
 
В начале весны, как всегда, абсолютно неожиданно для правительства наступил период проведения весенне-полевых работ. На первый взгляд могло показаться, что рынок неплохо подготовился к этому. Если в феврале прошлого года общий объем бензина на рынке составлял 365 тысяч тонн, то в феврале нынешнего - 451 тысяч тонн. Ситуация в «дизельном» сегменте не изменилась - потребители получили 380 тысяч тонн топлива (столько же предлагалось в феврале 2006 года). В марте на рынке было предложено 450 тысяч тонн бензина и 500 тысяч тонн дизельного топлива. Данные за апрель пока неизвестны, но едва ли цифры будут сильно отличаться от мартовских. По оценкам Минагрополитики,  в апреле потребность аргопромышленых хозяйств возросла в 2,5 раза им было нужно 230 тысяч тонн. Нюанс заключается в том, что апрельские пол миллиона тон дизельного топлива это общее предложение по стране. А ведь его потребляют не только трактора и сеялки. То, есть спрос со стороны сельскохозяйственных предприятий на дизтопливо в апреле по сравнению с мартом увеличился в 2,5 раза, а объем предложения остался неизменным. Вот мы и увидели через динамику цен на нефтепродукты механизм работы закона спроса и предложения. Почему не подумали об этом власти предержащие? Вопрос, конечно, интересный.
 
Следующий очень важный момент. В середине марта крупнейшие операторы рынка нефтепродуктов обвинили правительство в невыполнении условий подписанного осенью прошлого года меморандума. Дело в том, что Кабмин без согласования с ними утвердил повышение с 1 апреля тарифов на транспортировку нефти по магистральным трубопроводам на 17-19,6%. Хотя на отдельных трубопроводах, например на участке нефтеперерабатывающая станция «Долина» - Дрогобычский НПЗ, тарифы выросли вообще в 3,7 раза. Действия правительства естественно подстегнули и без того уже  наметившийся рост цен на нефтепродукты.
 
Напомним, в прошлом году Кабмин уже пытался повысить эти расценки, однако после обращения компании ТНК-ВР к вице-премьеру А.Клюеву, в котором компания сообщила о возможной остановке принадлежащего ей Лисичанского НПЗ, инициатива Минтранса была отклонена. А вообще же, подобные действия Кабмина  - это невыполнение меморандума, подписанного нефтяниками и правительством в сентябре прошлого года. Дело в том, что в общем разделе меморандума есть норма, которая предусматривает предварительное согласование и рассмотрение на заседании экспертно-аналитической группы по вопросам развития нефтяного рынка и нефтеперерабатывающей промышленности Украины всех вопросов, связанных с развитием рынка. Вопрос о пересмотре тарифов на заседании экспертно-аналитической группы не рассматривался. Такие изменения, да еще и накануне посевной кампании, стали дополнительным фактором давления на цены нефтепродуктов.
 
Ко всему прочему эти действия правительства уменьшили конкурентные преимущества  украинских НПЗ по сравнению с импортом и привели к снижению объемов переработки нефти в Украине, следствием чего может стать дефицит нефтепродуктов. И вообще, у нефтяников действительно очень много причин для повышения цен на нефтепродукты. Правительство не выполнило ни одного обещания, взятого на себя в прошлогоднем меморандуме. Кроме того, Кабмин и Верховная Рада даже сделали несколько крайне недружественных шагов по отношению к нефтяникам ввели лицензирование рынка, установили льготы для производителей биотоплива, и вот теперь повысили тарифы на транспортировку нефтепродуктов. Цены на нефтепродукты к тому времени уже начали повышаться, а увеличение тарифов их только разогрело.
 
Предвидя острую реакцию со стороны нефтяников, правительство заявило, что будет применять санкции к производителям и поставщикам нефтепродуктов в случае, если во время посевной кампании будет наблюдаться стремительный рост цен на топливо - об этом заявил вице-премьер-министр по вопросам сельского хозяйства В.Слаута. Это стало очередным нерыночным действием исполнительной власти, способствовавшим разрушению хрупкого равновесия на рынке нефтепродуктов Украины.
 
Дальше случилось непредвиденное Указ Президента от 2 апреля. Почувствовав нестабильность, производители нефтепродуктов сделали достоянием гласности любопытные данные -  задолженность государства перед ними по возврату НДС составляет 276 миллионов долларов. Нефтяники даже пообещали остановить нефтепереработку, если государство не начнет возвращать долги. Какие несознательные в нашей стране все же нефтяные компании требует погашения НДС, шантажируют правительство! Ни для кого не секрет, что система несвоевременного возврата НДС это основополагающий элемент «успешной» финансовой деятельности первого вице-премьер-министра Н.Азарова. Только благодаря ей, а также переплатам авансовых платежей по налогу на прибыль, и удается «сводить» бюджет. После того, как мы узнали, какой объем оборотных средств оказался «замороженным» у нефтяников, сложно удивиться повышению цен на нефтепродукты. Более того, странно, что оно носит всего лишь «ползучий», а не лавинообразный характер!
 
По ходу дела замечу, что экспортная пошлина на российскую нефть с 1 апреля 2007 года была понижена до 156,4 долларов за тонну, что по идее должно было удешевить нефтепродукты в Украине. Напомню, что до 1 апреля экспортная пошлина на нефть в России составляет 179,7 долларов за тонну. На этом уровне она была установлена с 1 февраля 2007 года.
 
Отдельное внимание хочу уделить теме, которая наряду с пресловутой «формулой» тоже длительное время была гордостью нынешнего правительства. Читатели, наверное, уже догадались - речь идет о том, что создание стабилизационного фонда нефтепродуктов, с помощью которого правительство собиралось корректировать рыночные цены, откладывается на неопределенный срок. Проблема-то смешная -  проверка госпредприятия Укртранснефтепродукт показала отсутствие у нее мощностей для создания госрезерва. Надо же полгода говорили о планах создания резерва, проанонсировали его, а потом выяснилось, что хранить нефтепродукты негде.
 
Впрочем, разговоры на эту тему продолжаются. Министерство топливо и энергетики  начало переговоры о привлечении компании ЛУКОЙЛ-Украина к восстановлению мощностей Укртранснефтепродукта. Для восстановления мощностей Укртранснефтепродукта на первоначальном этапе необходимо около 160 миллионов долларов. Согласие «ЛУКОЙЛа» инвестировать в восстановление мощностей Укртранснефтепродукта скорее всего, означает, что правительство гарантировало компании некие уступки. ЛУКОЙЛ экспортно-ориентированная компания, и поэтому скорее всего будет инвестировать в проект в обмен на льготы при транспортировке своей продукции в системе нефтепроводов Уктранснефтепродукта. Понятно, что в первую очередь от этого пострадает государственный бюджет.
 
Отдельно стоит остановиться на теме выбора НПЗ, который будет перерабатывать нефть в нефтепродукты для резерва. Так, госкомпании «Укртранснафта» не удалось найти общий язык с «Укртатнафтой», а потому нефтепродукты для стабилизационного фонда будут производиться на Лисичанском НПЗ. «Укртранснафта» и «ТНК-ВР Украина» подписали договор, который предусматривает возможность переработки на мощностях Лисичанского НПЗ до 1,2 миллиона тонн сырья год. Финансовая сторона вопроса выглядит невесело - для закупки нефти с депозитов «Укртранснафти» были сняты 40 млн. долларов, предоставленных в виде кредита агентством Merrill Lynch под 7,5% годовых. Процент для мирового финансового рынка не маленький. Весь же проект (закупка, переработка 1,2 миллиона тонн нефти и хранение готовой продукции) потребует 140 миллионов долларов. Пока абсолютно не понятно, кто будет инвестировать в этот проект, коммерческая перспектива которого сомнительна (если вообще она есть).   
 
Интересен и вопрос собственно выбора партнера для создания стабфонда нефтепродуктов. Помимо «ТНК-ВР Украина», в Украине стабильно работают еще как минимум три завода, способные переработать существенные объемы нефти. И, прежде всего это Кременчугский НПЗ, принадлежащий «Укртатнафте». Около трех месяцев велись переговоры, но «Укртранснафте» не удалось договориться с представителями этого предприятия. Причины назывались разные, но, скорее всего, отсутствие договоренности связано с продолжающимися уже несколько лет судебными разбирательствами между «Укртранснафтой» и «Укртатнафтой». Видимо, последняя боролась за право перерабатывать нефть для резерва, но первая хотела «привязать» к этому вопрос погашения долга «Укртатнафты» перед «Укртранснафтой», сумма которого составляет около 56 миллионов гривен.  
 
Еще одной загадкой являются сроки выполнения контрактов, а точнее, сроки и период закладки горюче-смазочных материалов в резерв. Удивляет период закладки ГСМ в стабилизационный фонд - когда посевная в разгаре и цены на нефть и нефтепродукты вот-вот достигнут своего пика. В результате можно предположить, что финансовое положение  «Укртранснафты» будет под большим вопросом. Не учитывая, конечно, того момента, что кредиты и контракты с «ТНК-ВР Украина»  могли быть гарантированы государством. Интересно, что будет, если этот кредит вернуть не удастся? Кроме того, аграрный сектор, на поддержку которого рассчитано данное соглашение, тоже вряд ли ощутит на себе благотворное влияние стабилизационного фонда, поскольку закупка производится по рыночным ценам, а предприимчивые трейдеры в преддверии «высокого» сезона уже «раскачали» после зимней спячки крупнооптовый сегмент, за которым потянулся и весь нефтерынок.
 
Вполне вероятен и интерес «ТНК-ВР Украина» в части реконструкции Лисичанского управления магистральных нефте-продуктопроводов за счет государственных средств. На этом объекте практически ничего не осталось: все трубы выкопаны, а из 16 резервуаров для хранения нефтепродуктов осталось только четыре. Долг предприятия перед кредиторами составляет около 17 миллионов гривен.
 
И напоследок про объективный фактор. Специалисты утверждают, что украинский розничный рынок нефтепродуктов начинает ощущать изменение динамики мировых цен на нефть с полуторамесячным временным лагом. Как раз на международных биржах нефть начала повышаться в цене с начала марта. То есть, ощутить произошедшее за этот период увеличение цены с 52 до 68 долларов за баррель нам еще предстоит. И «профессионалы» из Кабмина этому не помешают они и там, где могут сделать что-то полезное, делают все наоборот. 
 Петр Сквозняков



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Сергей Долженко

День Киева

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: