ТЕМА

Судья КСУ Степан Гавриш: «Ющенко договаривается с Тимошенко, но ему комфортно с Януковичем»

16 мая 2007 | 09:03 , Янина Соколовская, для "ТЕМЫ"

фото Олега Ельцова

Cегодня, президент Ющенко и премьер Янукович должны согласовать дату досрочных парламентских выборов. Законны ли они, сейчас решает Конституционный суд. Уволив трех его представителей за нарушение присяги, Ющенко назначил на их место одного - Степана Гавриша. Известный юрист, он фактически стал посредником между «оранжевым» и «синим» политическими лагерями. Гавриш - о том, какие события произойдут в Украине в ближайшее время и как они повлияют на отношения с Западом и Россией.


 

- Считаете ли вы роспуск Рады спонтанным событием или Ющенко к нему готовился заранее?

- Все происходящее-естественный ход истории. Идет реформа, соответствующая вызовам этого народа. Мы оригинальны с исторической точки зрения и потому не можем имплантировать европейские модели. Мы пытались это сделать несколько лет назад, уцепились за лоскутное одеяло, тянули его на себя. Мы изобрели систему институционных тромбов, которые заблокировали деятельность власти. Она престала быть единой, появились два ее центра - президентский и премьерский.

Я был одним из авторов конституционной реформы и хорошо знаю ее алхимические свойства. Национальный философский камень не получился,  реформа провалена, переход к парламентско-президентской системе власти не состоялся. Мы ушли от президентской системы, не дошли до парламентской, остановились посредине мощной реки.

Парламент не стал центром дискуссии о национальной идеологии. Он вообще деидеологизирован.  В этой ситуации центром политических решений стало правительство. Мы сформировали премьерско-президентскую страну. Это уникальный и опасный прецедент, потому что эта форма правления порождает самый жесткий конфликт президента и премьера. Проблема в том, что президент обладает исполнительной властью, назначает, увольняет чиновников, оспаривает акты законодательной власти, отправляет послания в Конституционный суд. Он вмешивается в законодательный процесс, потому что имеет право вето и роспуска парламента. Он влияет на судебную власть, потому что подписывает помилования и объявляет амнистии. Иначе президент не может гарантировать развитие страны: если правительство отказывается выполнять поручения Ющенко, он не может руководить.

Парламент стал швейной машинкой по сострачиванию деталей,  скроенных Кабинетом Министров. Начался неконституционный переход к премьерской республике. Ситуацию осложнили закрытые избирательные списки. Парламентариями стали охранники, личные телохранители известных депутатов, а также их повара. Я не говорю о том, что в политику прорываются кухарки. Они уже пришли и  присутствуют во всех фракциях.

- Ситуацию может исправить введение императивных мандатов?

- Попытка введения императивного мандата стала дискредитацией демократии и попыткой введения партийной диктатуры. Наши партии  непрофессиональны, у них нет политической доктрины, они каждый день предлагают новые идеи, которые категорически нельзя воплощать. Украина все это выдерживает только потому, что эти идеи не доживают до реализации. Императивный мандат становится губителем демократии,  а открытые избирательные списки - киллерами для лидеров. Я первый предложил законопроект об открытых списках. Я предложил лидерам выйти на площади  и начать дискуссии с гражданами. Если их изберут, если поставят на первое место - они действительно вожди. Если нет - просто удачливые менеджеры. В украинской политике много строительных материалов, прорабов и архитекторов, но нет строителей и управляющего. Единственный центр стратегического развития Украины перенесен в правительство. Кабинет Министров не может справиться с этой функцией. Все это привело к  тому, что Ющенко издал указ о роспуске Рады и поверг в шок огромный политический холдинг, создававшийся десяток лет.

-  Когда, по вашим данным, состоятся досрочные парламентские выборы?

-  До последнего момента обсуждаются три даты: 24 июня - 8 июля, 9 сентября и начало октября. Первый период называют «оранжевые силы», в особенности - Блок Юлии Тимошенко. Сейчас он на подъеме и хочет использовать шанс. Наиболее реален срок 9 сентября. Он предполагает пакет уступок, в который входят изменения закона о выборах, переизбрание Центризбиркома, а также отмена закона о Кабинете Министров,  который лишил президента права руководить исполнительной властью.

Об октябре говорит Партия регионов. До этого времени она, пребывающая у власти, успеет повысить электорату зарплаты и пенсии, укрепить свои позиции в обществе, создать электронный реестр избирателей Украины. Нужно не позволить использование в избирательной кампании «мертвых душ», в том числе - не разрешить голосование по паспортам семи миллионов мигрантов, работающих за границей Украины - это треть продуктивного электората страны.

В понедельник Ющенко должен подписать с Януковичем «Контракт о политической стабильности». До этого рабочая группа по преодолению политического кризиса будет затягивать заседания, не принимая никаких решений без совета с премьером Виктором Януковичем. Он же не предпринимает стратегическое действие без совета с олигархом Ринатом Ахметовым. Януковичу тяжело выдерживать единую линию, его курс колеблется. Если Ющенко увидит, что Янукович не готов к подписанию «контрактов», он примет  резкие решения вплоть до отставки правительства.

- Ющенко надеется получить поддержку в новой Верховной Раде? Но премьер Янукович заявляет, что коалиция снова будет не оранжевого, а синего цвета.

- Новый парламент будет технологическим, он долго не продержится, президент его снова распустит, чтобы провести вторые досрочные выборы. Это обусловлено тем, что уже в 2008 году Украина примет на референдуме новую конституцию. Ее появление необходимо, ее сейчас пишут политики и в Крыму, и в Карпатах. Главный вопрос Основного закона - какой республикой станет Украина: парламентской, президентской или президентско-парламентской. Переход к чистому парламентаризму невозможен, потому что на Украине нет профессиональных партий, идеологий, зато имеются огромные схемы теневой экономики, паралич судебной системы. Появление парламентской республики станет поводом для распада Украины.

Президентская республика также нереальна, потому что украинские политические элиты не позволят создание новой украинской монархии.

Мы вернемся к парламентско-президентской модели, которая сохранит политические функции правительства. Верховная Рада станет двухпалатной, чтобы уравновесить позиции большинства и меньшинства. К тому же у нас появится новое избирательное право. Я первым предложил в прошлой Раде систему открытых избирательных списков. Нынешняя схема с закрытыми списками не работает и привлекает в Раду людей, обслуживающих не общество, а политических лидеров. Появление императивного мандата в Раде невозможно, оно лишит депутатов права свободного выбора и волеизъявления.

- Сейчас Конституционный суд удалился с совещательную комнату. Он должен в течение месяца вынести вердикт о законности или незаконности роспуска парламента. К чему сейчас склоняются судьи, когда вы готовы вынести постановление?

- В суде ничего не происходит. Он недееспособен не потому, что президент уволил трех судей из 18, а потому что он за 9 месяцев не смог принять ни одного постановления.  Судьи нарушили присягу, не выполняя служебные обязанности. Фактически они показали, что не справляются с работой. Какое бы решение по указу Ющенко они ни вынесли, оно вызовет недоверие у половины общества. Суд обвиняют в коррупции, заангажированности. Он сформирован по политическому принципу и стал источником политического конфликта потому, что не может рассудить политических противников.

- Ранее вы были близки к «синему» лагерю, теперь вы в «оранжевом». Ющенко привлекает на свою сторону приверженцев Януковича?

- Раньше это была одна команда - Ющенко - Тимошенко, и все, кто сейчас в политике. Потом произошел тектонический сдвиг, украинская политическое плато раскололось, появились отдельные политические лагеря: «Наша Украина» Виктора Ющенко, Блок Юлии Тимошенко и Партия регионов Виктора Януковича. Сейчас они движутся навстречу друг другу. Ющенко предложил мне стать его стратегическим советником, он ведет диалог противоборствующих сил. Проблема в том, что Партия регионов - не высокая гора с одной вершиной. Вершин несколько, лидеров много. Этим «Регионы» отличаются от Блока Юлии Тимошенко, где лидер только один. Если Юлия уйдет, ее политическая сила исчезнет.

«Наша Украина» похожа по сути на Партию регионов. Там многие могут стать лидерами. Особо харизматический авторитарный лидер там невозможен. Глава партии - вопрос политического компромисса.

- Депутаты утверждают, что Юлия Тимошенко начала переговоры о создании в новой Раде парламентской коалиции не с «Нашей Украиной», а с Партией регионов. Она готовит объединение с политическими противниками?

- Было бы удивительно, если бы Юлия не пыталась с ними договориться. Она действует в двух направлениях: поднятие проходного барьера в Раду с трех до семи процентов и назначение ее премьером Украины. Если барьер поднимут, мелкие политические силы в парламент не попадут, его сформирует Тимошенко, Партия регионов и «Наша Украина». Так им будет легче договориться. Юлия исходит из того, что в основе всех действий Ющенко лежат его человеческие отношения с политиками. Тимошенко, высокоорганизованный лидер, использует партнеров как средство. Юлия и Ющенко - оба нестандартны и необычны. Их сотрудничество дает неожиданные результаты. Один из них - досрочные парламентские выборы.

- В «Нашу Украину» входят ультраправые политики, выступающие против придания русскому языку в Украине государственного статуса и сотрудничества с Россией. Насколько значимым может быть их влияние в новой Верховной Раде?

- Национал-патриотизм никогда не станет в Украине доминирующей идеологией.  Избиратель настроен на контакт с Россией. Отказ от него не найдет понимания в обществе. Украинский национал-патриотизм - миф, придуманный российскими политтехнологами. Такое направление украинской политики не одобрит Европа, в которую стремится Ющенко. Она понимает, что политические интересы Украины слишком сильно связаны с Россией, они должны быть долгими и прогнозируемыми. Проблема русского языка в эти отношения не вписывается, она на Украине фактически не существует.

-  Вы хорошо знакомы и с Ющенко, и с Януковичем. Как складываются их отношения, когда они не на публике?

- Ющенко и Янукович успешно общаются, они часто видятся, им комфортно в обществе друг друга. Ющенко делает умиротворяющие жесты и внимательно слушает, Янукович спокойно отвечает. Они - абсолютно разные  политические типажи. Ющенко - новое поколение украинской политической цивилизации. Янукович - совершенно другой человек, диалог с ним  возможен только по его инициативе. Ющенко ведет себя не как президент, а как внимательный собеседник. Он понимает необходимость реформы, которая создаст профессиональные парламентские партии. Ющенко не станет мешать этому процессу. Он партнерский политик, с ним легко работать.

- Общение Ющенко и Януковича поспобствует созданию новой Конституции Украины?

- Новую Конституцию нельзя принимать, пока  не произошла административно-территориальная реформа. Она должна сформировать новую программу развития регионов, дать новые рабочие места. 7 миллионов украинцев работают за границей, потому что они не нашли предложения на внутреннем рынке. Если регионов станет не 29, а 7-8, они создадут не только свои парламенты, но и свою систему трудоустройства. Изменится и налоговое законодательство, оно будет ориентироваться на местные особенности. Но эту реформу можно проводить только в условиях стабильной власти

Украинцев нельзя сломать через колено, у них спины гибкие. Работать с народом можно только демократическими методами. Парламент год у власти. Избиратели еще не забыли, что им обещали во время предыдущей кампании. Под новые выборы не стоит составлять новые программы, потому что прежние не реализованы. Единственное, что остается политикам - похвалиться тем, что сделали, повиниться за то, чего не успели.

фото Олега Ельцова



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

Словакия. Замок Списский град, занесеный в перечень исторических памятников, охраняемых ЮНЕСКО.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: