ТЕМА

Авторынок Украины: неимоверный подъем

14 июня 2005 | 10:36

Ниже скупой анализ цифр и динамики развития украинского авторынка, а также объемов продаж импортных автомобилей в нашей стране. Цифры завораживают. Прогнозы на год текущий заставляют сомневаться в их правдивости и радоваться за рост благосостояния некоторых украинцев. Вывод: жить в Украине становится лучше, сытнее, веселее. Особенно тем, кто контролирует этот бизнес (список прилагается).


Что имеем

В Украине действует свыше 15 предприятий, производящих и собирающих автомобили. Впрочем, значительную их долю составляют так называемые отверточники те, что с целью неуплаты налогов завозят авто в Украину поагрегатно, после чего прикручивают двигатели к кузову и продают под маркой Мэйд ин юкрэйн. Так получается намного прибыльнее (правда, при этом государство теряет сотни миллинов долларов в виде недополученных налогов). Впрочем, эта тема для отдельного исследования, которое мы обязательно подготовим в будущем.

Вцелом, крупные производственные мощности имеются на западе Украины (Львовский автозавод, Еврокар в Закарпатье, Луцкий автозавод, ОАО Стрый-авто во Львовской области). На востоке это Запорожский автозавод, Часовоярский ремзавод на Донбассе, новый производитель автобусов КАМАЗ-УТК в Харькове). В центре страны расположены Бориспольский автозавод, Черкасский автобус, Черниговский автозавод, Кременчугские автосборочный завод и АвтоКРАЗ. На юге Украины Херсонский автосборочный завод АнтоРус, Крымавтогаз, Ильичевское автосборочное предприятие ЗАЗа в Одесской области.

Кому принадлежит

Автопроизводства контролируют несколько крупных холдингов:

  1. Корпорация Укравто (Тариэл Васадзе)
  • ЗАО Запорожский автомобильный завод
  • ХП ХП Ильический завод автомобильных агрегатов ЗАО ЗАЗ
  1. Концерн Укрпроминвест (Петр Порошенко)
  • ОАО Черкасский автобус
  • ОАО Луцкий автомобильный завод
  1. Корпорация Автоинвестстрой (Дмитрий Святоаш)
  • СП Кременчугский автосборочный завод
  1. Корпорация Эталон, близкая к банку Аваль
  • ЗАО Бориспольский автозавод
  • ЗАО Черниговский автозавод на базе ОАО Черниговавтодеталь
  • ОАО Стрий-авто
  1. Группа Финансы и кредит (Константин Жеваго)
  • ДП Автомобильное произвоство КРАЗ ХК Автокраз
  1. Группа Сил-авто (братья Чуркины, РФ, бизнес в Украине на незаконном возврате НДС, соучредители Черноморской судостроительной компании, владеющей Николаевской малотоннажной верфью)
  • ОАО Львовский автобусный завод
  • ЗАО Львовский автомобильный завод
  1. Компания Атолл Холдинг (Олег Боярин)
  • ЗАО Еврокар

Монополизация и конкуренция

  • Производство легковых авто

На рынке представлен единоличный лидер ЗАЗ, контролирующий свыше 70% производства легковых авто. Кроме того есть несколько более мелких предприятий, жестко конкурирующих, в том числе за государственные льготы. Наиболее непримеримые конкуренты ЛуАЗ и КрАСЗ, выпускающие сходную продукцию. В 2004 году возник конфликтвокруг инвестпрограмм этих предприятий. Первую программу заблокировал Кучма, приняв вторую в полном объеме. Позже президент отменил свое решение об отмене программы ЛуАЗа. В перспективе конкуренция обострится еще больше, т.к. оба предприятия намерены начать выпуск собственных авто.

Завод Еврокар (Шкода, Фольксваген, Ауди) испытывает конкуренцию со стороны ЗАЗа, также собирающего на своих мощностях иномарки (Мерседес, Шевроле, Опель).

  • Производство грузовых авто

Единственный серьезный производитель Автокраз. Объемы производства падают с каждым годом. ВпрочеМ, на рынке могут появиться новые игроки. Оживление в сегменте малотоннажек. Бориспольский автозавод уже приступил к выпуску маллотонажки транспортно-технологического назначения. Подобную продукцию анонсировал ЗАЗ, производство которой он намерен наладить на Ильическом заводе в Одесской области.

  • Автобусостроение

Рынок наиболее динамичный с наиболее жесткой конкуренцией. Ранее был монополист Львовский автобусный завод. Причиной атвобусного взрыва стало изменение спроса в этом секторе. А именно на автобусы малого класса и микроавтобусы. Вначале эти потребности удовлетворялись за счет импорта из России и Европы, но в середине 90-х появились собстсвенные производства. Появились два динамичных, сильных производителя Черкасский автобус и Бориспольский автозавод. Их продукция схожая, они остро конкурируют. ЛАЗ работает в другом сегменте и уже уступает Черкасскому автобусу. В 2004 году появились сразу несколько новых производителей. Херсонский автосборочный завод Анто-Рус, Харьковский КАМАЗ-УТК, Автокраз заявил о сборке Peugtot J9 Karsan.

Динамика объемов производства

В нашем распоряжении оказались лишь данные о работе отрасли за 8 месяцев 2004 года. Но и они свидтелеьствуют о резком росте производства. За этот период как по объемам так и по стоимости выпущенной продукции были перекрыты годовые показатели 2003 года, а темпы роста составили 181,6%.

Показатели работы отрасли за 8 месяцев 2004 года таковы:

Легковые автомобили 106.700 (весь 2003 год 95.777)

Грузовые автомобили 1.385 (1.251)

Автобусы 1.389 (2.413)

Всего 109.474 (99.441)

Общая стоимость 925 млн. дол. (за весь 2003 год 620 млн. дол.)

Инвестиционные программы

  • Программа ЛуАЗа

9 ноября 2004 года Кучма подписал Указ, которым отменял свой предыдущий указ от 1 октября 2003 года, отменивший постановление правительства об утверждении инвестпрограммы завода.

Итак, согласно этой программе уставной фонд ОАО ЛуАЗ планируется увеличить с 19 млн. грн. До 184 млн. грн. Инвесторами выступили:

  • британская компания SV Motors Ltd (119 млн.грн.)
  • ЗАО Украинский промышленно-инвстиционный концерн (41 млн.грн.)
  • ООО Схид моторс (5 млн.грн.)

Прогнозная стоимость программы 496 млн.грн. В ее рамках планируется наладить выпуск грузовиков малого и среднего тоннажа, доведя объемы их выпуска в 2007 году до 5.000 штук ежегодно. Кроме того, предусмотрен выпуск автобусов всех типов: малого класса в 2007 году планируют выпустить до 2400, среднего и большого класса 600 в год.

· Программа КРАСЗа

КМ постановлением от 8 октября 2004 года утвердил инвестпрограмму производства грузовых автомобилей и автобусов ООО Кременчугский автосборочный завод.

Оценочная стоимость программы 323,3 млн. грн. Планируется внедрение новых технологий производства автобусов и грузовиков, расширение производства. В 2007 году планируется довести объемы производства грузовиков до 7.000 в год, различных автобусов до 1000.

Спрос и структура импорта

В 2003 году в Украине было реализовано 150.000 автомобилей. Из них собственного производства около 100.000, импортированных 50.000.

Структура импорта в стоимостном выражении за 9 месяцев 2004 года такова, млн.дол.:

Автомобили легковые 745

Автобусы 44

Автомобили грузовые 160

Итого 948

· Структура импорта по маркам автомобилей

Легковые

Лидерами были Шкода, Мицубиши, ВАЗ, Тойота, Вольксваген, составившие более половины всего импорта по количеству проданных машин.

Автобусы

Свыше 87% по количеству и почти 70% по стоимости импортировано из России. Преимущественно это продукция ГАЗ и ПАЗ. Доля производителей СНГ всего 94% по количеству и 87% по стоимости, за счет узбекских UZOTOYOL и белорусских МАЗов.

Экспорт

Носит крайне незначительные объемы. За три квартала 2004 года в млн.дол.:

Легковые 15.6

Грузовые 27.4

Автобусы 6.8

Всего 64.0

Торговые посредники

За последние годы авторынок Украины претерпел существенные изменения. Еще недавно рынок контролировался серыми дилерами, сегодня основной объем продаж осуществляют официальные дистрибьюторы. Как правило это двухуровневая система, работающая по следующему принципу: существует официальный импортер-дистрибьютор, формирующий сеть дилеров, прошедших аттестацию у производителя. А также к этому списку добавляются парнеры-претенденты на дилерство. Беспорядочные продажи пока остались у Опеля, Ауди, Мазды, Субару и некоторых других. Тойота и Ниссан недавно создали единые каналы дистрибьюции.

Основные трейдеры:

  • ООО АВТ Бавария. Продукция БМВ, Мини, Роллс-Ройс.
  • ООО СП "Автомобильная группа Кадиллак, Шевроле, Хаммер"
  • Тойота-Украина
  • ООО Виннер импортс Украина. Форд, Ягуар, Лэнд Ровер, Рэнж Ровер, Порш.
  • ООО "Кий Авто". Ниссан, Рено.
  • ОАО Автокапитал (Укравто). Майбах, Джип, Мерседес, Крайслер.
  • ООО УкравтоЗАЗ-Сервис (УкрАвто). Шевроле.
  • Филиал Дунай-транс АО УАК (Укравто). Дачиа.
  • ЗАО Автомобильная группа ВИПОС. Ауди.
  • ООО Интеркар Украина Лтд. Вольксваген.
  • ООО Хюндай Моторз Украина. Хюндай.
  • ЗАО Формула мотор Украина. Сеат.
  • ДП Авто Интернешнл. Мазда, Судзуки.
  • ООО Илта. Пежо.
  • ДП Италавто ООО Глобал трэйдинг & консалтинг. Фиат, Альфа Ромео.
  • ООО Торговый дом Нико. Мицубиши.
  • ЗАО СП Днипро мотор инвест. Хонда
  • ООО КИА моторс Украина. КИА.
  • ООО Укравтоцентр. Ситроен.
  • ООО Стар-авто. СААБ.
  • ЧП Полюс. Шкода.
  • ЗАО Торговый дом УкравтоВАЗ. ВАЗ.
  • Корпорация Автоинвестстрой. ВАЗ, ГАЗ, ИЖ, УАЗ.

Прогноз развития отрасли

Оценивая перспективы рынка на текущий год, аналитики рисуют радужные перспективы.

· Производство

Темпы роста производства в последние годы стабильно высоки. По итогам 2004 года двухкратный рост. В 2005 существенно возрастет производство автобусов, а вот заметного роста производства грузовиков ожидать не стоит. Однако, существуют и угрозы для развития автопроизводства. Прежде всего, это перспектива вступления Украины в ВТО. Одно из обязательных условий этого снятие льгот с украинских производителей.

Объемы роста производства автомобилей в минувшем году составили 150.000 штук на общую сумму около 7 млрд. грн. В 2005 году ожидается рост в 40-50%.

При этом в производстве легковых атомобилей помимо роста объемов отмечено увеличение доли произведенных в Украине авто по отношению к собирающимся. Расширился перечень торговых марок, готовящихся к производству в Украине. Появились новые отечественные автобрэнды, усилилась конкуренция.

Среди производителей автобусов появились новые имена, возросла конкуренция, импотрная продукция стала активно замещаться украинской. Ожидается усиление конкуренции в секторе малых и средних автобусов, а также попытки активного продвижения отечественных автобусов на внешних рынках.

· Дистрибьюция

Объемы импорта новых авто в 2004 году около 80.000 штук на сумму порядка 7,5 млрд. грн. Ожидаемые темпы прироста в 2005 году 10-15%.

Основные тенденции:

Дальнейшее вытеснение серых дилеров,

Построение и укрепление системы дистрибьюции производителями Тойоты, Ниссан, Рено, Ауди и Субару,

Увеличение числа дилеров, прошедших аттестацию производителя.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Как нардеп Продивус руководил Ровенщиной и контролировал янтарные прииски

02. 09. 2024 | 09:10 , ТЕМА

Об этом криминальном герое доводилось писать в далеком 2014 году. Со свержением банды Яныка и подельников Саши-Стоматолога, контролировавших нелегальную добычу янтаря в Полесье, этот вид бизнеса остался бесхозным. Для передела собственности немедленно выдвинулся тогдашний БЮТовец Продивус с боевиками. Это была славная битва! А потом про янтарный беспредел возопил свежеиспеченный министр внутренних дел Аваков и добился-таки ввода в Полесье бойцов Нацгвардии. Бойцы завезли помпы, установили их в полковых палатках и начали мыть… Продивус был теневым хозяином Ровенщины. Об этом на записях Мельниченко докладывал Кучме еще министра Кравченко. Сегодняшний его статус неизвестен. Ссылку на нашу статью десятилетней давности приведем в конце текста, а начнем с фабулы недавнего решения суда по событиям того периода.

фототема (архивное фото)

© фото: Олег Ельцов

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: