ТЕМА

Юрий Костенко: «Де факто мы никогда не были едины»

06 ноября 2007 | 13:28 , Валентин Михайлов, "Грани плюс"

Название его политической силы не включили в бренд оранжевого блока, хотя она вошла в него на паритетных началах. Его самого не позвали подписывать коалиционное соглашение, хотя нынче он позиционирует себя как одного из главных адептов оранжевого альянса. Юрий Костенко с нетерпением ждет начала работы Верховной Рады VI созыва и накануне нового парламентского сезона обнародует подробности непростых отношений внутри пропрезидентского лагеря.


О разношерстности «НУ-НС», перспективах Кириленко стать спикером, президентских амбициях Юлии Тимошенко и несложившейся собственной карьере председателя парламента один из лидеров «Української правиці» рассказал в эксклюзивном интервью «Граням…».

— Ваши люди не фигурируют ни в одном официальном списке коалиционных переговорщиков. Вас просто не позвали делить политические дивиденды? Или кадровая квота была более чем достаточной? Вы уже знаете, какие должности получат представители «Правиці»?

— Видите ли, я в политике с 1990 года. Этот парламентский созыв будет для меня пятым. Посему все эти попытки поделить между собою пока еще незавоеванную власть вызывают у меня лишь ироническую улыбку. Мне кажется, что и в 2006 году, и теперь главные дискуссии нужно было вести вокруг более стратегических вопросов. Например, как вырваться из порочного круга, где политические силы на выборах щедро раздают обещания, а придя в парламент, вместо разработки программ экономического развития, занимаются удовлетворением своих амбиций. Потому вопрос стратегии работы демократической коалиции — вот что должно быть в центре внимания. Ведь снятие депутатской неприкосновенности может быть лишь первым шагом в процессе уменьшения коррумпированности власти. Не будем скрывать, что и в БЮТ, и в «Нашей Украине», и в Партии регионов немало людей, которые депутатское место станут использовать не для того, чтобы повышать пенсии, а только лишь для того, чтобы увеличить собственные доходы. Так вот, прежде чем делить должности, нужно договориться о политике, которую мы собираемся воплощать в жизнь.

— И тем не менее, если я правильно понял, Вы не рассматриваете иной вариант кроме союза с БЮТ? Что сегодня мешает вступить в переговоры с Партией регионов? Ведь идеологии бело-голубых и оранжевых во многом схожи.

— Если говорить обо мне лично, то у меня совсем другое политическое мировоззрение. Я ищу варианты, как все, что имеет Украина, использовать в интересах украинцев. Политика Партии регионов, коммунистов и социалистов в Верховной Раде V созыва — это политика «сначала себе в карман, а что останется — северному соседу». Я такой политики не приемлю. Поэтому для меня это — другой мир.

— В потенциальной коалиции БЮТ и «НУ-НС» все будет иначе?

— Я очень рад, что впервые за все 16 лет независимости демократы, хоть и формально, будут иметь преимущество в два голоса. С этими запасом, если бы мы были в нормально структурированном обществе, можно решать очень многое. Канцлер ФРГ Коль один созыв работал вовсе с перевесом в один голос и успешно проводил правую политику. Демократическое большинство дает возможность существенно изменить экономическую политику, наконец отказаться от коммунистическо-социалистических рецептов в аграрном секторе, от того же запрета на продажу земли, поменять отношение к малому бизнесу. В конце концов, политику относительно Евросоюза, да и в целом демократического мира, закрытого от нас барьерами — и торговыми, и экономическими, и политическими. То есть, это вселяет оптимизм. Но, с другой стороны, я отдаю себе отчет, что нет этих 228 демократов в «Нашей Украине» и в БЮТ. Время от времени снова будет превалировать бизнес-интерес, которым будут руководствоваться некоторые депутаты.

— Это отсутствие 228 голосов в двух фракциях…

— Формально они существуют.

— Фактическое отсутствие — оно станет очевидным во время голосования за Тимошенко премьера? Может ли, вопреки убедительным заявлениям лидеров, все же случиться, что часть депутатов от вашего блока не проголосуют за Юлию Владимировну?

— Что касается депутатов от Украинской народной партии — все стопроцентно будут голосовать и за Кириленко, и за Тимошенко. Не забывайте, что перед Тимошенко должно быть голосование за председателя Верховной Рады. А это более чем непростая процедура, предполагающая голосование бюллетенями. А опыт — в том числе и мой собственный — показывает, насколько это непросто. Я в 98-м году едва не стал спикером. Но в тот день вдруг внезапно заболели 18 депутатов от НДП — партии, которая была с нами в коалиции и обещала поддержку. Ну вдруг заболели. Расстройство напало или что другое. Что-то подобное может повториться и при голосовании за спикера Кириленко.

— Кандидатура Кириленко не нравится и некоторым членам президентского блока? Не обернется ли это фактическим расколом будущей фракции на несколько частей?

— Де-факто мы никогда и не были едины. И ведь и мега-блок-то создавали из трех частей — правой, левой и либеральной. Что нам скрывать, что идеологические программы наших политических сил несовместимы, если говорить о традициях европейской политики. При выработке позиции фракции, конечно, будут сложные дискуссии и стычки. Но у нас есть главное, общее обязательство — реализовать программу Президента Ющенко в Верховной Раде. И здесь у нас нет противоречий. И главный вопрос сейчас, как сформировать демократическое большинство, демократическое правительство и предложить принципиально иные подходы.

— Вы считаете это задание при перевесе в три голоса выполнимым?

— Я гарантирую, что наша команда в демократическом большинстве будет работать все 5 лет. Мы руководствуемся лишь идеологическим интересом. Но в Верховной Раде очень много депутатов-бизнесменов. И можно поставить вопрос по-другому. Может ли гарантировать кандидат на должность премьер-министра Юлия Тимошенко, что 156, кажется, депутатов будут, как один, голосовать за вступление в Евросоюз или за признание ОУН-УПА воюющей стороной? Посему это скорее вопрос к тем, кто претендует на наивысшие государственные должности.

— Что же или кто в таком случае может обеспечить стабильность оранжевой коалиции?

— Только желание…

— …Юлии Тимошенко отказаться от президентских амбиций?

— Желание работать на государство. А тема президентских выборов… Слишком много вокруг этого ажиотажа и какого-то упрямства. Я должен стать Президентом, и все тут. Как Мороз когда-то. Он всегда хотел быть Президентом. Ну и чем он кончил? Не стоит повторять чужие ошибки. Президент эффективен лишь тогда, когда в парламенте есть пропрезидентское большинство, трансформирующее его программу в плоскость законов. Что с того, если на следующих выборах Юлия Владимирова становится главой государства? При том большинстве, которое есть сейчас и которое один раз голосует так, другой — этак, что она сможет сделать на этой должности? Потому нужно ставить вопрос иначе. Сегодня мы имеем уникальный шанс совершить прорыв. Прорыв к европейской жизни. Но возможен он лишь в том случае, когда каждый будет работать на общественный интерес, а не на свой личный.

Грани плюс



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Stephen Alvarez

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: