ТЕМА

Виктор ЧУМАК: Политикам невыгодно бороться с коррупцией

19 февраля 2008 | 11:25

До ближайших выборов кардинального улучшения работы правоохранительных органов ожидать не стоит. Инициативы, с которыми выступил Президент по реформированию МВД, ГАИ и таможни, не носят системного характера. К тому же, они не только не помогут чиновникам искоренить коррупцию среди милиционеров и таможенников, а создадут более благодатную почву для ее развития. Об этих и других проблемах - интервью с Виктором ЧУМАКОМ, директором программ политического анализа и безопасности Международного центра перспективных исследований.


"ВД": Как вы оцениваете инициативы Виктора Ющенко по борьбе против коррупции в правоохранительных органах? По вашему мнению, насколько его планы реальны в исполнении, окажутся ли они эффективными?

 

В. Чумак: О том, что коррупция в ГАИ, МВД, таможне и СБУ существует, даже спорить не надо. Чтобы убедиться в этом, достаточно выехать на дорогу или попробовать завезти в страну партию товара. Вся наша правоохранительная система настолько еще советская, что она просто не может работать не коррупционно. Она на коррупционных связях построена. Когда Президент встречался с таможенниками, СБУ и МВД, я не увидел системности в этих встречах, в его предложениях. Нельзя говорить о том, что кто-то плохой, а кто-то хороший, и вместе с тем не предлагать альтернативного выхода из ситуации. Одними карательными мерами он коррупцию не победит. Поэтому, на мой взгляд, эти инициативы не носят на сегодня достаточно серьезного характера. Я пока не вижу в этих инициативах инструмента, который может сделать дороги безопасными и, в то же время, побороть коррупцию. Недостаточно просто повысить штрафы или поменять людей. Нужна смена системы Министерства внутренних дел. Рыба гниет с головы, поэтому надо говорить о смене функций и полномочий самого Министерства.

Сегодня МВД руководит подразделениями функционально. Но оно не должно быть органом, который управляет функциональными подразделениями внутренних дел: уголовным розыском, уголовной милицией, системой ГАИ и т.д. МВД должно быть органом, где будет формироваться политика правоохранительной деятельности. Оно должно заниматься анализом политики, а все остальные вопросы нужно решать на уровне функциональных департаментов. Кроме милиции и ГАИ, туда могут войти СБУ, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций, избирательные комиссии, Министерство региональной политики и даже пограничная служба. Недавно М. замглавы МВД Михаил Корниенко озвучил пакет изменений, которые разрабатываются в системе министерства. Эти предложения достаточно целесообразны и правильны. За исключением одного. Вот никак там не хотят понять, что министерство не должно быть органом распорядительных действий. Оно должно стать органом исключительно политических функций. Не хотят чиновники терять влияния на распределение финансов и кадров - главных ресурсов, которые как раз и есть "коррупционногенными".

"ВД": Может ли Президент вообще повлиять на то, чтобы уровень коррупции или индекс восприятия коррупции снизились?

 

В. Чумак:  Конечно, может. Потому что у него есть аналитические центры, есть Совет национальной безопасности и обороны, специальные институты. Они могут разработать проекты новых законов. А Президент как субъект законодательной инициативы может выйти с новой редакцией законов "О милиции" или "О Службе безопасности Украины", "О таможенной службе" или с Таможенным кодексом в Верховную Раду, и, при наличии поддержки коалиции, принять их. На сегодня все в его руках.

"ВД": Тогда почему, по вашему мнению, Виктор Ющенко еще не сделал этого?

 

В. Чумак:  Потому что на эти изменения нет социального заказа и политической воли. По крайней мере, она есть на словах, но по делам главы государства не чувствуется.

Кроме того, обсуждение вопроса проходит очень кулуарно. В Украине нет широкой общественной дискуссии по проблеме коррупции и реформирования правоохранительных органов. Никто не привлекает независимых экспертов. Хотя тут можно говорить, и есть о чем говорить.

"ВД": Вернемся к ГАИ. Что вы думаете насчет повышения штрафов для автомобилистов?

 

В. Чумак: Чтобы сейчас ни говорил В. Ющенко о повышении системы штрафов, это вряд ли изменит систему безопасности дорожного движения. Возможно,  некоторые водители побоятся высоких штрафов. Но останутся те, кто себя чувствует на дороге достаточно комфортно. Это владельцы авто с "крутыми" номерами, которых сейчас фактически нет, но все равно каждый сотрудник ГАИ знает, кому автомобили принадлежат. Понятно, что если человек нашел деньги на дорогую машину, он найдет деньги и на высокие штрафы. Другое дело, что высокие штрафы станут еще одной кормушкой для коррупционеров в ГАИ.

"ВД": Как должна быть устроена работа ГАИ?

 

В. Чумак: Структура ГАИ, которая несет службу в городе и за городом, характерна для постсоветских стран - Украины, России, Белоруссии, Закавказья и Средней Азии. У нас исторически создали касту гаишников, которые собирают деньги с водителей на дорогах и сидят в засадах в кустах с радаром.

Европа давно отошла от такой формы службы. Там есть реальное местное самоуправление, что подразумевает наличие нормальных правоохранительных органов на муниципальном уровне, отвечающих за безопасность людей, которые живут на территории  громады. И эта громада может спросить с конкретного человека - муниципального полицейского или шефа местной полиции за состояние безопасности на улице и дорогах. Вместе с тем, действует патрульная служба, которая присматривает за дорогами общегосударственного значения, расположенных за пределами населенных пунктов. В некоторых странах такую службу уже заменили электронные виды контроля - за состоянием дорог, скоростью, безопасностью и т. д. Но это не просто слежение за соблюдением правил дорожного движения и считывание номеров автомобилей-нарушителей. Это наблюдение за трафиком, управление пробками и прочее.

 "ВД": Как вы считаете, если правоохранителям поднять зарплату, ситуация улучшится?

 

В. Чумак:  Этого очень мало. Нужен комплексный подход. Начать нужно с подготовки кадров. Поменяв систему вступления в учебные заведения (а это уже комплекс мероприятий по изменению системы образования), удастся изменить систему жизненных приоритетов в головах будущих правоохранителей.

Затем нужно поднять зарплату и дать социальные гарантии. Например, во всем мире госслужащие получают от государства  хорошие социальные льготы. Речь идет о системе доступа к определенным социальным услугам высокого уровня в рассрочку и на льготных основах. Поэтому нужно не только повысить зарплату, но и обеспечить, скажем,  рядовых сотрудников ГАИ дешевыми государственными кредитами на жилье и обучение в вузах.

Необходимо также достаточно жесткое наказание за коррупционную деятельность. В Европе чиновнику, который попадается на коррупции, не только грозит какой-то тюремный срок, он получает "волчий билет". Это означает, что человека сразу лишают социального пакета, он теряет возможность работать в органах государственной и муниципальной власти, за срок работы в госструктурах ему не засчитывают в пенсию.

Если подходить к вопросу комплексно, уровень коррупции снизится. И этот путь не новый - аналогично поступали все страны, ставившие такую задачу. Недавний опыт - Грузии. В патрульной службе и службе дорожной политики именно так с коррупцией и боролись. В стране, где средняя зарплата 20 долларов, сотрудникам МВД подняли оплату до 400-500 долларов. И вместе с тем ввели достаточно серьезные санкции за коррупционную деятельность.

"ВД": Что можно сказать по поводу инициатив Ющенко касательно таможни?

 

В. Чумак: Таможня - это экономический рычаг влияния на экономику. Практически во всех странах она является фискальным органом, подчиненным Министерству финансов. В одних странах таможенники работают в паре с Минфином, а в других - под его руководством. Но вместе с тем, эти государства не боятся давать таможне правоохранительные функции. У нас же это просто табу - предоставить таможне право вести оперативно-розыскную деятельность и досудебное следствие по тем преступлениям, которые она раскрывает, по контрабанде. Забрать у СБУ преступления о контрабанде -  значит оставить без работы кучу следователей и отнять у этой структуры рычаги влияния на таможню. На это вряд ли кто-то пойдет. Что же касается борьбы против коррупции на таможне, то здесь нужны, прежде всего, экономические методы.

"ВД": Например?

В. Чумак: Путем снижения ввозных и вывозных таможенных пошлин. Самое "корупционногенное место" в таможне - это высокие ввозные пошлины на те продукты питания и товары, которые мы не можем сами производить. Чтобы обойти их, предпринимателям, желающим иметь больше прибыль или выдержать конкуренцию, приходится платить таможенникам взятки. Тогда им помогают ввозить товары по другим кодам ВЭД. Другое место для злоупотреблений - возврат экспортного НДС. Там можно гонять через границу по документам воздух и получать при этом 20% налога за те товары, которые ты якобы вывез за территорию Украины. На самом деле, кто-то вывез туда только документы, отметил их там, привез обратно, сдал в налоговую и ждет возврата 20% липовой стоимости партии товара. Здесь нужно менять администрирование экспортного НДС. Но, опять же, никто не хочет этого делать. Известно, что на этом кормятся таможня и налоговая. По некоторым данным, туда отдается в качестве "откатов" до 50% от суммы возмещения НДС.

"ВД": Как можно расценивать массовые кадровые зачистки в "органах"?

 

В. Чумак:  Это кампания. Вспомните, при правительстве Тимошенко была организована кампания "Контрабанда, стоп". Контрабанда при этом не исчезла, но повысились тарифы взяток за риск. Точно так и сейчас. Массовые кадровые перемены - это зачистки неугодных людей, которые не ладят с начальством. Повысилось число случаев задержания контрабанды? Значит, кто-то показывает, что не даром хлеб ест. При этом мы не слышим о задержании крупных партий дорогой бытовой техники, мобильных телефонов и т.д. Так - куриные ножки...

"ВД": Ваш прогноз, когда от чиновников можно будет ожидать реальных шагов по борьбе против коррупции, а не временных и неэффективных кампаний? 

 

В. Чумак: Сегодня никто не заинтересован в проведении серьезных, масштабных реформ. Потому что негативные последствия глобальных реформ проявляются моментально, а позитивные - только со временем. Негативные последствия в краткосрочном периоде могут не понравиться  избирателям. А Украина сейчас находится в полосе перманентных выборов. Закончились парламентские, и я не исключаю, что через год состоятся еще одни, а затем - и президентские. В такие моменты проведение нормальных реформ невыгодно политикам, да и просто невозможно. Надеяться на проведение этих реформ в течение ближайших 2-3 лет я бы не стал. В этом отношении я пессимист.

Галина ШИРШИК, "Вартові демократії"



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

Как нардеп Продивус руководил Ровенщиной и контролировал янтарные прииски

02. 09. 2024 | 09:10 , ТЕМА

Об этом криминальном герое доводилось писать в далеком 2014 году. Со свержением банды Яныка и подельников Саши-Стоматолога, контролировавших нелегальную добычу янтаря в Полесье, этот вид бизнеса остался бесхозным. Для передела собственности немедленно выдвинулся тогдашний БЮТовец Продивус с боевиками. Это была славная битва! А потом про янтарный беспредел возопил свежеиспеченный министр внутренних дел Аваков и добился-таки ввода в Полесье бойцов Нацгвардии. Бойцы завезли помпы, установили их в полковых палатках и начали мыть… Продивус был теневым хозяином Ровенщины. Об этом на записях Мельниченко докладывал Кучме еще министра Кравченко. Сегодняшний его статус неизвестен. Ссылку на нашу статью десятилетней давности приведем в конце текста, а начнем с фабулы недавнего решения суда по событиям того периода.

фототема (архивное фото)

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: