|
||||
![]() |
||||
«Союз» падал мордой вниз25 апреля 2008 | 12:06 , Елена Рачева ![]() О причинах жесткой посадки международного экипажа космонавтов
В корпорации «Энергия» начала работу комиссия по расследованию обстоятельств спуска аппарата «Союз ТМА-11». Это уже второй подряд случай, когда капсула с космонавтами почти до самой земли проходит атмосферу в свободном падении. Напомним: при возвращении на землю членов 16-й экспедиции на международную космическую станцию (МКС) россиянина Юрия Маленченко, американки Пегги Уитсон и кореянки Ли Со Ён спускаемый аппарат «Союз ТМА-11» вместо штатного автоматического управляемого спуска пошел на баллистический. В результате посадка произошла с недолетом в 420 км до расчетной точки, в 278 км восточнее казахстанского Актюбинска. На самом деле режим баллистического спуска (то есть снижение с нулевым аэродинамическим качеством, и уже перед самой землей — на спусковом парашюте и тормозных двигателях) тоже считается штатным, но включается при невозможности использования управляемого режима: например, при отказах на корабле или неполадках с двигателями. Зона баллистического спуска отличается от зоны посадки, но известна заранее. «Союз-ТМА-11» в эту зону попал. Главный минус такого спуска — перегрузки. Они увеличиваются с 3—4g (то есть в 3—4 раза больше веса космонавта) до 8—9g. Даже на тренировках космонавты подвергаются такой перегрузке не больше сорока секунд. Как объяснил эксперт «Новой», один из разработчиков и создателей «Союза», система гарантирует возвращение спускаемого аппарата даже при нескольких отказах одновременно, помимо основного, допускает три разных варианта посадок и рассчитана на перегрузки до 30g. Дело в другом: несмотря на то что система управления спуском создавалась много лет назад и была отработана десятки раз, она дает сбой второй раз подряд. Реакция Реакция официальных лиц на спуск «Союза-ТМА-11» была неожиданна. Чиновники всеми силами показывали, что ничего страшного не случилось. В Центре управления полетами режим приземления назвали штатным, но редким. Анатолий Перминов, глава Федерального космического агентства, обвинил во всем злой рок и двух женщин на корабле: «В России есть определенная примета по этому поводу. Но, слава богу, что все прошло благополучно», чем вызвал критику за дискриминацию женщин со стороны иностранного телевидения и информационных агентств. Впрочем, в разговоре с «Новой» пресс-секретарь Роскосмоса Александр Воробьев и не пытался сгладить впечатление от высказываний шефа сообщил, что «космонавты отдыхают и лечатся, а как вы знаете, лучшее лекарство — это сон, а лучше всего сон с любимой женщиной». Видимо, этот вопрос в Роскосмосе достаточно актуален. Представитель Американского космического агентства (НАСА) в России Сергей Пузанов дипломатично отказался комментировать нам спуск, потому что это «российская история». Руководитель отряда космонавтов РКК «Энергия» Александр Калерии сообщил, что экипаж здоров, значит, все в порядке. А официальный представитель Центра управления полетами Валерий Лындин признал, что перегрузки космонавты перенесли «приличные», но баллистический спуск не является опасным и для гагаринского «Востока» вообще был единственным. А вот реакция самих космонавтов была намного сдержаннее. Пегги Уитсон заметила, что спуск на шаттле переносится легче, чем на «Союзе», а в интервью НАСА добавила, что отделение «Союза» было «немного драматичнее, чем я ожидала». А Юрий Маленченко лаконично заметил: «На самом деле мы не погибли». «Живы» — для сотрудников Роскосмоса или РКК «Энергия» — это всего лишь оправдание перед начальством, — считает эксперт «Новой». — в следующий раз, если не выявить и не устранить причину, все может закончиться менее благополучно». «Один баллистический спуск мог быть случайностью, два — уже тенденция, — считает Игорь Маринин, главный редактор журнала «Новости космонавтики». — Если посадка прошла так же, как в прошлый раз, значит, либо комиссия ошиблась при выявлении ее причин, либо их было невозможно устранить на «Союзе ТМА-11», который уже находился на орбите. К сожалению, нештатную ситуацию у нас порой пытаются списать на случайность. В мае 1996 года, когда при запуске с Байконура на 49-й секунде полета ни с того ни с сего разрушился головной обтекатель «Союза», была выдвинута версия, что авария произошла «из-за столкновения с крупной птицей, например с орлом». Все посмеялись, а через месяц, на следующем пуске «Союза» с Плесецка, произошла точно такая же авария и тоже на 49-й секунде. Расследование выявило нарушение технологии склейки стеклопластикового головного обтекателя, которое не нашли в первый раз». Вопросы В деле «Союза-ТМА-11» много неясного. Во-первых, с управляемого на баллистический спуск переключает или бортовой компьютер, или экипаж. По утверждению Юрия Маленченко, сработала автоматика (к счастью, в космической отрасли не принято применять направо и налево понятие «человеческий фактор», и в вину космонавтов никто не верит). Так что же случилось с автоматикой? Во-вторых, все время спуска «Союза» и полчаса после посадки не было голосовой связи между экипажем и землей. Обычно космонавты докладывают обо всем, что происходит на борту, сейчас же они не сообщили даже о разделении отсеков корабля. А в-третьих, хотя в расчетном районе баллистического спуска должна дежурить резервная группа спасателей, не удалось отследить место посадки «Союза». По словам Валерия Лындина (ЦУП), как раз из-за отсутствия связи с экипажем. Получается, средства ПВО то ли не были задействованы вовсе, то ли такие у нас средства ПВО. В ЦУПе ходят слухи о том, что координаты падения «Союза» сообщило министерство обороны США. Однако, по словам Лындина, после приземления Маленченко сам позвонил по спутниковому телефону и передал свои координаты, определенные GPS-приемником. Как рассказал космонавт на пресс-конференции в Звездном городке, вертолет поисково-спасательной службы появился только через 40 минут после приземления, а первыми корабль обнаружили местные жители. И — небывалый случай — о том, как проходил спуск, стало известно, когда корабль был уже на земле. Как объявил Анатолий Перминов, экипаж в спускаемом аппарате «во время сеанса связи с оперативной группой не дал информации о баллистическом спуске». Извините, а был ли сам сеанс связи? Версии Итак, остаются три главных вопроса: что случилось с а) автоматикой; б) связью; в) почему спускаемый аппарат потерялся при посадке? Эксперты «Новой» обратили внимание на то, что спускаемая капсула сильно обгорела, в том числе и в области люка в ее верхней части. При нормально спуске (не важно, управляемом или баллистическом) корабль летит вперед днищем, которое прикрыто специальным экраном теплозащиты. Бока капсулы защищены от огня меньше, а на стороне, где расположен люк, теплозащиты вообще нет. Судя по внешнему виду похоже, что аппарат входил в атмосферу обратной стороной (спецы говорят: «мордой вниз»). Наименее защищенная часть обгорела сразу, антенны оплавились, лишив экипаж связи с землей. К счастью, не успели пострадать контейнеры с тормозными парашютами, без которых космонавты врезались бы в землю на скорости под 100 м/с и разбились бы, как в 1967-м космонавт Владимир Комаров. Кроме того, люк мог прогореть насквозь. «Если космонавт летит в атмосфере задом наперед, ему недолго придется думать об этом», — констатировал наш эксперт. Подобный случай был всего один раз, в 1969 году при посадке Бориса Волынова на «Союзе-5»: приборный отсек не отделился от капсулы с космонавтом, ее незащищенная часть оказалась впереди и начала обгорать. Видимо, сейчас, как и тогда, капсула приняла правильное положение уже в атмосфере, в соответствии со своими аэродинамическими качествами и заданным положением центра тяжести. Как считает наш эксперт, спускаемый аппарат мог перевернуться, только если неправильно отделился от бытового и приборного отсеков перед входом в атмосферу (из-за какой-либо неисправности). В России эта версия практически не озвучивалась – ни теперь, ни после расследования предыдущего спуска «Союза-ТМА-10». Но на телефонной пресс-конференции во вторник директор по космическим операциям НАСА Билл Герстенмайер уверенно сообщил, что «такие же проблемы с отделением возникли и в предыдущем полете». В общем, вопрос номер один: какова причина перехода на баллистический спуск? Была ли она той же, что и на предыдущем корабле? Возникали ли проблемы с отделением? Это комиссии и предстоит установить. Если только чиновники вновь не спишут вину на какой-нибудь дефектный кабель, забыв о том, что еще один корабль — «Союз ТМА-12» — сейчас находится на орбите и через полгода должен вернуть нынешний экипаж МКС на землю. Справка «Новой» Баллистический спуск «Союза» — второй подряд и третий для серии кораблей «Союз–ТМА» (всего их садилось 11, двенадцатый сейчас на орбите). Первый произошел 4 мая 2003 г. на корабле космонавта Николая Бударина. Тогда техническая комиссия признала причиной перехода на баллистический режим «неадекватную реакцию блока управления спуском» и опубликовала решение «ввести дополнительные элементы, исключающие повторение хотя и маловероятной, но возможной ситуации, которая случилась на «Союзе ТМА-1». И вот в октябре прошлого года произошел новый баллистический спуск: «Союз ТМА-10», возвращавший на землю российских космонавтов Олега Котова и Федора Юрчихина и первого космонавта Малайзии Шейха Мусзафара Шукора, сел в 346 км от расчетной точки посадки. Резюме многомесячной работы комиссии: на пульте управления космическим кораблем закоротило кабель, ведущий к клавише переключения на баллистический спуск. Из-за якобы ошибки неизвестного электрика космонавтам и пришлось испытать восьмикратную перегрузку. также читайте[01.05.2025] [17.04.2025] [05.04.2025] [20.03.2025] [17.03.2025] |
![]() |
по темеПро співпадіння й перемир’я04. 06. 2025 | 13:52 Підгодувати чорного лебедя29. 05. 2025 | 13:45 , ТЕМА В Стамбул – за лаврами Моніки Левінські13. 05. 2025 | 11:16 , ТЕМА Одна Нобелевка на двоих11. 05. 2025 | 22:40 , ТЕМА Идеология рашизма из первых уст08. 05. 2025 | 11:48
03 июня 2025
[12:00] фототема (архивное фото)![]()
© фото: .
145 лет назад 31 января 1865 года химик Дмитрий Менделеев защитил докторскую диссертацию «О соединении спирта с водой» и получил звание профессора Петербургского университета на кафедре химии. Считается, что научная работа известного химика стала основой для рецепта классической русской водки крепостью 40 градусов, день рождения которой принято отмечать 31 января. |
||
![]() |
||||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |