ТЕМА

Над пропастью во ржи или конструктив для Юли

03 июня 2008 | 09:33 , Галина Акимова, специально для "ТЕМЫ"

У врагов правительства все больше поводов для радости. Проигрыш команды Тимошенко на киевских выборах это, без сомнения, первый сигнал, что экономический курс Кабмина не вызывает восторгов у населения. Дикая инфляция, фокусы с долларом и постоянные скандалы вокруг приватизации уже порядком надоели. Свали Ющенко сейчас все грехи текущего момента на Юлю, ему поверят, вопреки возражениям БЮТа. Но перепалка по принципу «сам дурак» не остановит нарастающий кризис. Кто-то должен внести конструктив в перманентный конфликт между премьером и президентом


На первый взгляд, управленческий клинч, в который погрузилась власть из-за взаимной блокировки решений друг друга первыми лицами страны, выгодна обеим сторонам, поскольку дает почву для обвинений в будущем. А обвинять есть в чем.

 

Скоро станет окончательно ясно, что денег в бюджете нет, поскольку Кабинет Юлии Тимошенко, озабоченный своей популярностью, сильно "раздул" расходную часть и искусственно завысил доходную. Рост цен, который сейчас происходит на глазах, преподнося сюрпризы каждую неделю, постепенно переходит в «ежедневный режим». Что не удивительно: по мнению экспертов такой инфляции не наблюдалось уже 12 лет.

С газом дела вовсе плохи. Сохраняя формальную цену газа без учета НДС, сбора в виде целевой надбавки, тарифов на транспортировку в размере  $179,5 за 1 тыс. куб. м, правительство создало систему, при которой после многочисленный накруток предприятия платят уже по $284-310 за 1 тыс. куб. м. Т.е. газ по 300 баксов стал для нас реальностью не то что в следующем году, а уже в этом месяце.

Гремучая смесь — дорогой газ и компенсационные выплаты — создает предпосылки галопирующей инфляции, о которой с испугом говорят все, но реально не делает ничего путного никто. Фактически для борьбы с «главным экономическим злом» Кабмин избрал наиболее нерациональный (из всех имеющихся) путь:  административное давление на рынок в совокупности с организацией дефицита денег. Причем, в прямом смысле слова. Деньги банально замораживаются на счетах в Госказначействе. Перефразируя известную поговорку записных мафиози,  нет денег – нет проблем. Гривна, кстати, растет в цене по сравнению с долларом по той же причине: из-за дефицита денег.

 

И все это происходит на фоне отсутствия какой бы то ни было стратегии. Ни у президента, ни  у Кабмина по большому счету ее нет. Правительство просто идет на ощупь, делая спонтанные пиар-ходы, лишенные общего смысла. А президент делает ему замечания, ветируя попутно то, что не нравится. Вопрос, как жить дальше, похоже, ни у кого не возникает, так как все участники политических баталий уверены: кто-то один уйдет с ринга, не выдержав натиска, а победитель (то бишь, оставшийся на ринге игрок), взяв всю полноту власти в свои руки, разберется с накопившимися проблемами. 

 

Однако стороны конфликта как-то забывают, что едут в одной машине. И пока идет драка за руль, она, потеряв управление, мчится на бешеной скорости в сторону обрыва. И очень скоро будет не важно, кому досталось управление, поскольку могила обещает быть братской для всего безумного «экипажа».

 

В такой ситуации необходимо, чтобы кто-то сказал: «Стоп, ребята! Минуточку внимания! Никто не хочет взглянуть, куда мы едем?!». Понятно, что ни президент, не премьер не в состоянии заставить друг друга слушать – они слишком заняты борьбой. Западные финансовые консультанты и так сказали нам, что все будет плохо и на этом свою историческую миссию завершили.

 

Верховная Рада, увы, оказалась неспособна выполнить не только консолидирующую функцию, но даже свои прямые законодательные обязанности. Парламент работает по принципу «чем бы дитя не тешилось…», и радует исключительно фактом своего существования. За неимением других поводов для радости.

 

Остается – негусто. Точнее, совсем не остается. Академия наук? Она аполитична. Общественные союзы? Они разрознены. Крупный бизнес? Он в доле. С кем не важно, но в доле, и потому вынуждено субъективен.

 

Фактически остается один орган, который, несмотря на предвзятое отношение к нему, как к рупору президента, на самом деле в значительной степени независим, благодаря своей коллегиальности. Это Совет национальной безопасности и обороны.

 

В  СНБО  по должности принимают участие премьер-министр, министр обороны, министр иностранных дел и другие министры по указу  президента. То есть, практически значительная часть, по крайней мере, стратегических министерств, представлена в  СНБО. Более того, принимаемые решения – коллегиальны, и  президент, хочет он того или нет,  обязан выдать указ в соответствии с решениями этого органа. Т.е. решение  СНБО – это уже не  собственное мнение президента и не коллективные изыски Кабмина.

 

Последнее заседание СНБО показало, что этот орган включился в работу над выходом из кризисной ситуации, фактически взяв на себя заботу разработки стратегии национального спасения в условиях политической склоки. В принципе, это единственно правильный выход в данной ситуации. Тем более, что СНБО может принимать обязательные для правительства решения. "Речь не идет о том, чтобы кому-то поставить "двойку", а речь идет о том, чтобы сделать невозможным опасное развитие ситуации в экономике. Нужно бросить политику и перейти к профессиональному разговору", - сказала секретарь СНБО Раиса Богатырева, комментируя последнее заседание Совета, на котором фактически был оглашен рецепт поведения для правительства, выписаны необходимые для выхода из кризиса задачи.

 

Рецепты, выписанные Богатыревой, на основе констатации очевидного (отсутствие энергичных, антиинфляционных действий правительства, угроза стагфляции, дисбаланс между спросом и предложением, скандалы вокруг товарных рынков, приватизации, падение конкурентоспособности отечественной продукции, загадочная ситуация с энергоносителями ) не отличались новизной. Но в данном случае, изобретать велосипед в общем-то не имеет смысла.

 

Достаточно взять проблему, диагностировать ее суть и прописать лекарство. Скажем, на фоне роста импорта, качество которого плохо контролируется, а лучше сказать – не контролируется вообще, национальный товаропроизводитель не получил протекционных правительственных мер, и, прежде всего, инвестиционной поддержки. Поэтому он сегодня практически не способен защитить свой продукт от недобросовестной конкуренции. Плюс снижения уровня тарифной и нетарифной защиты ведет сегодня к очевидной депрессии аграрного рынка и сокращению производства товаров легкой промышленности. Диагноз? Диагноз.

 

Что делаем? Сначала отменяем неправильное лечение, в частности инициативы правительства отменить ряд льгот для сельхозпроизводителей, не предоставив никакой программы для их поддержки. Потом прописываем «пилюли»: немедленно оценить рост цен на продовольствие за год на 53%, вложить деньги в развития аграрных технологий, которые могут предоставить национальной экономике новый конкурентный статус на мировых рынках. Правильно? Правильно: цена на аграрную продукцию на мировых рынках растет невероятными темпами, мы можем в этом плане многое предложить миру. Если постараемся.

 

ВТО. Как вступали – веселились, подсчитали – прослезились. Пошлины на промпродукцию снижены в среднем до 4%, на аграрную – до 9%. Это одни из самых низких таможенных налогов в мире. Спастись от них можно лишь использовав все защитные инструменты, которые открыло для нас ВТО.

 

Для нас сейчас принципиально важно срочно ввести так называемые «зеленые»,  «желтые» (и прочие цветные) «ящики» - т.е. опосредствованное субсидирование для поддержки национального товаропроизводителя в соответствии с нормами ВТО. Это в свою очередь возможно после опять же срочной разработки программы развития конкуренции на период до 2012 года.

 

Не менее важным для правительства является, с точки зрения СНБО, разработка (Кабмину на это милостиво дан трехмесячный срок) и утверждение  стратегии развития государственных банков, государственных кредитно-финансовых учреждений и других подобных структур, а также план мероприятий по реализации такой стратегии. Иначе в условиях галопирующей инфляции и полной нестабильности, даже непредсказуемости любого бизнеса, банки просто затормозят выдачу кредитов (что уже частично сделано), с целью предохраниться от финансовых крахов, и экономика останется без денег. А это недостроенные дома, недопроложенные дороги, брошенное на полпути капитальное строительство.

 

Один из самых важных аспектов антикризисных мероприятий – давно обещанное фискальное послабление. Поэтому СНБО обязало Кабинет Министров обеспечить безусловное выполнение указов Президента, выданных на основе предыдущих решений Совета, в части как антикризисных мероприятий, так и завершения работы над текстом Налогового кодекса, который должен быть готов  к 2009 году.

 

Но все это отходит на второй план по сравнению с проблемами энергоносителей. Мы уже говорили, что реальная цена газа для предприятий зашкаливает за три сотни. В то же время по сравнению со странами-конкурентами, наши показатели энергосбережения в 2-3 раза худшие. Посему нужно либо сворачивать производства, которые кормят бюджет, либо сосредоточиться на внесении в парламент  антикризисной энергетической программы, где прописать все этапы системной политики, направленной на решение проблемы диверсификации источников энергопоставок.  И т.д.

А разве парадоксальная «убыточность» «Нефтегаза» и «Укртелекома» - не тема для очередной на этот раз «антиубыточной» программы? Но почему премьер молчит по этому поводу, не бьет во все колокола? Почему на это следует вообще указывать силами СНБО? Неужели это не столь очевидная проблема? Разве несколько месяцев назад президент уже не упоминал о многомиллионных хищениях в «Нефтегазе», уж не из этих ли хищений в филиалах компании складывается нынешняя парадоксальная «убыточность»?  

 

Фактически, можно говорить о том, что на последнем заседании СНБО Богатырева четко и компетентно сформулировала сценарий экономических предложений правительству для преодоления кризиса на внутреннем рынке, в ведущих областях экономики и кризиса государственного управления. Прислушается ли к ее советам (добровольно или вынужденно) правительство – это большой вопрос. Конечно, Тимошенко, исходя из политических соображений и личного антагониста Богатыревой, может игнорировать мнение СНБО, как и всех остальных (включая президента). Но, учитывая, что машина – одна, и гибнуть, в случае чего доведется вместе с бывшими друзьями, а теперь почти врагами, ей ничего не остается, как впитать заявленный конструктив. И после детальной обработки выдать за собственное ноу-хау.



комментарии [2]

03.06.2008 13:48     ТЕМА приємно бачити шляхетних панів, які оперують фактами, висуваючі свої звинувачення. Відповідаємо по суті: заплатили шалені гроші. Вже пакуємо валізи, аби прогуляти ті мільйони на Мальдівах. А щодо політики Тимошенко, то ми, як пересічні українці, не вдаючись в економічні тонкощі, відчуваємо її результати на собі й власних гаманцях. Вам, як апологету ЮВТ краще буде пояснити нам: як сталося, що Укртелеком та Нафтогаз перетворилися на збиткові структури за часів Тимошенко? Дякую наперед за обгрунтовану відповідь, не проплачену кабміном.
03.06.2008 11:56     Вільям Ти, скотина, будеш ще ляпати язиком про непідтримку БЮТ! Скільки тобі заплатиоли за цю так звану статтю?
Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: Сергей Гутиев

Народный зайка Украины: Филипп Киркоров в Киеве на улице Банковой с наградой Народного артиста в кармане.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: