ТЕМА

Культура в полевых условиях

05 августа 2005 | 11:18

Я подозреваю, что могла бы вообще никуда не ездить, если бы долгая оседлая жизнь не будила параноидальные настроения. Потому как в последнее время все мало-мальски занимательное происходит на дому. Я не попала ни на ющенковские песнопения на Говерле, ни в Киев на Спивоче Поле, ни в Шешоры на гуцульские оркестры тем не менее, этнический фестиваль как явление настиг меня в Харьковской области.


Если честно, до прошлогодних диких танцев со всеми вытекающими из них последствиями я потребляла в основном чужую этнику: греческую в виде сиртаки, русскую в виде удобоваримых интерпретаций в исполнении группы «Иван Купала», молдавскую в виде банды Zdob Si Zdub, с которой мы дружим государствами, и отвязное американское кантри. Успокаивает, что непатриоткой была не я одна. Когда узнала, что харьковское «Печенежское поле» уже четвертое по счету, пришлось поверить на слово. Потому как на предыдущем была, а про первые два ни сном, ни духом, хоть убейте. Возможно, фестиваль тогда не анонсировался должным образом, возможно, я была слишком погружена в сессию или студенческие подработки. А возможно что вернее всего, два года назад это не было существенной темой ни для организаторов, ни для потребителей. С прошлого года что-то изменилось. Как-то засев бригадой у подруги дома, мы начали копаться в компьютерной фонотеке в поисках, чего бы послушать. И после долгих споров о том, ставить «Чайф» или «Queen», мы в итоге почему-то врубили... Руслану. Сами не заметили, так получилось. Но это был первый звоночек.

Прошлогодний фестиваль от первых полуподпольных отличался небывалым размахом. Однако размах этот преследовал в свете текущих событий не только культурно-развлекательные цели. Тогда в Печенеги нагнали несоизмеримо больше музыкальных идолов. Приперся на свою голову и «Скрябин», что до последнего времени вынужден был расхлебывать. Потому что баннеры по бокам сцены были далеко не оранжевые и даже не желтые, как в этом году. И лица на баннерах у неискушенного тогда еще электората не вызывали особых эмоций ну висит и висит. Выборы потому что.

В этом году (вот ведь парадоксы истории!) мероприятие кардинально поменяло оттенок. Во-первых, звезд эстрады было меньше: только упомянутые сумасшедшие молдаване и Скрипка. Зато звезд политики было больше. Политическая ситуация прояснилась, сразу стало понятно, кого приглашать. И, как говорил Андрей Данилко про «Таврийские игры»: «Привалило раз в год Каховке счастье»... Шутка ли: Тимошенко в Печенегах! Надо сказать, что шуток наши люди не понимают. Это я о том, какие меры безопасности были приняты от обученных на взрывчатку коккер-спаниелей до казацкого оцепления в два ряда. Проще будьте, ребята, и вы даже в случае лажи сохраните лицо. Как в «Красотке»: «Когда ты улыбаешься и не суетишься, ты очень красивая». И не будет повода потом списывать свои нервы на зажравшийся Киев. Я вам по секрету скажу: по столичным улицам в будний день ходят без охраны такие люди... Дают автографы, поддерживают пространные разговоры за жизнь, подвозят до поворота... Они нормальные, простые, поверьте, а все остальное это ваш внутренний кипишь. Вот и маленькая Юля (действительно маленькая! Очень! А я-то думала, это коробовская метафора!) на пути к машине отпихнула в сторону слой охранников, и пока со всеми простыми смертными за руку не попрощалась, не успокоилась. Да и мне безболезненно удалось передать Юлии Владимировне одну очень важную штуку. Охранник, правда, пытался перехватить бумажку, типа сам передаст (м-да, передастов у нас хватает...), но Юля молча отвела его руку ни фига, мол, попустись.

В остальном все было так, как каждый день на Андреевском спуске: изделия народных мастеров в сочетании с пунктами общественного питания. Плюс, конечно же, музыка. Причем не только украинская, как можно было ожидать. Чуть ли не половина концертной программы выступления цыганских, армянских, корейских, еврейских коллективов. Это возможно только у нас. И это классно. Хуже, когда за 3 месяца ты встречаешь во Львове одного единственного негра, и тот мулат. Может, для кого-то это и немой факт мне же он говорит о многом. Пару месяцев назад знакомая киевлянка, наслышанная о Кушнареве, спросила меня: «Ну, как у вас, с новым губернатором, лучше?» «Лучше». «Чем?» Мне хотелось сказать что-то хорошее, но не банальщину, а чтобы это было одновременно и фишкой, и правдой. Крепко подумав, я ответила: «Знаешь, у нас никогда не пройдет национализм. Его у нас не будет. Его не пустят. Никогда». «Круто...» понимающе выдохнула киевлянка.

И вот еще что. Все происходящее, несмотря на волнообразные дороги, кучу организационных нестыковок и неконтролируемую подставу в виде дождя, сослужило Харькову неплохую службу. Фестиваль стал хорошей заметной «галкой» в перечне ответов на вопросы, которые будут возникать к городу и области в свете грядущей культурной революции.

Когда центральная власть решит прошвырнуться с мониторингом по краям, где украинская культура меньше выпячена наружу, чем, допустим, на Западной Украине, и когда спросит: «А есть ли в Харькове украинская культура?» мы ответим: «А вот она, туточки! Не видно, что ли? Так что давайте с промышленностью что-то решать, с медициной, с образованием. Бо с культурой порядок». А кто не верит, может приехать и убедиться воочию. Только ревизорам нужно обязательно приехать вовремя, иначе опять застанут только дымящие промзоны да барабашовские ряды. Потому что в остальное время мы вот незадача! работаем. А про историческое развитие мы в курсе. И про то, что в нем, как в любом путешествии, главное помнить обратную дорогу.

Виктория Найденова, «Пятница»



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Владимир Гусев

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: