ТЕМА

Автолобби в лоб ВТО

09 июня 2008 | 11:57 , Виктор Паладинов

Украинские государственные мужи самые непредсказуемые в мире. Не побоюсь этого слова самые наглые. Вспоминая эпопею с вхождением в ВТО, начинаешь задумываться об адекватности украинских парламентариев. Сколько переговоров, блокирование трибун, разбитых носов, в конце концов и всё зря. Казалось, Украина так жаждала вступить во Всемирную торговую организацию, что просто обязана чтить её законы. Ан нет.


Народные депутаты ещё раз показали, в этот раз на международном уровне, что дуракам, простите, нардепам никакие законы, и международные в том числе, не писаны. Вот теперь всё стало на свои места – известно, кто так яро «ставил палки в колёса» продвижению Украины в ВТО. Автолобби, представители которого находятся практически во всех партиях и блоках  Верховной Рады VI созыва, решило наплевать, если не сказать грубее, на нормы ВТО и пренебречь ими в угоду своим, даже не государственным, а личным интересам.
 
В украинском парламенте был принят, во истину смелый Законопроект № 2351-1, который предусматривает снижение пошлин на ряд товаров в рамках вступления Украины в ВТО и перенесен на 2009 год. «ЗА» принятие законопроекта «О внесение изменений в Закон Украины «О таможенном тарифе Украины» (относительно приведения ставок ввозной пошлины в соответствии с уровнем, определённым графиком тарифных обязательств Украины по вступлению в ВТО) проголосовали 367, с позволения сказать, слуг народа.
 
Некоторые официальные дилеры, дабы не упустить покупателей, которых в связи с инфляцией стало меньше, сразу же заявили о скидках на 10-15% на новый модельный ряд. Представители отечественного автопрома в парламенте почему-то испугались и решили обезопасить свои «детища» законопроектом, который, ещё раз повторю, полностью идёт в разрез с нормами ВТО.
 
Действительно, автомобильный рынок ещё не вырос, и не хочет этого делать, из коротеньких штанишек, поэтому относится к числу наиболее чувствительных отраслей отечественной экономики: законодательные колебания оборачиваются мгновенной лихорадкой всей отрасли, и как результат - снижением продаж. В зоне «особого внимания» отраслевых лоббистов - размеры акцизных и таможенных платежей при импорте автомобилей и отраслевые льготы для автосборочных предприятий.
 
На сегодняшний день на рынке сформировались несколько автомобильных объединений. Основные усилия автомобильного лобби направлены, во-первых, на упрощение таможенных процедур для импорта, во-вторых, на создание более выгодных условий для производителей. Интересы основных «групп интересов» изначально противоположны: если продавцы (импортеры и дилеры) заинтересованы в либерализации рынка и уменьшении размеров таможенных платежей, то производители наоборот заинтересованы в «закрытии рынка» с целью увеличения продаж автомобилей, собираемых внутри страны. Правда, табличка «Сделано в Украине» иногда выглядит неуместно: полноценным циклом производства (да и то не по всем моделям) может похвастаться только подконтрольный Тариэлу Васадзе Запорожский автозавод. А основная масса автомобилей в Украине собирается методом крупноузловой сборки.
 
Автомобильное лобби в украинском парламенте VI созыва осталось практически без изменений. Несмотря на то, что большинство заинтересованных в автомобильном бизнесе находится в БЮТ, само лобби, видимо, и в этот раз неофициально возглавит Почетный Президент корпорации «АИС» «регионал» Дмитрий Святаш. Его корпорация занимается продажей новых автомобилей и автобусов российского производства, а также контролирует ООО «Кременчугский автосборочный завод», собирающий автомобили марки «ГАЗ». Главенство г-ну Святашу в парламентском отряде «автомобилистов» обеспечивает исключительная заинтересованность «в теме», так как он единственный из знаковых лоббистов, чей бизнес связан только с автопромом.
 
Также интересы «своего» автопрома отстаивает коллега-«регионал» Василий Горбаль - владелец компании «Еврокар», выпускающей автомобили марок «Skoda», «Volkswagen», «Audi» и «Seat». Помимо г-на Горбаля, важную роль в «региональном» автолоббизме традиционно играет директор ОАО «Мотор-Сич» Вячеслав Богуслаев. Не стоит также забывать и о владельце автомобилестроительной компании «Иллиташ» Игоре Шкире. Что касается БЮТ, то в нем представлен целый ряд специалистов автомобильного лобби. Неизменный Тариэл Васадзе, владелец корпорации «УкрАВТО». Тариэл Шакрович - одно из самых заинтересованных лиц в защите украинского автопрома, так как, по сути, только его «ЗАЗ» производит действительно украинские автомобили, а не занимается сборкой иностранных моделей. Инициативы г-на Васадзе обычно поддерживаются Константином Жеваго и близкими к нему депутатами. Будучи совладельцем КрАЗа, г-н Живаго также заинтересован в ограниченном доступе импортных авто на украинский рынок.
 
Не менее сильны позиции Игоря Воротнюка («Кий Авто» и «Ауди Центр Киев Юг»). Выпал из списка непосредственных автомобильных лоббистов в Верховной Раде шестого созыва Петр Порошенко. Но, по слухам, его автомобильные (и прочие) интересы будут активно поддерживать ряд близких ему депутатов из НУНС. Сейчас г-н Порошенко особо заинтересован в такой поддержке, так как его корпорация «Богдан» хорошо потратилась на то, чтобы начать крупноузловую сборку автомобилей марок «Hyundai» и «Kia», и отказ от протекционизма в отрасли автомобилестроения может ударить по финансовому положению компании. Что касается «автолоббистов» в новом депутатском отряде НУНС, то здесь примечательна фигура финансового директора ООО «Лизинг-Центр» Александра Клименко.
 
В блоке Литвина, напрямую к автолоббистам можно отнести главу правления компании «Лизингтехтранс» Василия Шпака. Компания эта была создана в 2006 году при Министерстве транспорта и связи со стопроцентной государственной собственностью. Главное ее назначение - поддержка предприятий транспорта путем привлечения кредитных ресурсов для обновления подвижного состава транспорта и дополнительное гарантирование банкам их возвращения.
 
Если сравнивать автолобби парламента пятого созыва, то оно уменьшилось. Хотя желание сохранить квоты для «своего» бизнеса только увеличилось, но, видимо, ума от этого не прибавилось. Придумать другой выход, который не нарушал бы нормы ВТО, из сложившейся ситуации у слуг народа не получилось. Хотя Министерство финансов предлагало изменить принцип начисления акциза на новые автомобили: при его определении учитывать не объем двигателя, а стоимость машины. Нововведение правительства обусловлено желанием компенсировать потери бюджета от снижения с 25% до 10% ввозной пошлины на автомобили после вступления Украины в ВТО. Правда, если инициативу Минфина поддержит правительство, автомобилистов ждет очередное подорожание. В Минфине уже начали разрабатывать проект постановления Кабинета министров о введении новых ставок акцизного сбора на автомобили.
 
Что же касается законопроекта N2351-1, то депутаты добились лишь одного, по неофициальным данным, страны-участницы ВТО намерены создать спецкомиссию по поводу невыполнения Украиной своих обязательств. Дипломаты США, Японии и других стран - членов торгового клуба готовят официальное обращение к Украине.
 
Теперь вся надежа на президента, который, скорее всего, будет им ветирован. По крайней мере, хочется верить «в здоровый глузд» главы  государства, коего нет у некоторых парламентариев, как выяснилось окончательно. Да, господа народные депутаты, это вам не мелочь по карманам тырить. Теперь, как бы вам не хотелось жить по законам дикого капитализма, а с приходом в ВТО, придётся учиться жить по новым правилам или уступить место тем, кто может это делать без позора для государства.
 
И ещё, своим законопроектом автолобби подтверждают комплекс неполноценности. В свою очередь покупатель задумается: если качество хорошее, то зачем какие-то квоты. А то, что рынок могут заполнить б/у автомобили, то это, опять же, домыслы – украинцы уже предпочитают новые, хоть и украинской зборки, автомобили. Чем занимаются службы маркетинга на автопредприятиях, не известно.
     


Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: