Требовать, ждать, выбирать18 июня 2008 | 10:39 Эксперты определили, как выстроят коалицию Богатырева, Тимошенко, Ющенко и Янукович. Парламентская коалиция может быть переформатирована, а правительство оправлено в отставку. Об этом говорят политики, выдвигающие лозунг «Юля до июля». По вчерашней версии, коалиция насчитывает 225 депутатов и потому теряет право на существование. По сегодняшней, озвученной спикером Арсением Яценюком, большинство имеет право на жизнь, потому что состоит не из депутатов, а из фракций. Сколько бы бютовцы и нунсовцы в единоличном порядке ни покидали большинство, сколько бы их ни лишали мандатов, на смену им будут становиться те, кто значится в избирательных списках. Хотя большинство политиков признает юридическое существование коалиции, фактически ее называют бездействующей и разваливающейся. ТЕМА попросила экспертов определить жизнеспособность парламентского большинства и правительства, ответив на три вопроса: 1. Когда может измениться состав коалиции? 2. Как будут вести себя президент, премьер и оппозиция по отношению к большинству? 3. Усилится ли при ослабленном правительстве и парламенте роль Совета национальной безопасности и обороны Украины? Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий: 1. Не в ближайшее время. Думаю, что переформатирование коалиции случится не раньше июля. Сейчас для коалиции главное — продержаться до конца лета. А осенью уже все возможно. 2. Коротко позиции этих трех политиков можно охарактеризовать так: Янукович будет требовать, Ющенко — ждать, Тимошенко — выбирать. Виктор Янукович будет ждать официального прекращения существования коалиции, закрепленного юридически. Президент Виктор Ющенко не станет форсировать события. Премьер Юлия Тимошенко будет выбирать. Она будет решать, следует ли ей оставаться в «полукоалиции», не имея гарантий законодательной поддержки в парламенте. Союз между политическими силами Тимошенко и Януковича исключен. Не могут быть в одной коалиции два кандидата на пост премьер-министра. Янукович хочет быть только главой правительства. Разве отдаст Юлия Тимошенко ему эту должность? Литвину не стоит идти в коалицию, которая разрушается. Зачем ему спасать большинство, в которое его сразу не взяли? 3. Если не работает парламентская коалиция, то и правительство становится менее легитимным. При нынешних обстоятельствах легитимность и эффективность Кабинета Министров Юлии Тимошенко уменьшается. Стало быть, правительство необходимо подстраховывать Советом национальной безопасности и обороны. Тем более, что закон о Кабинете Министров позволяет это делать. Вакуум исполнительной власти всегда сможет заполнить Совет. Поскольку Раиса Богатырева – секретарь Совета национальной безопасности, она – человек президента, так как именно президент возглавляет этот Совет. То же самое можно сказать и о Степане Гаврише, который никогда и не отрицал того, что работает в команде главы государства. Андрей Ермолаев, политолог, директор Центра социальных исследований «София» 1. Не знаю, кто придумал слово «переформатирование». По-видимому, это были какие-то молодые политики, которые увлекаются фантастикой. Поэтому у них на языке такие слова, как «перезагрузка», «матрица», «переформатирование». О переформатировании можно говорить в контексте присоединения какой-то силы к большинству при сохранении коалиционного договора. Думаю, к этому составу коалиции уже никто не присоединится. Можно говорить о создании новой коалиции с новым договором. Здесь речь идет скорее о сентябре. Не исключено, что летом возникнет политическая пауза, когда коалиция прекратит свое существование, но создание нового альянса будет откладываться. Не исключено, что Янукович к осени будет говорить о создании новых вариантов коалиции, но на условиях «регионалов». В любом случае Янукович будет нацелен на личное участие в президентских выборах, а его партия — на полноценное возвращение во власть. То, что бизнес-крыло «регионалов» настроено на долгосрочный компромисс с Ющенко, — преувеличение. Компромиссы возможны только тактические. 2. Нельзя эти три фамилии ставить в одну строку. Ющенко и Тимошенко являются составной частью коалиционного союза: Тимошенко буквально, а Ющенко символически. Янукович является оппонентом, критиком и оппозицией данной коалиции. Думаю, что в практическом плане Ющенко и Тимошенко сходятся в том, что коалиция уже не жизнеспособна и интересна только как источник политических ресурсов. Но расходятся они тактически. Тимошенко принципиально важно максимально долго протянуть формальное существование коалиции. Нынешний развал большинства — политическое поражение правительства, которое оказывается в статусе «исполняющих обязанности». Для Ющенко был бы выгоден такой коллапсирующий период, связанный с потерей доверия к правительству и возникновением новых политических сил, которые давали бы право говорить о новых компромиссах. У Виктора Януковича другой подход. Для него Ющенко и Тимошенко — оппоненты. С ними возможно тактическое совпадение интересов, но не более. Янукович будет до последнего держать паузу. Союз между Блоком Тимошенко и Партией регионов — самый маловероятный из всех обсуждаемых. Что же касается Блока Литвина, то особенность малых политических сил в том, что они стараются реализовать свои карьерные устремления «на мизере». Это самая малочисленная фракция в парламенте. Формальное ее примыкание к любому большому альянсу не выгодно для Блока Литвина. А вот тактические реверансы, розыгрыш «золотой акции» при отдельных голосованиях всегда придают вес. Особенно, когда поднимаются резонансные вопросы. Такая роль наиболее выгодна Литвину – быть ни с кем, а каждую свою уступку использовать как повод для наращивания символического капитала. Если говорить о коалиционном будущем этого блока, то он будет участвовать в той коалиции, где получит максимальный бонус. Владимир Михайлович все еще имеет амбиции вернуться в руководство парламента. 3. Оттого что средства массовой информации стали чаще писать о Совете национальной безопасности и обороны, его институциональная роль не изменилась, она ограничена законодательством. Совет — не секретариат, не бюрократический аппарат. Это собрание высокопоставленных политиков, куда входят министры, силовики и президент. Является ли Раиса Богатырева его человеком – это вопрос к самому Ющенко. Захар Виноградов, руководитель представительства РИА «Новости» в Украине 1. Я сам часто задаю вопрос политикам, которые бывают на наших «круглых столах» и видеомостах. И никто точно ответить не может. Есть целый комплекс моментов, которые нужно учитывать. Нередко формирование новой коалиции связывают с внеочередными выборами в парламент. Но назначение новых выборов сильно повлияет на внешнеполитический имидж Украины. Это прекрасно понимают и президент, и трезвые политики в правительстве и секретариате президента. Если выборы будут назначены, это произойдет осенью, когда станут ощутимыми экономические провалы нынешнего правительства. Их спишут на действия Юлии Тимошенко и ее политической силы. Выборы возможны и после очередного саммита НАТО, который состоится в декабре 2008 года. Это случится при условии присоединения Украины к ПДЧ (Плану действий по обретению членства в НАТО). Но говорить, насколько это реально, — все равно, что гадать на кофейной гуще. Мы не знаем, как дальше могут складываться отношения между главными актерами украинской политики. Они могут ухудшаться, а могут перейти на более прагматичную основу. 2. Все прекрасно понимают, что коалиция сейчас — формально оформленный конгломерат депутатов, который реально не является единой командой. Самое сложное для политиков, которые стоят за коалицией, — сказать, что ее не существует. Все видят, что она не работает. И это одна из наибольших проблем Украины. Отсутствие коалиции, предусмотренной конституцией, приводит к конфликтам как в парламенте, так и в его отношениях с правительством и президентом. В таких условиях противостояние Тимошенко и Ющенко сохранится. Если учитывать политический прагматизм Юлии Тимошенко, то ее союз с Партией регионов вполне возможен. Но коалиция «тимошенковцев» и «регионалов» может быть создана на определенных условиях, согласно которым пост премьер-министра Виктору Януковичу не достанется. Перемещения отдельных политиков между разными силами зачастую могут объясняться не политической логикой, а другими интересами. Скажем, карьерными. Очень хороший пример в этом плане — недавнее назначение нового посла Украины в России Константина Грищенко. Еще недавно он был в теневом правительстве Януковича. Его назначение — признание реальных профессиональных заслуг и новый виток его карьеры. 3. В данной ситуации, действительно, может усиливаться роль Совета национальной безопасности и обороны как одного из участников нового политического пасьянса. Реально Совет может быть использован для давления на правительство. Во всяком случае, именно так будут восприниматься его решения Блоком Юлии Тимошенко, если продолжится противостояние между президентом и премьером. Президенту Украины необходимо было опираться на какие-то серьезные политические силы в парламенте. Так как сил «Нашей Украины» недостаточно, а Блок Юлии Тимошенко фактически действует против президента, он, видимо, частично решил опереться на Партию регионов. В этом контексте следует рассматривать приход Раисы Богатыревой в Совет национальной безопасности. Но вряд ли произошедшее можно расценивать лишь как вступление Раисы Васильевны в команду президента. Последний съезд Партии регионов – тому подтверждение. Перед ним было много разговоров о том, что Богатыреву собираются вывести из состава партии. Тем не менее, она осталась. Значит, не только президент, но и «регионалы» продолжают считать Раису Богатыреву своей соратницей. также читайте[22.10.2024] [17.10.2024] [14.10.2024] [08.10.2024] [07.10.2024] [04.10.2024] |
по темеВновь на шашлыки?21. 11. 2024 | 21:10 , Олег Ельцов. ТЕМА Украина партизанская15. 11. 2024 | 11:45 , Бенджамин Кук Про Подоляка с Банковой и бабку с 16 этажа30. 10. 2024 | 18:50 , Олег Ельцов. ТЕМА ГШ ЗСУ участвует в краш-тесте25. 10. 2024 | 13:39 , Том Купер
22 ноября 2024
19 ноября 2024 17 ноября 2024 фототема (архивное фото) |
|||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |