ТЕМА

Могильщики по вызову

08 августа 2008 | 09:51 , Михаил Нефедов

Незатихающий последние пару лет скандал вокруг Зуевского энергомеханического завода (Зугрэс, Донецкая область) из вялотекущего и провинциального может стать общегосударственным и быстро разрешиться. Публичные действия совладельцев предприятия, выглядящие со стороны, по меньшей мере, странно, привлекли внимание чиновников, которых правительство отрядило на борьбу с рейдерством.


Создание правительственной Межведомственной комиссии по вопросам противодействия противоправному поглощению и захвату предприятий, прозванной журналистами «антирейдерской», многие сочли очередным популистским шагом Кабмина. Особых последствий от этого не прогнозировали, так как подобных «анти» (коррупционных, рейдерских и пр.) координационных органов в свое время наплодили немало, но в активной борьбе с негативными явлениями эти комиссии замечены не были. Однако неутомимый трудяга Александр Турчинов, много лет подчищающий «хвосты» за своей начальницей, похоже, решил продемонстрировать, что недаром ест государственный хлеб.

 

Из-за закрытых кабминовских дверей начали просачиваться первые сведения о результатах работы антирейдерской команды Тимошенко. По крайней мере, чиновники определили более-менее конкретных врагов народа, с которыми намерены бороться. А бороться, похоже, будут – правительству нужно продемонстрировать конкретные результаты своей работы. И чем конкретней, тем лучше.

 

Пока информация о том, кто именно станет объектом внимания Комиссии, довольно отрывочна. Если исходить из этих скупых отголосков, сенсаций будет немного. Во всяком случае, новых названий – считанные единицы. Вот эти-то единицы и вызывают массу вопросов, потому что попадание в такой «рейтинг» для относительно небольших предприятий можно счесть своеобразным достижением. Правда, со знаком минус. Отрицательные «заслуги» собственников ЗЭМЗ должны быть очень значительны, чтобы этот завод поставили в первую десятку (по некоторым данным – даже в пятерку) объектов, с которыми будет работать Межведомственная комиссия.

 

Совсем недавно об этом заводе вспомнили в связи с тем, что по его вине сорвалась отгрузка зерна по экспортным контрактам в порту «Южный» в Одесской области. По сообщениям СМИ, ЗЭМЗ внезапно приостановил поставку комплектующих для монтажа погрузочной машины для пересыпки зерна в трюмы кораблей и объявил, что хочет за свои услуги и оборудование большую сумму, нежели та, что указана в договоре. По другим сведениям, завод элементарно не уложился в сроки, но желание поднять цены в процессе исполнения заказа таки имеет место быть. Разбирательства по этому поводу длятся с октября 2007 года, и дотянулись ровно до тех пор, пока не пришло время отгружать зерно нового урожая.

 

Комментарий ситуации со стороны директора завода Александра Смолякова поверг бизнес-сообщество в состояние, близкое даже не к шоковому, а, скорее, к коматозному. Цитируем почти полностью. «На протяжении 2007 года предприятие столкнулось с рядом проблем, в том числе и финансовых. Поэтому было принято единственно верное, на мой взгляд, решение по пересмотру стоимости всех заказов. Грубо говоря, мы продешевили. Тем более что в условиях хорошего урожая на зерновые, погрузочная машина действительно необходима заказчикам, ведь они тоже хотят зарабатывать деньги», - отметил Смоляков. От такой «культуры» ведения дел даже украинские бизнесмены уже отвыкли.

 

Директор, поняв, что сказал, распорядился убрать свой комментарий с официальной сетевой страницы завода, однако слово – не воробей. Известно, что новый директор – протеже одного из акционеров ЗЭМЗ Владислава Дрегера. Но после такой истории становится неясным, чем Смоляков завоевал доверие собственника – судя по его поведению, управленческая квалификация и культура ведения бизнеса у него не то что на нуле, а стремительно приближаются к нулю абсолютному. Своими повадками он  напоминает, честно говоря, поведение жуликоватого ЖЭКовского сантехника, который договаривается починить кран за пятерку, а потом пытается содрать червонец. Если признать верность принципа «скажи мне, кто твой друг…», то такие выходки протеже Владислава Дрегера вредят репутации самого донецкого бизнесмена.

 

Неудивительно, что после этого инцидента многие партнеры отказались от размещения заказов на заводе, а мечту о глобальном сотрудничестве с ИСД (о чем ходили упорные слухи) придется, скорее всего, похоронить навечно.

 

Другой странный, мягко говоря, эпизод произошел чуть раньше. Экс-руководитель завода Степан Портнов, уволенный в октябре прошлого года акционерами… пришел к правоохранителям с повинной! И рассказал, что в преступном сговоре обманул родной коллектив, но в итоге был обманут сам. Акции рабочим все равно не достались, но не достались и бывшему директору, который прибежал за защитой к милиции.

 

Впрочем, об акциях подробнее. Из государственной собственности завод вышел еще в 1992 году, одним из первых, однако полноценное акционирование пошел лишь в 2004-м. Между этими датами ЗЭМЗ являлся предприятием с коллективной формой собственности, позднее упраздненной законодательно. На первый взгляд, ничто не мешало пойти по традиционному пути, сделав завод классическим ЗАО и раздать акции всему коллективу. Однако, почему-то в числе совладельцев работников завода не оказалось. Вскоре Степан Портнов открыто обвинил некоего Владислава Дрегера в рейдерском захвате предприятия (как позже выяснилось, именно Владислав Дрегер стал мажоритарным акционером ЗЭМЗ).

 

О вынырнувшем из неизвестности (для зуевских рабочих, конечно) бизнесмене знают не слишком много. Владислав Дрегер, к примеру, успел к тому же стать участником рейдерского скандала вокруг Красноармейского машиностроительного завода (Донецкая область). Провинциальный городок Красноармейск надолго запомнил локальную войнушку имени Дрегера, потому что здесь такие киношные конфликты с маски-шоу, битьем стекол и потасовками происходят нечасто. Говорят, все закончилось перемирием, которое можно трактовать как поражение Дрегера – донецкий бизнесмен выплатил огромные отступные основному акционеру, по документам проходящему как Толчеев А.Ю. Сумма отступных значительно превышала стоимость «трофея». Зачем Владислав Дрегер с таким неистовством боролся за завод, тоже неясно, потому что после разрешения ситуации интерес к предприятию утратил окончательно.

 

Красноармейский завод интересен в данном случае и тем, что и там, и в Зуевке Дрегер доверял руководство отвоеванными предприятиями одному и тому же человеку – Игорю Елисоветскому, депутату Донецкого облсовета. Елисоветский, судя по его публичным высказываниям и оценкам специалистов, в машиностроении не смыслит ничего, что и обусловило весьма сомнительные «достижения» обоих заводов и скорое его увольнение. И в Красноармейске, и в Зуевке работающие мощности занимают лишь часть производственных площадей.

 

Увольнение Елисоветского и замена его на Смолякова отнюдь не означает, что Владислав Дрегер отказался от услуг «директора на все руки». Об этом заявляет и сам Елисоветский. Слухи о конфликте с акционерами также опровергает (по некоторым сведениям, один из акционеров завода С.А. Белгородский, в частности, требовал увольнения депутата-директора, а Дрегер отстаивал своего протеже).

 

Не исключено, что в неуемном желании «кинуть» всех донецкий бизнесмен в итоге сам окажется в роли своих жертв – если попадет под каток реприватизации захваченных рейдерами предприятий. Первый шаг на этом пути акционер ЗЭМЗ уже сделал, когда привлек к себе внимание государства, решившего поиграть мускулами.



Комментировать статью
Автор*:
Текст*:
Доступно для ввода 800 символов
Проверка*:
 

также читайте

по теме

фототема (архивное фото)

© фото: .

Индонезия, пригородный поезд. В 2007 году 26 человек, находившихся на крыше электрички, были убиты вследствие поражения электрическим током.

   
новости   |   архив   |   фототема   |   редакция   |   RSS

© 2005 - 2007 «ТЕМА»
Перепечатка материалов в полном и сокращенном виде - только с письменного разрешения.
Для интернет-изданий - без ограничений при обязательном условии: указание имени и адреса нашего ресурса (гиперссылка).

Код нашей кнопки: