Феномен Карузо в кривом зеркале звукозаписи19 августа 2005 | 14:00 , Владимир Лозовой Ни один музыкант не сделал для граммофона начальной поры больше, чем Карузо. До появления в 1902 году первых его записей, граммофон был лишь дорогой игрушкой. Компании, подобные The Gramophone and Typewriter Company и Victor Talking Machine Company имели на вооружении великолепное изобретение, позволявшее фиксировать и воспроизводить человеческий голос. Но, чтобы граммофон стяжал коммерческий успех, конкурирующим компаниям следовало убедить людей не только в необходимости покупать их аппараты, но и создать у публики интерес к пластинкам. Иначе только что рожденное изобретение зачахло бы, не успев повзрослеть. Голосу Карузо суждено было дать толчок новейшей отрасли производства. Генри Уорд Марстон IV Имя итальянского тенора Энрико Карузо давно стало синонимом вокального мастерства. Феномен его искусства был почти равновеликим феномену граммофона, как носителя звуковой информации. Именно с его именем связан триумфальный марш граммофонной пластинки по свету. Записанный на пластинки голос Карузо до сих пор остается чудом, о котором будут писать статьи, за которое будут получать уже больше века невероятные для возраста и технического несовершенства записей прибыли, а главное его слушали и будут слушать в будущем. Выросли уже три поколения слушателей, которые знают голос Энрико Карузо лишь благодаря граммофонным пластинкам. И именно граммофонные носители, в частности первые их тиражи, несут наиболее достоверную информацию о голосе великого итальянца. Карузо жил и творил в эпоху акустической звукозаписи. В его фонографическом наследстве преобладают сольные записи оперных арий и камерного вокала, хоть великий певец уделял немаловажное внимание и записям вокальных ансамблей с ведущими примадоннами и певцами тех времен. Первые записи Карузо осуществлены под фортепианный аккомпанемент, более поздние под аккомпанемент оркестра. На сегодня изданы все записи певца, даже те, которые при его жизни и во время, когда влияние наследников Карузо еще могло иметь какое-то значение, были запрещены к выпуску (выдающийся тенор гиперкритично относился к возможностям звукозаписи и отбраковывал немало проб, в которых техническое состояние или отсутствие вокального совершенства могли нанести вред имиджу исполина). За свою карьеру певца прославленный вокалист сотрудничал с четырьмя фирмами звукозаписи: Gramophone, Pathé, Zonophone и Victor. Именно на Викторе было записано большинство его пластинок. Полное собрание записей Карузо составляет двенадцать компакт-дисков. Такие собрания были изданы фирмами RCA (наследница фирмы Victor), Pearl, а недавно - Naxos. Разница между этими комплектами поражает: первому собранию место разве что на мусорке, второму и третьему в серьезных фонотеках. Следует заметить, что система акустической звукозаписи, изобретенная в 1877 году Томасом Алва Эдисоном (запись на цилиндр, который нельзя тиражировать), усовершенствованная Александром Беллом и доведенная в 1887 г. до апогея «отцом» четырех старейших фирм звукозаписи Эмилем Берлинером (изобретение плоской пластинки, которую можно тиражировать посредством гальванокопирования и прессовки) имеет определенные положительные свойства и недостатки. Дальше - больше. Считается, что граммофонные пластинки акустической поры (в случае Карузо это все его фонографическое наследие) лучше проигрывать на современных им граммофонах. На сегодня этот тезис оспаривается: современные электрофоны позволяют компенсировать нестабильность частоты вращения, доносят до слушателя тембры оркестрового аккомпанемента, и все же их преимущества в воспроизведении акустических записей спорны. Настройка старого граммофона, а в случае необходимости его ремонт это кропотливая процедура, требующая недюжинных знаний и навыков. Рупоры студийной звукозаписывающей машины и воспроизводящего звук аппарата являют собой акустические фильтры достаточно высокого (3 6-го) порядка с ограниченной полосой пропускания частот при существенной неравномерности характеристики. Эта полоса частот естественным образом оптимизирована для диапазона человеческого голоса, так что большинство музыкальных инструментов в ранних акустических записях имеют несвойственное им звучание. Это особенно заметно в аккомпанементе, которому в то время не всегда уделяли надлежащее внимание. Возникает еще несколько проблем. Пластинки с записями выпускали для употребления, их проигрывали на протяжении всей их жизни. Каждое проигрывание пластинки ухудшало состояние сохранности, добавляло поверхностные шумы и механические повреждения. Сверхжесткая граммофонная пластинка, изготовленная из шеллака с добавлением минеральных и органических наполнителей, должна была проигрываться сверхмягкой стальной или же деревянной одноразовой иглой. Каждое последующее проигрывание пластинки уже использованной иглой приводило к немедленной порче носителя. Необходимо было создать у сверхжесткой пластинки идеально пластичную, ровную, словно отполированную поверхность для предельно точного воссоздания звука. Эту проблему успешно решила американская фирма Columbia в конце 40-х годов прошлого столетия, всего за несколько лет от перехода на стандарт долгоиграния. В начале истории звукозаписи не существовало единого стандарта скорости записи пластинок, размера диска и длительности его звучания, а главное технологии записи и воссоздания звука с помощью механико-акустических устройств. К тому же в те времена певцы и инструменталисты имели привычку изменять тональность произведения, приспосабливая его к своему голосовому диапазону или же делая транспорт в более эффектную тональность. Нам придется вернуться к этой проблеме в связи с наличием в наследии Карузо записей, сделанных на полтона ниже высоты, диктуемой авторской партитурой. Спрос на записи прославленных мастеров недалекого тогда прошлого во время перехода к электрической звукозаписи породил еще несколько проблем. Можно было переписать электрическим способом записи, «снятые» со старых пластинок, усилить и немного подчистить звук (это неминуемо приводило к искажению тембров и без того бедного звука). Можно было использовать для тиражирования уже изношенные матрицы (понятное дело, качество таких дисков были жалким), а можно было отчебучить и более серьезную выходку, дописав оркестр к пластинке с «криминальным» фортепианным аккомпанементом. В любом случае серьезные фирмы наших дней не используют для воссоздания в новых форматах эти курьезы. Лейблы, профессионально занимающиеся историческим звукозаписным наследием великих мастеров, используют лишь оригиналы первых или ранних изданий в надлежащем состоянии сохранности, и на сегодня это единственная разумная практика, которой нет здравомысленной альтернативы. Карузо начинал карьеру певца как баритон, лишь в зрелые годы стал петь теноровые партии. Позже такой подход к собственному голосу демонстрировали еще несколько известных певцов и певиц (стоит назвать датчанина Лауритца Мельхиора и нашу соотечественницу Соломию Крушельницкую). Один раз при исключительных обстоятельствах певцу пришлось пропеть басовую партию спасал внезапно заболевшего друга. В грамзаписи зафиксирован лишь теноровый период его карьеры. Знатоки творчества Карузо отдают преимущество его ранним записям, сделанным на протяжении 1902-1912 годов. Если сократить этот промежуток до 1904 года, мы получим репертуар большинства дисков из подборки, о которой идет речь. Можно, напротив, за точку отсчета избрать более поздние записи именно такой путь избрал Томас Стокхем, в свое время осуществивший выпуск нескольких виниловых блинов с тотальной и грубой компьютерной обработкой звука по какому-то мудреному алгоритму. Я умышленно ограничиваю круг рецензированных записей доступными компакт-дисками. Причин для этого, по меньшей мере, две: во-первых, разобраться во всех имеющихся на коллекционном рынке аналоговых носителях (шеллаковые пластинки на 78 оборотов, долгоиграющие пластинки) под силу лишь искушенному специалисту, располагающему нешуточными средствами и неограниченным временем. Во-вторых, ценность такого академического исследования для рядового слушателя будет оставаться сомнительной, так что я просто потратил бы впустую свое и ваше время. Все экземпляры компакт-дисков Карузо от заслуживающих уважения производителей может приобрести и переслушать без излишних усилий даже не очень амбициозный собиратель. Первую порцию записей певца осуществил в миланском Гранд-отеле талантливый антрепренер и звукорежиссер Фред Гайсберг вместе с братом Вилли. Позже к делу приобщился Уильям Синклер-Дарби. Еще семь записей было осуществлено фирмой Zonophone[1]. Позже певец сделал несколько записей для фирмы Pathé[2], и, наконец началось его длительное сотрудничество с фирмой Victor, для которой он осуществил большинство записей. Виниловая эпоха принесли любителям Карузо множество горьких разочарований и немного запоздалых радостей. Реставрация акустических фонограмм это сложный и кропотливый процесс. Лишь несколько фирм смогли издать удачные результаты в этой области, и первыми должны быть упомянуты EMI, RCA Victor, Rubini, Pearl и Symposium. Понятное дело, пластинки Карузо выпускались всегда во всех странах, да еще и во всех форматах (даже в бывшем Советском Союзе). К величайшему сожалению следует признать, что все советские издания Карузо не заслуживают внимания. Они скорее искажают впечатление от наследия певца, чем пропагандируют его творчество. Ситуация немного изменилась с появлением цифровых методов обработки звука, но главным оказалось не наличие сверхмощного и сверхтонкого инструмента в руках реставратора, а наличие/отсутствие тараканов в его голове, понимание сути проблемы и избрания правильного способа ее решения. Некоторые аналоговые реставрации записей Карузо и до сих пор остаются непревзойденными: они доносят до слушателя около 60-80 % его голоса с необходимым минимумом граммофонного шума и искажений. Исполнители «акустической» поры заслуживают успехов или провала у сегодняшней аудитории именно благодаря таланту реставратора. Поговорим о цифровых и аналоговых реставрациях записей Карузо, осуществленных на протяжении последних двух десятилетий в формате компакт-диска, о виновниках их триумфа, а в двух случаях о триумфе современной техники над произведениями искусства и здравым смыслом. И не забудем, что реставраторы «и-эм-айного», «перлового» и «наксосового» Карузо, Кит Хардвик и слепой филадельфийский музыкант и звукорежиссер Уорд Марстон должны быть названными в пятерке первых реставраторов планеты. Уже одни их имена для любителей музыки ушедших эпох давно стали чем-то вроде сертификата качеств. Ограничу свои эскизы исключительно фирмами, соблюдающими нормы авторского права или же являющимися их обладателями, не умалчивая и о досадных недоразумениях. Существует несколько дисков разных фирм, на которых изданы записи Карузо, удовлетворяющие этим требованиям. О них и пойдет речь
Краткие итоги: на сегодня наиболее удачной по уровню реставраторского труда и по соотношению качество/цена следует признать свежую работу Уорда Марстона для Naxos. Феерия Грегора Цилинского, изданная к юбилею Deutsche Grammophon достойна удивления и уважения, но она лишь на 1/5 состоит из записей Карузо. Можно ограничиться изданием EMI это всего один диск. Пуристы, не желающие мириться с вмешательством электроники и компьютера в звукозаписывающее наследие Карузо, могут избрать диски фирмы Nimbus (на сегодня их выпущено уже шесть). Рядовой слушатель мог бы удовлетвориться предыдущим полным собранием Карузо на Pearl (многие коллекционеры со стажем уже имеют этот вариант), если бы не его довольно высокая цена (порядка $220 за комплект). Учитывая, что дело Марстона спорится в его крепких и энергичных руках, и работа над новым полным Карузо уже завершена выбор масс можно считать предрешенным. Полный кайф гарантирует Генри Уорд Марстон IV, а ваш покорный слуга свидетельствует: его труд достоин вашего достопочтенного внимания. [1] Качество зонофоновских дисков вызывают больше всего нареканий у слушателей и критиков, их тиражи (500 штук для каждой пластинки) поднимают коллекционную стоимость экземпляра оригинала до нескольких тысяч долларов. [2] Фирма отличалась от других оборотной скоростью (100 вместо 78 об/мин), центробежным движением иглы по спиральной канавке, наподобие современного компакт-диска, меньшей длительностью звучания стороны при немного лучших качествах и существенном отличии системы механико-акустического преобразования колебаний иглы в звук мембраны. также читайте[10.11.2024] [08.11.2024] [06.11.2024] [04.11.2024] [01.11.2024] |
по темеЯдерный опрос22. 11. 2024 | 15:32 , Олег Ельцов. ТЕМА Про 5-6 менеджеров21. 11. 2024 | 12:01 , Олег Ельцов, Тема Нарко19. 11. 2024 | 12:06 , Олег Єльцов, ТЕМА Кущ в кустах14. 11. 2024 | 11:11 , Олег Ельцов. ТЕМА Все дружно выпили и закурили12. 11. 2024 | 09:58 , Олег Ельцов. ТЕМА
22 ноября 2024
19 ноября 2024 17 ноября 2024 фототема (архивное фото) |
|||||||||||||||
новости | архив | фототема | редакция | RSS © 2005 - 2007 «ТЕМА» |